«Если бы мы не простили, то мы бы умерли в сердце». Отец Захария Букуру рассказывает о пути от убийства сорока его учеников до основания первого в Бурунди мужского монастыря, где сегодня воспитываются дети в труде и в мире.
«Чтобы выйти из этого, мы должны были совершить путешествие памяти», — так говорит отец Захария Букуру, бывший ректор малой семинарии Буты в Бурунди, о последствиях расправы над 40 своими учениками 30 апреля 1997 года. «Я думаю о годах, предшествовавших нападению. Господь подготовил нас. Десять лет готовил нас. Он дал нам так много знаков. Он говорил с нами в молитве. То, что произошло, преодолевает человеческое понимание: кажется невероятным, что такой факт можно пережить в радости».
Да, немыслимый факт. Вот хронология тех событий: было 5:30 утра, группа из 2 тысяч мятежников хуту прибыла в семинарию, где 250 студентов спали в двух общежитиях. В одном были самые молодые, от 13 до 15 лет. В другом — семинаристы до 24 лет. Солдаты входят в это общежитие и приказывают: «Хуту с одной стороны, тутси с другой». Но ребята не подчиняются. Они держатся за руки. Кто-то говорит: «Мы все бурундийцы, мы все дети Божьи». Сначала залп Калашникова, потом ручная граната. Бойня. Кто-то из выживших рассказал, что слышал, как некоторые друзья говорят вслух: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят». Это один из самых трагических эпизодов гражданской войны между хуту и тутси, которая произошла в стране в период 1993–2005 гг. и в которой погибло более 300 тысяч человек. Сегодня церковь семинарии стала Святилищем Санта-Мария-делла-Паче, где покоятся «40 мучеников братства» из Буты, место паломничества тысяч бурундийцев.
Недавно отец Захария был в Бергамо, где встретился со студентами лицея Сант-Алессандро, которые работают над переводом книги «Сорок юных мучеников Буты», в которой он рассказывает о своем опыте до и после мученической смерти своих учеников. «Сначала у меня не было времени, чтобы остановиться. Надо было похоронить мертвых, позаботиться о выживших. Восстановить разрушенные здания: это был конец учебного года, и я не хотел, чтобы кто-то потерял этот год», — объясняет священник. – «Я изо всех сил старался, чтобы семинария вновь возродилась как дом формации, которая сделала возможным такое впечатляющее свидетельство. Эти ребята показали всей Бурунди, что ненависть в них не победила».
Но с течением времени в отце Захарии происходит нечто такое, чего даже он не мог себе представить. «Во мне вновь возникло призвание, которое я по разным причинам не мог поддержать – призыв к монашеской жизни. В первый раз – потому что мой епископ не хотел, чтобы я уехал за границу после изгнания миссионеров из страны в 1979 году. Во второй – потому что после смерти моего отца мне пришлось остаться рядом со своей семьёй». Но через 3 года после мученической смерти своих учеников священник уезжает во Францию и отправляется в Бургундию, в аббатство Сен-Мари-де-ла-Пьер-Квивир – бенедиктинский монастырь, где начинается новициат. «Однако через год я снова услышал в молитве голос, который позволил мне понять, что это не мое место, что мне нужно вернуться в Бурунди, прямо в Буту, и основать монастырь на месте мученичества моих ребят. Это было нелегко принять. Как это было возможно? Один? Но в конце концов мне пришлось сдаться. Бог звал меня домой». Так в 2004 году отец Захария, ставший бенедиктинским монахом в трехстах метрах от Святилища Буты, основывает первую мужскую монашескую общину в Бурунди.
«Сначала мы построили монастырь. Затем гостевой дом, чтобы принимать тысячи паломников, которые приходили в Святилище. Три года спустя появились первые бурундийцы, и община начала расти. Сегодня в монастыре Санта-Мария-делла-Паче в Буте есть община из четырнадцати монахов: все они из Бурунди. «Я думаю, что Бог породил эти призвания как продолжение дела 40 мучеников: нужно было место, чтобы принимать бурундийцев, жаждущих мира, любви, отношений с Богом».
Как монахи первого тысячелетия внесли свой вклад в развитие Европы, так и монастырь отца Захарии начал служение для развития региона. «Наша страна погружена в очень серьезный политико-экономический кризис. Безработица среди молодежи очень высока; даже те, кто учится, не находят работу. Поэтому мы основали ассоциацию под названием Base Jeunesse, которая выступает за «Буту для устойчивого сельского хозяйства на службе у окружающей среды и молодёжи».
Монастырь купил землю и организует учебные курсы для поддержания малого сельского бизнеса. «В нашей стране молодые люди мечтают выйти из школы, надеть галстук и найти работу в офисе. Но это невозможно здесь. Мы помогаем им стоять двумя ногами на земле. И в конце курса мы даем им свинью и шесть кур, чтобы они могли начать свой маленький бизнес».
Школа заработала в 2016 году. «Мы видим, что эти курсы также являются воспитанием к миру. Учиться здесь – это возможность познакомиться с культурой солидарности и братства. Мы учим ремеслу и в то же время разделяем с ними то, чему мы научились у мучеников Буты. Мы не можем сказать, что мы любим Бога, если мы также не любим людей, и если мы не хотим способствовать социальному развитию места, в котором мы живём».
Для отца Захарии то, что ему было поручено, является миссией евангелизации. «С того момента, когда миссионеры были изгнаны, это мы должны донести Слово Божье до наших людей. И мы можем сделать это, поскольку знаем сердца наших людей даже лучше: европейские миссионеры проделали необычайную работу, но не могли вполне найти отклик в нашей душе». Африканская чувствительность, говорит монах, не похожа на европейскую чувствительность. Мы более склонны выражать наши отношения с Богом через тело. Танцевать и петь, как сделал Давид у Ковчега Завета. Я убежден, что Бог вызвал монашеское призвание, родившиеся в бурундийской земле, чтобы лучше передать христианские ценности, чтобы Евангелие проникало в нашу культуру и изменяло ее». И самая важная ценность – это прощение: «Если бы мы не простили, то мы бы умерли в сердце».
Отец Захария очень просто описывает жизнь монашеской общины: «Это школа, где человек учится любить ближнего, как брата. В общине мы обнаруживаем радость любви, взаимной помощи, прощения. Мы чувствуем тепло семейной жизни. Мы вместе ищем Бога, мы работаем вместе, мы живем с надеждой. Для меня монастырь – это райский уголок». Ответ на вопрос о том, кем является Иисус в его жизни, также прост: «Он Друг. Друг, который любит меня. И кому я решил отдать свою жизнь. За эти 20 лет я увидел, что мои отношения с ним углубились. Через трагические факты, через которые он провел меня, он решил сделать меня своим инструментом. Он привлек меня к себе и пригласил взойти на крест с Ним. И я решил последовать за Ним».
Лука Фьоре
Источник (ит.): it.clonline.org
Перевод: Константин Рогачев, Элена Фьерамонти
Основное фото: отец Захария и его собратья