13 мая — бл. Юлиана Нориджская

13 мая Католическая Церковь отмечает память блаженной Юлианы Нориджской – фигуры одновременно неизвестной и знаменитой.

О жизни блаженной Юлианы известно немногое. Даже её имя «леди Юлиана», под которым она вошла и в историю Церкви, и в историю английской литературы, скорее всего не было получено ею при крещении. Большинство её биографов считают, что Юлианой блаженную называли потому, что с 30 лет и до своей кончины, точная дата которой тоже неизвестна, она прожила отшельницей в Норидже при церкви святого Юлиана. Известно, что она жила и, скорее всего и родилась в Норидже, бывшем на тот момент одним из наиболее значительных городов Англии. Известно, что она любила свою мать и соседскую девочку Эмму Степлтон, впоследствии последовавшую её примеру, и также ставшую отшельницей; что у неё был мягкий характер; что, возможно, она принадлежала к ордену сестёр-бенедиктинок, под патронатом которых находилась церковь святого Юлиана. Она просила Бога о трёх милостях: о даре понимания Страстей Христа, для чего просила «увидеть телесным взором…страсти, которые Господь претерпел ради меня, чтоб страдать с Ним, так как страдали те, кто любил Его»; о телесной болезни, так как полагала, что физические страдания помогут ей очистить душу и о трёх ранах «истинного раскаяния», «естественного сострадания» и «упорного стремления к Богу». О двух первых дарах она просила, прибавляя, по её собственному свидетельству, всякий раз: «Господи, Ты знаешь, чего я хотела бы, и, если на то Твоя воля, пусть бы мне получить это, а если на это нет Твоей воли, Господи, не сердись, потому что я не хочу ничего – но как Ты хочешь», о третьем же даре просила «безо всякого условия».

Как рассказывает сама блаженная, что вскоре после того, как ей исполнилось тридцать с половиной лет, 8 или 13 мая 1373 года, во время тяжёлой, и как сама она думала — смертельной болезни, когда уже её мать потеряла всякую надежду на исцеление дочери, к ней позвали местного священника, который поставил перед ней, уже получившей последнее Причастие, Распятие, чтобы она утешилась, созерцая Спасителя в свой последний час. Весь мир вокруг Юлианы померк. «…Всё в комнате погрузилось во мрак, — писала она позднее об этом переживании, — всё, кроме образа Креста» и в тот момент, когда ей казалось, что она уже мертва, к ней вернулись жизнь и здоровье и вместе с исцелением ей были даны шестнадцать видений — Откровений о Божественной Любви.

Вся последующая жизнь Юлианы стала осмыслением и переживанием полученных Откровений. Нам известно, что она прожила долгую жизнь, так как в письмах современников и хрониках сохранились упоминания о ней, которые свидетельствуют, что на момент описываемых событий она была жива. Итогом размышлений о данных ей Откровениях стала книга «Откровения той, которая не знала грамоты. Год от Рождества Господа нашего 1373», получившая впоследствии название «Откровения Божественной любви». В этой книге Юлиана, передавая читателям драгоценные слова Спасителя и описывая всё, что она увидела отчасти «духовным взором», отчасти «телесными очами» предстаёт перед нами как «радостный теолог». Бог являет ей «духовное видение Своей близкой, по домашнему безыскусной любви», показывая, что «Он есть всё, что мы находим хорошим и утешительным». В одном из видений Он показывает Юлиане всё сотворённое, образ вселенной, в виде маленькой круглой вещи размером с лесной орех, которую Он держит в Своей любящей руке, и в ответ на удивление, высказанное ею и страх, что такая малость может исчезнуть в любой момент говорит, что этот крошечный тварный мир «пребывает и пребудет вечно, потому что Бог любит его; и всё имеет своё бытие по любви Божией». Стараясь понять смысл видения, Юлиана делает вывод не только о безграничной любви Бога к созданию, но и о необходимости стремиться к «Тому, Который Несотворён» и о невозможности достичь покоя  души, пока что-либо из сотворённого стоит между человеком и Творцом.

Известно, что при жизни нориджская отшельница Юлиана пользовалась уважением и любовью горожан, сохранились свидетельства о её дружеском отношении и доброжелательном отношении к тем, кто обращался к ней за духовным советом, но почти ничего неизвестно о том, как складывался культ её почитания. Тем не менее, она почитается как местночтимая блаженная в Католической Церкви Англии.

Анна Кудрик

Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

ЭТО ИНТЕРЕСНО! 

Юлиана считается первой женщиной, писавшей на английском языке. Правда, споры о том, сама ли Юлиана записывала текст своих Откровений, идут до сих пор. Как и о том, получила ли Юлиана образование, кем она была до получения видений, и даже о том, как ее на самом деле звали. Одно нельзя подвергнуть сомнению: затворница писала в эпоху переломную для английского языка и литературы. Одновременно с ней создавали свои произведения Уильям Ленгленд, Джеффри Чосер, Уолтон Хилтон.

Источник: religo.ru