Как Католическая Церковь относится к программе «12 шагов»?

ВОПРОС: Можно ли применять католику программу Анонимных алкоголиков «12 шагов»? Какое отношение имеет к этому сообществу Католическая Церковь, одобряет ли его и рекомендует?

ОТВЕТ:

Сообщество Анонимных алкоголиков позиционирует себя как не связанное с каким-либо вероисповеданием. Тем не менее его методы активно применяются различными христианскими конфессиями. Католическая Церковь официально не высказывалась по поводу программы «12 шагов», не одобряла ее и не рекомендовала, однако эта программа используется и в католических общинах.

В апостольском послании «Evangelii gaudium» Святейший Отец Франциск называет алкоголизм одной из «слабостей, которые нуждаются в исцелении Евангелием» (69).

Обращаясь к пациентам и медперсоналу больницы Св. Франциска в Рио-де-Жанейро, во время апостольского визита в Бразилию в июле 2013 года, Папа, в частности, сказал: «Протянем руку тому, кто в трудностях, тому, кто упал во мрак зависимости, может быть, сам не зная как, и скажем ему: ты можешь встать, ты можешь подняться, это трудно, но возможно, если ты этого захочешь».

Этими мыслями вдохновляются в католических общинах. Так, в Риме тем, кто пытается избавиться от алкогольной зависимости, известно имя отца Джима, ирландца, начавшего свой путь веры в Неокатехуменальном пути в 80-х годах и десятилетиями боровшегося с пристрастием к алкоголю. Как утверждает отец Джим, рукоположенный Папой Иоанном Павлом II в 1996 году, именно «12 шагов» помогли ему понять, что трезвость – это не жертва, а дар и благодать. Сейчас отец Джим является одним из сотрудников проекта римского Епархиального центра по душепопечению в области здравоохранения, и этот проект основан именно на самопомощи согласно методу «12 шагов». Монс. Андреа Манто, возглавляющий Епархиальный центр, так описывает подход Католической Церкви к борьбе с зависимостями: «В наше время, когда так подчеркивается независимость и свобода, парадоксально видеть новые формы зависимостей и рабства. На этих окраинах бытия, где одиночество усугубляет жизненные раны, Церковь должна присутствовать прежде всего выслушивая, разделяя и сопровождая. Необходимо быть полевым госпиталем, который принимает и опекает по примеру Господа Иисуса, Доброго самарянина, – перенимая также различные виды опыта и объединяясь с другими».

Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана