FAQ: Таинство Евхаристии

Что такое Святая Евхаристия?

Святая ЕВХАРИСТИЯ – это таинство, в котором Иисус Христос жертвует за нас Своё Тело и Свою Кровь – Себя Самого, – чтобы мы в любви предали себя Ему и соединились с Ним в Святом Причащении. Так мы соединяемся с единым Телом Христовым – Церковью.

ЕВХАРИСТИЯ является третьим (после Крещения и Миропомазания) таинством христианского посвящения Католической Церкви. Евхаристия представляет собой центр всех этих таинств, потому что историческая жертва Иисуса на кресте совершается во время пресуществления сокровенным, бескровным образом. Так совершение Евхаристии является «источником и вершиной всей христианской жизни» (II Ватиканский Собор, Декрет о Церкви, LG, 11). К ней устремлено всё, и нет ничего более великого. Когда мы вкушаем преломляемый на ней Хлеб, мы соединяемся с любовью Иисуса, Который отдал за нас Своё Тело на древе креста; когда мы пьём из Чаши, мы соединяемся с Тем, Кто в жертве за нас пролил Свою Кровь. Мы не изобрели этот обряд. Сам Иисус совершил со Своими учениками Тайную Вечерю и в ней предвосхитил Свою смерть. Он даровал Себя Своим ученикам под знаками хлеба и вина и с этого момента призвал их и после Своей смерти совершать Евхаристию. «Сие творите в Моё воспоминание» (1 Кор 11, 24).

* * *

ЕВХАРИСТИЯ (греч. eucharistia – благодарение). Изначально Евхаристией называлась молитва благодарения, во время которой на Божественной литургии (Мессе) происходило преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Позже стали использовать это слово для обозначения в целом установленного Христом Таинства Его Тела и Крови, вкушая которые верующие соединяются с живым Христом.

* * *

«Бог дал бы нам самое большое, если бы Он имел что-то большее, чем Он сам» (Св. Иоанн Мария Вианней (1786–1859), французский сельский священник, выдающийся духовник; известен также как Арсский кюре. В Католической Церкви — покровитель священников).

* * *

См. также ККЦ 1322, 1324, 1409, 1413

Когда и как Христос установил таинство Евхаристии?

Иисус установил Святую Евхаристию накануне Своей смерти, «в ту ночь, в которую предан был» (1 Кор 11,23-25), когда Он собрал вокруг Себя апостолов в Сионской горнице в Иерусалиме и совершил с ними Тайную Вечерю.

«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание» (1 Кор 11, 23-25). Это самое раннее повествование о событии в Сионской горнице принадлежит апостолу Павлу, который сам не был очевидцем, но записал то, что было сохранено как святая тайна молодых христианских общин и совершалось на богослужении.

* * *

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13, 1).

* * *

См. также ККЦ 1323, 1337–1340

Насколько важна Евхаристия для Церкви?

Совершение Евхаристии – это сердце христианского общения. В ней Церковь становится Церковью.

Мы являемся Церковью не потому, что платим церковный налог, или хорошо друг друга понимаем, или случайно были наскоро собраны в общину, – но потому, что в Евхаристии мы принимаем Тело Христово и снова и снова преобразуемся в Тело Христово.

* * *

«Мы не можем отделить нашу жизнь от Евхаристии. В тот момент, когда мы всё же это делаем, что-то разрывается. Люди спрашивают нас: «Откуда у сестёр радость и сила делать то, что они делают?». Евхаристия – больше чем только Причастие; она содержит утоление жажды Христа. Он говорит: «Приди ко Мне». Он жаждет наших душ» (Блаженная Тереза Калькуттская).

* * *

«В Святой Евхаристии мы становимся с Богом одно, как пища с телом» (Св. Франциск Сальский).

«Не причащаться – это всё равно что умирать от жажды, находясь рядом с источником» (Св. Иоанн Мария Вианней).

«Я как будто слышал голос с высоты: «Я пища сильных; вкушай и возрастай от Меня! Но ты не будешь превращать Меня в себя, как обычную еду, но ты будешь сам превращаться в Меня» (Св. Августин (о временах своего обращения)).

«Центром вашей жизни должна стать Евхаристия. Устремите ваши глаза на Того, Который есть Свет; поднесите ваши сердца ближе к Его божественному Сердцу; просите Его о благодати познать Его, о любви, чтобы любить Его, о мужестве, чтобы служить Ему. Ищите Его страстно» (Блаженная Тереза Калькуттская).

* * *

См. также ККЦ 1325

Какие названия существуют для обозначения трапезы Иисуса с нами и что они значат?

