“Реформа будет двигаться вперед с решимостью, четкостью и твердыми намерениями”.
“Скандалы не могут омрачить важную работу, которую Римская Курия делает для Папы и всей Церкви”, — сказал Франциск в традиционном Рождественском обращении к Римской Курии утром 21 декабря.
В прошлом году Папа произнес сильную речь, перечисляя “болезни и грехи”, которые могут повлиять на «каждого христианина, Курию, сообщества, общины, приходы и церковные движения» и которые «требуют профилактики, бдительности, осторожности и, что грустно в некоторых случаях, долгого и мучительного вмешательства «.
В этом году он представил положительный список всех необходимых добродетелей для тех, кто работает в Курии.
Два выступления образуют диптих. Несмотря на различия, они связаны друг с другом одной нитью, которая проходит через обе речи. Они также разделяют одну и ту же точку зрения о том, что лежит в основе тайны Церкви.
В своем выступлении Папа вспомнил, что некоторые из “болезней”, осужденные им в в декабре 2014 года, «стали более очевидными в ходе прошлого года, они более не являются небольшой болью на Теле Церкви, но несут вред многим душам».
Здесь он имел в виду не только скандалы Vatileaks: “Реформа будет двигаться вперед с решимостью, четкостью и твердыми намерениями, поскольку “Ecclesia Semper reformanda” (Фраза “Церковь должна постоянно реформироваться” приписывается Хансу Кюнгу и Карлу Барту и восходит к Св. Августину. — прим. ред). При этом Папа сказал, что одного “указа” для быстрого реформирования Церкви недостаточно. Необходимы воля, трудолюбие, смирение и кротость.
Именно трудолюбие Франциск стремится практиковать сам и в том же ключе поощряет реформу Курии. А вот какой он хочет видеть ее в идеале: спокойная уверенность в себе, свободная от самонадеянности, не теряющая “холодной головы” перед лицом трудностей или препятствий. Еще один признак того, что Франциск не видит реформу Церкви как сотворение идеального идола. Да, она подвержена влияниям и ошибкам, но, если процесс постоянного изменения жив, они будут устранены, а лик Церкви — снова чист и светел.
“Тем не менее, — пояснил Папа, — даже громкие скандалы не могут скрыть эффективности работы Римской Курии для Папы и всей Церкви. Она делается с большим усилием, огромной ответственностью, приверженностью и преданностью, и это реальный источник утешения». Поэтому было бы «серьезной несправедливостью не выразить сердечную благодарность и необходимую поддержку всем тем прекрасным и честным сотрудникам Курии, которые работают с полной отдачей, преданностью, верностью и профессионализмом».
Франциск подчеркнул, что «сопротивление, трудности и неудачи» — всегда «возможности для роста, и никогда — для уныния». Они являются возможностями «вернуться к тому, что действительно важно и существенно», чтобы «прийти к соглашению с осознанием того, что мы думаем о себе, о Боге, о нашем соседе…”
Святой Год милосердия, который Церковь торжественно провозгласила совсем недавно, является «годом, который оставляет для нее и для всех нас актуальным призыв к благодарности, преобразованию, обновлению, покаянию и примирению».
В глазах Папы, настройка Церкви на “волну Христа”, удаление пятен с её лица, её очищение — это работа самого Христа. Церковная жизнь обновляется благодаря прощению Христа, в осознании того, что мы «не что иное как благодать, и не можем дать ничего, кроме Божьей благодати». В христианском опыте понимание, что спасение — это безвозмездный подарок, а не плод собственных экономических, культурных или религиозных усилий, не приводит к бездействию или апатичному сну. Речь в этом году в Курии была проникнута положительной готовностью. Готовностью действовать, не колеблясь и не отступая.
Именно поэтому в Юбилейный Год Милосердия Папа предлагает «практическую помощь», другими словами, «каталог необходимых добродетелей» для тех, кто «хотел бы сделать свое посвящение и служение Церкви более плодотворным», приглашая руководителей Дикастериев добавить свое видение к этому списку и завершить его.
Добродетели не являются выражением усилия воли или беспокойства, но могут возрастать в том, что Франциск называет “радостью Евангелия”. Если человек полон радости от созерцания работы Господа, он не сидит на месте, а также включается в работу, ведь Господь просил нас помочь в Его трудах. “Как молился святой Винсент де Поль, — цитирует Франциск, — мы должны быть всегда в курсе жизни тех, кто вокруг нас, тех, кто беспокоится, тех, кто страдает в тишине, и тех, кто чувствует себя одиноким и покинутым».
В основе списка — слово “Misericordia” (Милосердие)
Missionarietà (миссионерский дух) и pastoralità (пастырский дух)
Миссионерский дух “делает работу Курии плодородной и плодотворной», а «крепкий пастырский дух является незаменимой добродетелью священника» и «мерилом нашей Курии и священнической работы».
Idoneità (адекватность) и Sagacità (проницательность)
Первая добродетель «включает в себя приобретение необходимых знаний для осуществления наших задач и обязанностей как можно лучше, с умом и проницательностью». Проницательность же означает «готовность понять и противостоять ситуации с мудростью и креативностью”.
