Христианская психология: знай своё место

Христианская психология. Наверняка вы слышали это словосочетание, но, скорее всего, не поняли, о чём идёт речь. На самом деле, я тоже не знаю, что это, но осмелюсь поразмышлять о том, чем христианская психология быть должна, а чем — не должна ни при каких условиях.

Виктор Франкл однажды сказал: «Цель религии – спасение души, а цель психотерапии – лечение души…». Я бы хотел, чтобы эти слова стали отправной точкой в цепи рассуждений. Без проведения чёткой границы можно серьёзно запутаться и, не оказав помощь, навредить человеку. Религия и психотерапия – не взаимозаменяемы.

В моей жизни была встреча с отечественным режиссёром, который очень известен в православных кругах. Речь зашла о моей профессии, и я рассказал, что сейчас работаю со сложным случаем – девушка, которую травили однокурсники по училищу за то, что она не курит, не пьёт и не ведёт распущенный образ жизни, попала в психиатрическое отделение с попыткой самоубийства. Мой собеседник проговорил: «Интересная у вас работа, важная. Вы можете приводить ко Христу людей, которые попадают к вам на лечение. Вот и эта девушка испытывает то же, что и Господь – гонима за свою чистоту. Вы ей говорили об этом?». Я ответил ему, что девушка ещё не готова слушать проповеди, тем более – от психотерапевта. И на самом деле, она нуждалась в самом элементарном исцелении души – принятии её личности и чувств, понимании того, что я как человек и специалист не берусь судить её поступок, возможности говорить о своих трудностях и быть услышанной. Ей был необходим опыт того, что хоть одному человеку в окружающем её мире на неё не плевать. О каком спасении души она была готова тогда думать, когда сама душа не имела в тот момент для неё ценности?!

Попытки психолога или психотерапевта начать проповедь во время консультации, когда человек говорит о своих горестях, смотрится очень грубо. Они равноценны желанию прервать контакт, дать образец поведения и мышления, не разбираясь в проблеме пациента достаточно глубоко. Почему? Потому что центр процесса помощи – сам человек, его внутренний мир, способ воспринимать действительность и жить в ней. Иногда этот способ жить распался под ударами различных трудностей. Он нуждается в реконструкции, причём материалом для ремонта является опыт человека. Если пока в нём не было Бога, то не нужно искусственно Его насаждать.

Если вы заметили, к чему я клоню, то в момент консультирования в голове психотерапевта не должны верховодить догматы о первородном грехе, Декалог или Заповеди Блаженства. Абсолютное табу рекомендовать неверующему пациенту читать молитвы, идти на исповедь, соблюдать пост или креститься, а также объяснять проблемы человека его греховностью.

Но есть ли тогда вообще место христианству в психотерапии? Конечно. Христианская психология – это не рассматривание человека через призму христианского вероучения и не использование его в диагностике и терапии. Она просто означает, что сам психотерапевт является христианином, и это предполагает его особый взгляд на людей. Во-первых, каждый человек – это образ Божий, уникальная личность с особым призванием и талантами. Это также и Христос, открывающийся в тех, кто сейчас нуждается в помощи и поддержке. Во-вторых, контекст терапевтических отношений приобретает иной смысл, когда в него вливаются заповеди о любви к ближнему и любви к Богу. Появляются бережность по отношению к внутреннему миру, принятие, сочувствие. Сам психотерапевт оказывается более сосредоточенным, даже, правильнее сказать, созерцательным, открытым к руководству Духом. В-третьих, убеждения психотерапевта сказываются на том, каким образом он готов работать с клиентом. Психотерапевт сознаёт нравственные последствия своей работы. Он не будет помогать мужчине наладить отношения одновременно с женой и любовницей, не научит жену манипулировать мужем или стать стервой. Он не согласится помочь девушке забыть боль, которую она испытывает после аборта, но будет искать вместе с ней возможности для того, чтобы, имея перед глазами опыт прошлого, становиться ответственной матерью тем детям, которые родятся у неё в будущем. Он не станет учить менеджера по продажам продавать людям то, что им даром не нужно.

Я часто вижу, как важно пациентам иметь перед собой пример гармоничного, осознанного, нравственного психотерапевта. Каждый из нас – профессионалов в сфере психического здоровья – должен быть достаточно вылечен психологически. Вера даёт возможность стать вылеченным ещё и духовно. И она же открывает возможность говорить с пациентом о его духовных проблемах в тот момент, когда он эти проблемы затрагивает. А затрагивают их люди очень часто. Но и в этом случае я не оказываюсь священником. Сфера отношений с духовным часто подчиняется тем же законам, что и сфера отношений с людьми. Люди пытаются манипулировать Богом, ревновать Его, осуждать Его, невротически воспринимать Его как строгого родителя, милости которого добиться абсолютно невозможно. Обо всём этом можно и нужно говорить в терапии, но только если в этом есть клиническая необходимость.

Мои размышления можно подытожить тем, что специалист должен быть достаточно скромным. В пылу религиозных чувств он может желать спасти всех своих пациентов. Да вот только спасает один Бог. А мне лучше делать свою работу – пытаться понять, принять, разобраться с жизнью человека, пришедшего ко мне со своими трудностями. Делать её человечно и ответственно.

Максим Чекмарев

Фото: groupesaintexupery.fr