Различные названия доносят до нас непостижимую тайну: Святая Жертва, Святая Месса, Жертва Мессы, Трапеза Господня, Преломление Хлеба, Евхаристическое собрание, Воспоминание Страстей, Смерти и Воскресения, Святая и Божественная Литургия, Святые Тайны, Святое Причастие.

Святая Жертва, Святая Месса, Жертва Мессы: не имеющая себе равных жертва Христа, которая завершает и превосходит все жертвы, осуществляется в Евхаристии. Церковь и верующие соединяются в своём самопожертвовании с жертвой Христа. Слово «Месса» происходит от латинского возгласа отпуста Ite, missa est – Идите, вы посланы [с миссией]!

Трапеза Господня: каждое совершение Евхаристии ещё и трапеза, которую Христос совершил со Своими учениками, и одновременно предвосхищение того пира, который Господь будет праздновать с искупленными в конце времён. Не мы, люди, совершаем богослужение: Сам Господь созывает нас на богослужение и в нём таинственным образом присутствует.

Преломление Хлеба: «Преломление хлеба» было древним иудейским ритуальным жестом на трапезе, который Иисус использовал на Тайной Вечере, чтобы явственно выразить то, что Он предаёт Себя «за нас» (Рим 8, 32). В «преломлении хлеба» ученики узнали Его после Воскресения. Первые христианские общины называют свои Евхаристические собрания «Преломлениями Хлеба».

Евхаристическое собрание: празднование Трапезы Господней – это также собрание «благодарения», в котором Церковь выражает себя видимым образом.

Воспоминание Страстей, Смерти и Воскресения: в совершении Евхаристии община не совершает празднование самой себя, но каждый раз по-новому открывает и празднует присутствие спасительного перехода Христа от страдания и смерти к жизни.

Святая и Божественная Литургия, Святые Тайны: в совершении Евхаристии небесная и земная Церковь соединяются в едином празднике. Поскольку евхаристические Дары, в которых присутствует Христос, являются в определенном смысле самым святым, что есть в этом мире, их называют Пресвятыми Дарами.

Святое Причастие: поскольку в Святой Мессе мы соединяемся со Христом и через Него друг с другом, это соединение называют Святым Причастием, или Причащением (латинский эквивалент этого понятия – communio – буквально означает «общение»).

* * *

См. также ККЦ 1328–1332

Кто возглавляет совершение Евхаристии?

В сущности в любом совершении Евхаристии это Сам Христос. Епископ или священник представляет Его.

Церковь верует в то, что священник, который служит Мессу, предстоит у алтаря in persona Christi capitis (лат. — в лице Христа-Главы). Это значит, что священники действуют не только вместо или по поручению Христа, но что на основании их рукоположения Христос как Глава Церкви действует через них.

Каким образом Христос присутствует во время совершения Евхаристии?

Христос присутствует в Таинстве Евхаристии сокровенно, но реальным образом. Всякий раз, когда Церковь исполняет поручение Иисуса «Сие творите в Моё воспоминание» (1 Кор 11, 25), преломляет Хлеб и преподаёт Чашу, в наше время происходит то же самое, что произошло тогда: Христос реально предаёт Себя за нас, и мы действительно обретаем часть с Ним. Та единственная и неповторимая крестная жертва Христа совершается на алтаре: совершается дело нашего искупления.

* * *

ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ – изменение в таинстве Евхаристии субстаций хлеба и вина в субстанции Тела и Крови Христа. Введя в Средние века понятие «пресуществления» богословы попытались объяснить, как может Иисус реально присутствовать под видом хлеба и вина: при произнесении священником Установительных слов (т.е. слов, сказанных Иисусом на Тайной Вечере) субстанция (существо) хлеба и субстанция вина под действием Духа Святого становятся, соответственно, субстанциями Тела и Крови Христа, хотя и сохраняются акциденции (внешние образы) хлеба и вина. Иисус Христос реально, но всё же невидимо и тАинственно, присутствует в том, что выглядит как хлеб и вино.

* * *

См. также ККЦ 1348, 1362–1367

Что происходит с Церковью, когда она совершает Евхаристию?

Каждый раз, когда Церковь совершает Евхаристию, она стоит перед Источником, из которого она сама вновь и вновь берёт начало: «вкушая» Тело Христово, Церковь становится Телом Христовым, что является её другим названием. В Жертве Христа, Который дарит нам Себя Телом и Душой, присутствует вся наша жизнь. Наш труд и наши страдания, наши радости – всё это мы можем соединить с Жертвой Христа. Когда мы приносим себя в дар таким образом, мы преобразуемся: мы приятны Богу и оказываемся для окружающих одобными доброму хлебу, который способен насытить.