Spiritualità (духовность) и Umanità (человечность)
Духовность является «основой всех дел в Церкви и в христианской жизни». Человечность — «это то, что воплощает в себе истинность нашей веры», то, что «делает нас отличными от машин и роботов, которые ничего не чувствуют и никогда не двигались. После того, как нам станет трудно плакать или смеяться от души, мы начнем наш спад и процесс превращения из «человека» в нечто иное».
Esemplarità (пример) и Fedeltà (верность)
Пример означает необходимость «избегать скандалов, которые вредят душе и подрывают доверие к нашему свидетельству”.Верность — «наше посвящение, наше призвание».
Здесь Папа также процитировал грозные слова Иисуса, используемые для описания тех, кто соблазняет малых мира сего: было бы лучше для них, чтобы повесили им большой мельничный жернов на шею и потопили их в пучине морской (Мф. 18:6).
Razionalità (разумность) и Amabilità (кротость)
Первая «помогает нам избежать эмоциональных крайностей», вторая — «избыточного бюрократизма, программирования планирования». Кротость предлагает нам делать все просто и понятно, при этом используя все имеющиеся ресурсы. Разумность — делать всё с холодной головой, сохраняя энергию. Весь ее избыток, Франциск сказал, «является симптомом какого-то дисбаланса».
Innocuità (безвредность) и Determinazione (решительность)
Безвредность «делает нас осторожными в наших суждениях и способными воздерживаться от импульсивных и необдуманных действий», которые могут навредить ближнему. Решительность же, наоборот, помогает «действовать с решительной волей, четким видением, и, при этом, с послушанием Богу”, и только во имя высшего закона, ради спасении душ.
Carità (благотворительность) и Verità (правда)
«Две неразлучных добродетели христианской жизни … Благотворительность без правды становится разрушительной идеологией любезности и обхождения, а правда и истина без милосердия — близоруким законничеством».
Onestà (честность) и Maturita (зрелость)
Честность есть «последовательность и абсолютная искренность в отношении как самих себя, так и Бога». Честный и открытый человек действует праведно, даже когда нет никого, кто наблюдает за ним. «Честный человек не имеет страха быть пойманным, так как он никогда не предаст доверие других». И они не будут «никогда властными, как злой раб, в отношении лиц или вопросов, отнесенных к его или ее заботе”. Зрелость, тем временем, «стремится достичь гармонии в наших физических, умственных и духовных дарах» в течение нашей жизни.
Rispettosità (почтительность) и Umiltà (смирение)
Первая из них является добродетелью тех, «кто всегда старается показать подлинное уважение к другим, для своей работы, для своих начальников и подчиненных, для досье и документов, конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни». Смирение есть добродетель «благочестивых людей, которые становятся все более важными, поскольку они осознали, что они ничто, и ничего не могут дать, кроме Божьей благодати».
Doviziosità (усердие) и Attenzione (внимательность)
Нет пользы, объяснил Папа, открывать все святые двери всех базилик в мире, если двери нашего сердца закрыты для любви, если наши руки закрыты от того, чтобы давать, если наши дома закрыты для гостей и наши церкви для приветствия и принятия. Внимательность является заботой о мелочах, чтобы делать все в самом лучшем виде и никогда не поддаваться нашим порокам и недостаткам.
Impavidità (бесстрашие) и prontezza (готовность)
«Бесстрашие перед лицом неприятностей» дает нам возможность «действовать с дерзновением, определенностью и решимостью». Готовность «является способностью действовать свободно и легко, не привязываясь к мимолетным материальным вещам», и «никогда не обременять себя их накоплением, не быть движимыми честолюбием и не давать проблемам поймать себя”.
Affidabilità (подотчетность) и sobrietà (трезвость)
Подотчетный человек — это тот, «который чтит свои обязательства со всей серьезностью и ответственностью, когда за ним наблюдают, но прежде всего, когда он один» и «он никогда не предаст доверие, оказанное ему». Трезвость — «способность отказаться от лишнего и противостоять доминирующему потребительскому менталитету», не давать ему опьянить себя настолько, что мы забудем о Боге и ближних.
Речь идет о «взгляде на мир глазами Бога, и глазами бедных, поставив себя на место бедных людей». «Трезвый человек последовательный и простой во всех вещах, потому что он может уменьшить, восстановить, переработать, отремонтировать вещи и мир вокруг себя и продолжать жить в умеренности».
Франциск закончил свою речь, вновь призывая к милосердию, “чтобы оно направляло наши действия, вдохновляло наши реформы и просвещало наши решения». Пусть оно «учит нас, когда мы должны двигаться вперед, и когда мы должны сделать шаг назад». Папа также процитировал молитву, которую епископ из США посвятил Пресвятому Оскару Ромеро: “Сейчас это помогает, но затем нужно сделать шаг назад и посмотреть издалека… Мы рабочие, а не великие строители, служители, а не Мессии”.
Источник (англ.): www.lastampa.it
Перевод: Анатолий Максимов
Фото: AP