Брат Роже Шютц-Марсош (Roger Louis Schutz-Marsauche), основатель христианской экуменической общины Тэзе, родился в 1915 году в швейцарском городе Провансе (кантор Юра) в семье лютеранского пастора. Шютц вспоминал об отце как о «мистике в сердце», который молился по утрам в храме (что, видимо, не было в обычае в тех местах) и однажды мальчик даже видел, как отец молился в католической церкви. Швейцария была местом ожесточенного сражения католичества и протестантизма; знаменитый св. Франциск Сальский сумел отстоять часть страны для Рима, но конфессиональные разделения остались.
Родители приучали мальчика быть выше разделений. Мать его была француженкой и приняла католичество сознательно, не в укор мужу-пастору, а чтобы свидетельствовать об отсутствии разделений между католиками и протестантами. Когда Роже пошёл в среднюю школу в соседнем городке, родители предпочли снять ему комнату в католической семье — потому что эта семья нуждалась деньгах больше, чем протестантская. Бабушка Роже по матери (француженка) тоже была женой лютеранского пастора, но часто ходила к мессе и «даже причащалась» у католиков. Во время Первой мировой войны она жила на севере Франции, прятала у себя беженцев, и потом говаривала: «Разделенные между собой христиане убивали друг друга по всей Европе; пусть хотя бы теперь они помирятся — ради того, чтобы не было новой войны».
Впрочем, эта открытость и свобода взрослых не помешали кризису веры в подростковом возрасте, равно как и туберкулёзу. Выздоровев от того и от другого, Шютц-Марсош поступил в Лозаннский университет на теологический факультет, собираясь идти по стопам отца. Он был президентом федерации студентов-христиан, активно организовывал бесконечные семинары и встречи, посвященные молитвы и изучению Библии. Магистерская работа называлась: «Идеал монашеской жизни до эпохи св. Бенедикта и его соответствие Евангелию».
Во время войны Роже очень сочувствовал разгромленным французам и писал: «Если бы там можно было приобрести дом, о котором мы мечтаем, это могло бы оказаться путём для помощи самым отчаявшимся, лишённым места в жизни; это могло бы быть и место для молчания и молитвы«. В августе 1940 г. он сумел недорого купить дом в Бургундии — между Клюни и Ситэ, древними (и заброшенными) монастырями. Как раз тогда виноградники были уничтожены филоксерой и цена на недвижимость резко упала. Шютц укрывал в своём доме людей, бежавших от нацистов (прежде всего, евреев). Внимание гестапо вынудило его, впрочем, вернуться в Швейцарию до конца войны. На Пасху 1949-м году к нему присоединился первый единомышленник.
В 1952 году Шютц написал устав Тэзе, который он назвал «Притча общины». Он предпочитал притчу — прямой речи, образ и пример — приказу. «Единственная цель нашей совместной жизни — объединить людей, преданных следованию за Христом, сделав их живым знаком единства Церкви«.
Тэзе выработала особый стиль, не похожий на обычный лютеранский, зато явно напоминающий о средневековой католической духовности и о православной традиции. Количество братьев (обеты целибата, общежития, простоты жизни; уходы бывают, хотя это каждый раз трагедия) около 80-100 человек. Трижды за день в храме Примирения проводятся службы, построенные по принципу древних монастырских последований: пение гимна, псалмы, чтение Библии, молчаливая молитва (до десяти минут).
Шютц был сторонником простоты, чтобы количество символов и знаков не затеняло главного. Впрочем, в храме было помещено много православных икон, а по пятницам молитвы проходят с поклонением Распятию, которое привезли в Тэзе православные. Правда, изображение кладут плашмя, а не ставят вертикально — но кладут на возвышение около полуметра.
Самая торжественная служба — в субботу вечером, «служба Света», когда все молящиеся держат свечи. Храм украшен призывом: «Пусть всякий входящий сюда примирится: брат с братом, сестра с сестрою, народ с народом». Пожертвования братья демонстративно не берут, отказываются и от наследства, зарабатывают своим трудом. Сам Роже и многие братья жили в странах Третьего мира среди бедняков (в 1987 г. Шютц побывал в Москве — поездка строго контролировалась властями, из «неформальных» встреч состоялось тайное мимолетное знакомство с о. А.Менем). Он дружил с матерью Терезой и вместе с ней написал книгу. Призывы к помощи беднякам, к социальным реформам соединяются с призывом прежде всего к внутренней реформе — в том числе, в сердце реформатора. Когда Шютца спросили, почему он не интересуется богословием, он ответил: «Сил на всё не хватает, нужно что-то выбирать».
Идея внутренней тишины, музыка, которая этому способствовала (стиль был выработан Жаком Бертье — короткие музыкальные фразы, ритмические, повторяющиеся), оказались очень популярны. С конца 1950-х годов в общину хлынул поток посетителей. К 2005 году в Тэзе еженедельно приезжало до шести тысяч человек. Посетителей принимают на неделю. С 1982 г. Шютц стал проводить в разных городах Европы рождественские встречи для молодёжи.
Брат Роже Шютц был убит 16 августа 2005 года в 20:30 во время вечерней молитвы во французском городке на юге Бургундии. Весной того года, 12 мая, брату Роже исполнилось 90 лет. Его убила женщина, 36-летняя румынка по имени Люменита Солкан. Нож она купила заранее в городке Клюни (это в 10 километрах от Тэзе). Как она сказала полицейским, когда ее задержали: «Я не хотела его убивать, я хотела привлечь внимание к себе».
Яков Кротов, ИСТОРИЯ ЭКУМЕНИЗМА: РОЖЕ ШЮТЦ-МАРСОШ
Из письма брата Алоиса, преемника брата Роже:
Его наследие огромно. И главное — оно живо. Брат Роже оставил нам свои записи. Но по его мнению, их нужно было еще дорабатывать сообразно ситуации. Даже устав общины, на котором основывается наша общинная жизнь, он дорабатывал много раз. Как будто этим хотел научить нас не опираться на слова и структуру, а всегда вверять себя Святому Духу.
Своим Духом Бог присутствует в каждом человеке. Брат Роже носил в сердце всех людей разных национальностей, особенно молодых и детей. Он страстно любил сопричастность. Он часто повторял слова: «Христос пришел на землю не для того, чтобы создать новую религию, но чтобы подарить каждому человеку сопричастность Богу.» Эта сопричастность — Церковь — для всех без исключения.
Открывать возможность такой сопричастности молодым людям, убирать преграды на их пути было его повседневной заботой. Он знал, что одно из самых больших препятствий — это образ Бога-судьи, сурового и внушающего страх. В нем росла убежденность, которую он старался передать всей своей жизнью: Бог может только любить. Православный богослов Оливье Клеман вспоминал, что еще недавно уверенность брата Роже в любви Божьей ознаменовала конец эпохи, когда в разных христианских конфессиях страшились карающего Бога.