8 декабря — торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

8 декабря Католическая Церковь празднует торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Догмат о Непорочном Зачатии говорит, что Дева Мария ввиду заслуг Ее Сына Иисуса Христа с помощью особой благодати была избавлена Богом от первородного греха с самого Ее зачатия (в иконографии этот момент принято изображать как поцелуй Её родителей, св. Иоакима и св. Анны у Золотых врат). В этом догмате Като­лическая Церковь выражает веру в совершенную святость Девы Марии как Матери Сына Божьего.

Несмотря на то, что в Библии не содержится прямых упоминаний о том, что Дева Мария была зачата непорочно, некоторые отрывки из Святого Писания могут рассматриваться как подтверждение данного уче­ния: в булле Ineffabilis Deus содержатся ссылки на Быт 3,15 и Лк 1,28.

Согласно первому отрывку, женщина бу­дет враждовать со змеем-искусителем, причем ее «семя» (или она сама, согласно Вульгате) будет поражать змея в голову: в христианской традиции этот стих нередко называется Первоевангелием и рассматривается как пророчество об окончательной победе Иисуса Христа над сатаной и грехом и о роли Девы Марии в этой победе.

Во втором отрывке архангел Гавриил, возвещая Марии, что она родит Сына Божьего, называет Ее κεχαριτωμένη (в Вульгате — gratia plena, «благодати пол­ная», в Синодальном переводе — «благодатная», в дониконовских старославянских переводах — «обрадованная»).

Оба библейских стиха могут рассматриваться в качестве подтверждения учения о непороч­ности зачатия Девы Марии лишь в контексте всей библейской истории спасения, понятой в со­ответствии с христианской традицией. Церковь веками размышляла над тайной искупления человече­ства от первородного греха, в том числе основываясь на вышеуказанных и других местах Святого Писания, и посте­пенно осознала, что служение Матери Искупителя (тело Которой представляет собой храм Бога, ср. 2Кор 6,16) подразумевает единственную в своем роде святость, не только в смысле отсутствия личных грехов, но и в смысле особого избрания со стороны Бога, так как Он заранее, еще «прежде создания мира», из­бирает верующих и предназначает их к служению (ср. Еф 1,3-14), давая им способность соответствовать этому избранию (ср. 2Кор 3,6). Эта особая святость распространяется на всю жизнь Марии с самого перво­го момента, Её зачатия, подобно тому как, согласно Св.Писанию, Бог призывает Своего пророка уже в утробе матери (Ис 49,1; Иер 1,5; Лк 1,15).

Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии показывает, что даруемая Господом благодать сильнее власти греха. Поэтому в Непорочной мы видим бескрайнее милосердие Отца и знак надежды на спасение для всего человечества.

По материалам Католической Энциклопедии. Т. 3 (М-П)

Изображение: «Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот», Мастер жития Марии, ок. 1460