Снова и снова мы ругаемся на Церковь, если думаем, что она является собранием в большей или меньшей степени хороших людей. В действительности Церковь – это то, что ежедневно таинственным образом возникает у алтаря. Бог предаёт Себя за каждого из нас в отдельности и хочет преобразовать нас через Причастие – приобщение Ему. Будучи преображёнными, мы должны преображать мир. Всё остальное, чем помимо этого является Церковь, второстепенно.

* * *

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (1 Кор 11, 26).

* * *

См. также ККЦ 1368–1372, 1414

Как часто католик должен принимать участие в евхаристическом богослужении?

Каждое воскресенье и в предписанные праздники католик обязан посещать Святую Мессу. Кто действительно ищет дружбы Иисуса, тот отзывается на личное приглашение Иисуса на Трапезу каждый раз, когда только может.

Собственно говоря, «воскресная обязанность» для настоящего христианина такое же неподходящее словосочетание, как для по-настоящему влюблённого «обязанность поцелуя». Никто не может иметь живых отношений со Христом, если он не идёт туда, где Он нас ждёт. Поэтому с давних пор Жертва Мессы является для христиан «сердцем воскресенья» и самой главной встречей всей недели.

* * *

См. также ККЦ 1389, 1417

Как мне следует подготовиться, чтобы иметь возможность принять Святое Причастие?

Тот, кто хочет принять Святое Причастие, должен быть католиком. Если он сознаёт, что у него на совести есть тяжкий грех, сначала он должен исповедоваться. Перед тем как приступить к алтарю, нужно примириться с ближним.

Не так много лет прошло с тех пор, когда принято было ничего не есть как минимум за три часа до евхаристического богослужения: так проявлялось желание подготовиться ко встрече со Христом в Причастии. Сейчас Церковь рекомендует ничего не есть минимум один час. Другим знаком благоговения является особенная, красивая одежда – в конце концов, у нас встреча с Владыкой мира.

Как изменяет меня Святое Причастие?

Каждое Святое Причастие ещё глубже соединяет меня со Христом, делает меня живым членом Тела Христова, обновляет благодать, полученную мною в Крещении и Миропомазании, и укрепляет меня в борьбе с грехом.

* * *

«Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой…» (Мф 8, 8) — слова, подобные этим словам сотника, произносит каждый католик перед принятием Святого Причастия: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя».

* * *

См. также ККЦ 1389, 1417, 1391–1397, 1416

Можно ли преподавать Евхаристию также христианам-некатоликам?

Святое Причастие является выражением единства Тела Христова. К Католической Церкви принадлежит тот, кто в ней крещён, разделяет её веру и живёт в единстве с ней. Было бы противоречием, если бы Церковь приглашала к Причастию людей, (ещё) не разделяющих веру и жизнь Церкви. Это могло бы повредить достоверности знака Евхаристии.

Отдельные православные христиане могут просить на католическом богослужении о преподании им Святого Причастия, потому что они разделяют веру Католической Церкви относительно Евхаристии, хотя они ещё не достигли полного единства с Католической Церковью. Те, кто принадлежит к другим христианским конфессиям, могут получить Святое Причастие в единичных случаях, если налицо серьёзная экстренная ситуация и если они исповедуют во всей полноте католическую веру в реальное присутствие Иисуса Христа под евхаристическими видами.

Совместное совершение католиками и протестантами Евхаристии (или, как говорят обычно протестанты, Вечери Господней) является целью, к которой устремлены все экуменические усилия, однако предвосхищать их, не восстановив реальность Тела Христова в единой вере и в одной Церкви, неверно и поэтому непозволительно. Однако к другим экуменическим богослужениям, на которых христиане совместно молятся, и Католическая Церковь относится положительно и считает их проведение желательным.

Совместное совершение Евхаристии с восточными христианами, не пребывающими в полноте общения с Католической Церковью, также невозможно до момента достижения полного единства с ними.

* * *

«При опасности смерти или в том случае, если, по суждению диоцезного епископа либо конференции епископов, к тому будет понуждать иная острая необходимость, служители-католики правомочно преподают те же таинства и другим христианам, не имеющим полного общения с Католической Церковью, которые не смогут обратиться к служителю своей общины и сами об этом попросят, если только они проявят католическую веру в отношении этих таинств и будут настроены подобающим образом». Кодекс Канонического Права Католической Церкви, канон 844 §4.

* * *

См. также ККЦ 1398–1401

Каким образом Святая Евхаристия оказывается предвосхищением вечной жизни?

Иисус обещал Своим ученикам и, стало быть, нам, что однажды мы воссядем с Ним за трапезой. Поэтому во время каждой Святой Мессы «воспоминается страдание Христа, душа наполняется благодатью, и дается нам залог грядущей славы» (антифон «O Sacrum Convivium» к песни Богородицы на II вечерне праздника Пресвятых Тела и Крови Христа).

* * *

См. также ККЦ 1402–1405

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)