Св. Бернардин Сиенский (1380-1444) был вдохновенным проповедником и обновителем религиозного благочестия первой половины XV века. «Положив упование на Бога, ходил он по городам и весям, говоря людям о добродетелях и пороках. И столь щедрая Божия благодать была на него излита, что все его глубоко уважали, с большим почтением принимали и выслушивали его как истинного апостола Христова», — сказано о нём в одном из первых латинских жизнеописаний.
Св. Бернардин родился в Италии, в знатной семье Альбидзески. В возрасте 6 или 7 лет он потерял родителей и оказался на попечении своей тёти. Примерно в 11 лет родственники отдали его в школу, где он изучал риторику, философию и право под руководством францисканца блаженного Иоанна Ристори. В учении он весьма преуспел, однако, оно не было целью его жизни. В юности он стремился помогать людям – о том, как самоотверженно он служил больным во время чумы, стало известно многим его современникам, но лишь немногие знали, что чума оставила святому в память о себе лихорадку, от которой тот страдал всю жизнь.
В возрасте 22 лет, раздав имущество бедным, он вступил в Орден Францисканцев. Первые 12 лет в ордене он вёл весьма уединённую жизнь. Господь постепенно готовил Бернардина к миссии апостола и реформатора и, наконец, призвал его идти проповедовать в Ломбардию.
В начале проповеднической миссии Бернардин испытывал затруднения из-за хрипоты и неумения заставить слушать себя, но вскоре, благодаря постоянным молитвам Богородице, его голос стал исключительно чистым и проникновенным. Гуманист Веспасиано да Битиччи пишет: «…Дорога проповедника превратилась в путь спасения людей. Во время проповеди особенно поражало, сколько было в его словах ненависти к порокам и любви к добродетелям».
Невозможно проследить всё его миссионерские путешествия, т.к. он прошёл почти всю Италию, за исключением Неаполитанского королевства. Он всегда путешествовал пешком, проповедовал иной раз до трёх-четырёх часов и часто произносил по нескольку проповедей в день. В больших городах ему приходилось говорить с кафедры, стоящей прямо на улице, потому что ни одна церковь не могла вместить толпы жаждущих его слушать.
Часто святого называют апостолом Святейшего Имени Иисуса, оно всегда было у него на устах. Входя в город, он нёс перед собой щит, на голубой лазури которого была золотом начертана монограмма Имени Иисуса (IHS), окружённая 12 солнечными лучами и увенчанная крестом. Во время проповеди он прикреплял его перед кафедрой и зажигал перед ним две свечи. В городах, разделённых враждой св. Бернардин примирял смертельных врагов и убеждал живших там людей заменять святой монограммой эмблемы гвельфов и гибеллинов (двух враждовавших партий), которые были водружены у них над парадным входом. Под влиянием проповедей св. Бернардина люди устраивали на площадях костры, где сжигали украшения, карты, игральные кости и непристойные картины и книги.
Однако деятельность францисканского проповедника нравилась не всем, и вскоре над ним разразилась буря. Его попытались обвинить в идолопоклонстве, однако Папа Мартин V, изучив его проповеди, полностью оправдал святого. Он даже предложил ему возглавить епархию в Сиене, но св. Бернардин отказался, шутливо ответив, что его епархия – это вся Италия.
Тем не менее, в 1430 году он был вынужден оставить миссионерскую деятельность и стать генеральным викарием Ордена братьев строгой обсервации (это направление в Ордене Францисканцев, призывавшее к строгому соблюдению Устава св. Франциска, зародилось около середины XIV века в монастыре Брольяно). За годы викариата св. Бернардина семья обсервантов быстро выросла. Бернардин основал либо реформировал 300 монастырей и увеличил число обсервантов с 230 до 4000. Поэтому часто можно услышать мнение, что он был «отцом обсервации». Однако, осознавая важность своей реформаторской миссии, святой всё же стремился к апостольской деятельности, которую считал своим единственным призванием. Наконец, в 1442 году, после нескольких отказов Римского Папы освободить его от почётной должности, Бернардин всё-таки получил разрешение вернуться к своей прежней деятельности.
В то время его здоровье резко ухудшилось, но, хотя он был сильно измождён и страшно исхудал, единственное послабление, которое он сделал себе – это стал ездить из города в город на осле, а не ходить пешком, как прежде. Уже умирая, Бернардин добрался до Аквилы, где 20 мая, накануне торжества Вознесения, отошёл к Господу в монастыре конвентуальных францисканцев в тот момент, когда братья пели «Отче, явил я людям Имя Твоё» (Pater, manifestavi Nomen Tuum hominibus). Могила святого была прославлена множеством чудес, и через 6 лет после смерти он был канонизирован. День его памяти – 20 мая.
Ольга Карпова
Источник: Журнал «Твой Благовестник», № 1-2, 1998