3 сентября — св. Григорий Великий

Святой Григорий I Великий (Gregorius Magnus) — Папа Римский (3.09.590-12.03.604), Учитель Церкви, писатель и богослов, один из четырех западных Отцов Церкви; родился около 540 года в Риме, умер там же.

Григорий родился в аристократической семье, принадлежавшей к одному из самых знатных сенаторских родов. Его прапрадед, святой Феликс II, также был Римским Папой. Григорий получил хорошее образование и, поступив на государственную службу, сделал блестящую карьеру, став в возрасте около 30 лет префектом Рима — высшим должностным лицом в городе. Но около 574-575 он оставил службу и принял монашество, а на полученное наследство основал 6 монастырей на Сицилии, а также превратил в монастырь свой дом в Риме, где сам стал простым монахом. Около 578-579 он был посвящен в диаконы и вскоре назначен апокрисиарием в Константинополь, откуда вернулся в конце 585 или начале 586 и стал ближайшим помощником Папы Пелагия II. В 590 году был избран на Римский престол (впервые Папой стал монах).

Свой понтификат Григорий начал с установления строгой дисциплины в Римской Церкви. Огромное внимание он уделял патримонию св. Петра и благодаря налаженной им высокоэффективной хозяйственной деятельности и четкой организационной структуре управления смог кормить бедных во время голода, создавать приюты и больницы, а в военное время — организовывать оборону Италии, что стало его первоочередной задачей в связи с нашествием лангобардов. Помимо принятия срочных мер по укреплению обороны, главным для него было стремление урегулировать отношения с лангобардами дипломатическим путем, но заключению мирного договора препятствовало византийское правительство, которое в то же время не направляло достаточно войск для защиты своих италийских владений, в состав которых в VI—VIII вв. входил и Рим. И только в конце понтификата Григория восторжествовала проводимая им политика мирного сосуществования с лангобардами.

Поддерживая развитие монашества, Григорий выступил с критикой эдикта византийского императора Маврикия (582-602), запрещавшего принятие монашества военными и государственным служащими. Отношения с Византией у Григория осложнились также из-за присвоения Константинопольским патриархом Иоанном IV Постником титула «Вселенский». Протестуя против этого, сам Григорий стал именовать себя «рабом рабов Божиих» (servus servorum Dei).

Большое внимание Папа уделял викариатам Римской Церкви, он вел обширную переписку с епископами, аббатами, королями и управляющими хозяйственными структурами Патримония, расположенными в разных странах. Таким образом, Григорий активно способствовал созиданию фундамента единой христианской Европы. В 596 он направил миссию в Англию во главе с римским аббатом Августином (Кентерберийским), и благодаря ее успешной деятельности английская Церковь вошла в непосредственную юрисдикцию епископа Рима.

Сочинения

Литературное наследие Григория весьма обширно. Не имея склонности к отвлеченному мышлению, в области богословия и философии он был не оригинальным мыслителем, а скорее популяризатором идей св. Августина. Направленность творчества Григория совпадала с духовными устремлениями эпохи, и потому его сочинения пользовались необычайной популярностью и оказали огромное влияние на средневековую литературу. Хотя целью творчества Григория было создание новой христианской литературы, его отношение к античной культуре не было негативным, и легенды, появившиеся в XII в., о сожжении им Палатинской библиотеки, разрушении скульптур и пр. лишены исторической достоверности. Что же касается образования, то оно, по мнению Григория, должно было быть непременным условием деятельности священника (Regula pastoralis I, 1).

Центральное место в творчестве Григория занимают проблемы человеческого бытия. Постоянно присутствующая на страницах его книг обращенность к вечности никогда не доходила у него до безразличия к жизни настоящей, к страданию и горю других людей. Ободрить побежденных лангобардами италийцев было одной из целей сочинений Григория.

Moralia, или Expositio in librum beati fob (Толкования на книгу праведного Иова) — первая и самая большая по объему книга, начатая в 580-х в Константинополе, — содержит мистические толкования библейского текста, на основании которых выстраиваются нравственные поучения. Homiliae in Evangelium (Гомилии на Евангелие, 590-592) — сборник, состоящий из 40 проповедей на евангельские сюжеты в жанре постиллы. Сборник Homiliae in Hiezechihelem prophetam (Гомилии на пророка Иезекииля, кон. 593 — нач. 594) содержит аллегорические толкования библейского текста, а также драматические размышления о судьбе Рима, утратившего положение столицы мира.

Liber regulaepastoralis (Пастырское правило, нач. 590-х) представляет собой наставление священникам и епископам и содержит требования, предъявляемые к кандидатам на священство, а также практические советы по ведению пастырской работы. Еще при жизни Григория это сочинение было переведено на греческий язык Анастасием II, патриархом Антиохийским.

Dialogi de vita et miraculis Patrum Italicorum et de aeternitate animarum (Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии душ, 593-594) — первый западный патерик, содержащий жития святых, размышления метафизического характера о бессмертии души (в т.ч. учение о чистилище) и рассказы о загробном мире, послужившие импульсом для обширной литературы в жанре видений, венцом которой стала Божественная Комедия Данте.

Григорий также занимался литургическим и церковным пением (его имя носит григорианский хорал).

Григорий, получивший на Руси имя «Двоеслов» (греч. ό Διάλογος) по самому знаменитому своему сочинению «Диалоги», стал одним из самых известных в России Римских пап. Диалоги были переведены еще в Великой Моравии учениками св. Мефодия, став одним из первых произведений на славянском языке. Кроме этого, фрагменты сочинений Григория вошли в состав различных древнерусских сборников (Прологи, Минеи-Четии).

В XII в. в честь Григория был сочинен гимн Fulget in caelis. В 1831 Папа Григорий XVI учредил «Орден св. Григория», который давали за особые заслуги перед Св. Престолом. В 1990 Папа Иоанн Павел II издал апостольское послание, посвященное 1400-й годовщине избрания Григория Папой.

В Римском мартирологе память Григория — 12 марта; под той же датой Григорий поминается и в синаксариях Восточных Церквей. С 1969 память Григория отмечается в Католической Церкви 3 сентября (день избрания Папой). В Русской Православной Церкви память Григория — 12 марта.

В.Л. Задворный

Источник: Католическая Энциклопедия. Том 2. Буквы И—Л. — М., 2005. — ISBN 5-89208-054-4