Кард. Мюллер о Папе Франциске и Патриархе Кирилле: «Эти двое уже встретились во Христе»

Префект Конгрегации доктрины веры, кардинал Герхард Мюллер написал для влиятельной католической газеты Avvenire статью о Патриархе Кирилле и Русской Православной Церкви. Католикам в России должно быть интересно, что рассказывают о России пастыри Церкви нашим европейским братьям. Специально для вас мы перевели ее на русский язык.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси, родился 20 ноября 1946 года в Санкт-Петербурге. Не только у себя на Родине, но и во всем мире его считают богословом больших знаний и глубокой духовности. Он – один из важнейших представителей православия, и потому играет решающую роль на пути к единству Церкви, каковой хотел видеть ее Христос, основание и основатель Церкви. В никео-константинопольском символе веры все мы исповедуем одно: «Верую во единую Церковь».

Православное социальное учение близко к католическому и вполне совместимо с ним. И то и другое базируются на Священном Писании и апостольской традиции, а также на общем представлении о естественном нравственном законе. В отличие от тоталитарных политических и идеологических систем, мы настаиваем на концепции о неотъемлемых правах человека, о достоинстве, которым обладает каждый человек, созданный по образу и подобию Божьему.

Для меня было большой честью и радостью присутствовать 1 февраля 2009 года (в качестве представителя епископов Германии) на церемонии интронизации Патриарха Кирилла в соборе Христа Спасителя в Москве. Этот храм – жемчужина сакральной архитектуры. Он сочетает в себе память о победе свободной России над наполеоновской агрессией в 1812 году – с памятью о победе над агрессией атеистического коммунизма против веры русского народа. Разрушая в 1931 году этот собор, ярчайший символ свободы и веры, Сталин хотел разрушить культурную и богословскую идентичность православной веры в России. На фундаменте собора он хотел воздвигнуть памятник атеизму высотой 415 метров (но этот проект не был осуществлен), а потом – гигантский бассейн. Развитие тела было признано более важным, чем созидание духа, более важным, чем возрождение, через воду и Духа Святого, к жизни вечной.

Последующая реконструкция собора и его посвящение (в 2000 году) Христу Спасителю стало символом победы мира над насилием, символом победы Христа, Искупителя всех людей, над всеми формами «самоискупления» человека. Спасение, осуществленное Богом во Христе, ведет к истине и свободе, к жизни в отказе от собственного «я» и в любви к другим. Напротив, все те люди, которые представлялись «мессиями» и «искупителями», принесли только угнетение и истребление миллионов невинных жизней.

И потому Патриарх имеет право на тот риторический вопрос, который он задает: в чем разница между попытками советской власти угасить огонь веры – и современными планами западных государств, носителей атеистической и лаицистской культуры, угасить огонь памяти о христианских корнях Европы, сместив христианский культ в область частного дела, не давая ему никаких публичных прав? С самого начала христианства различные вариации гонений на Церковь стремились уничтожить не только христиан, но и саму память о Христе.

В наши дни весьма красноречива ледяная тишина и циничное безразличие политиков и средств массовой информации к кровавым преследованиям христианства на Ближнем Востоке. А мученичество верных в атеистическом режиме советского коммунизма напоминает нам об обещании, которое Христос дал Своей Церкви: «врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18).

И нет смысла обвинять русское православие в западном лаицизме, в философском нигилизме и в научном материализме. Русскую церковь обвиняют в том, что она сейчас вернулась в ситуацию, которая была накануне русской революции. На самом же деле это не возвращении в предреволюционную ситуацию – это новая ситуация, которая появилась после падения режима насилия. Уничтожение всякой естественной солидарности, всего нравственного фундамента великого народа, уничтожение человеческого достоинства и сведение человека к уровню животных инстинктов – все это последствия веры  атеистического материализма в экономический и научный прогресс. «Рай на земле» обернулся адом. Только небесный рай, Царствие Божие, имеет силу, даже и на земле, направлять жизнь каждого человека и всего общества к истине и к тому, чтобы в полной свободе взять на себя ответственность за этот мир.

…Патриарх Кирилл констатирует, что на пути к полному общению католиков и православных не нужно считать обиды, недовольства, подсчитывать число грехов и ран. Все это не будет способствовать движению к единству. Ему будет способствовать только любовь, которая рождается от истины и рождает единство: «Единство – это видимая форма любви. Если нет единства, то нет и любви. А если нет любви, главной христианской ценности, это значит, что истина не была принята в ее полноте».

Христианская вера не является идеологией. Человеческие идеологии – это творения такого мировоззрения, согласно которому единство в разнообразии между людьми не может быть достигнуто в истине и свободе, а может быть достигнуто только через насилие и угнетение, через искушения и ложь, через создание псевдо-единства. Методы идеологии – это уравнивание и сведение всех в main stream. Напротив, единство, которое исходит от веры – это плод Духа Святого.

…Богатые исследования Патриарха об идентичности и миссии Сына Божьего можно сравнить с «Иисусом из Назарета» Папы Бенедикта. Кирилл говорит о фрагментах Священного Писания кратко и очень ясно, предлагая духовные и нравственные выводы для современной повседневной жизни. Эти размышления можно сравнить с утренними проповедями Папы Франциска во время Месс в Доме Святой Марты, а также с его размышлениями по случаю духовных упражнений. В эпоху опустошения, проистекающего от релятивизма и от агрессивной враждебности по отношению к Богу и Церкви, два этих проповедника Евангелия сходятся в одном важнейшем пункте. Они не призывают к созданию анти-идеологии, к возврату в предшествующую социокультурную ситуацию. Напротив, они вместе свидетельствуют и выделяют фигуру Христа в Его истине и в Его богочеловеческой любви к человеку.

В книге Кирилла есть и намек на его желание встретиться с папой Франциском. Мы не знаем, где – в Риме, в Москве или на нейтральной территории. Но я верю, что эти двое уже встретились во Христе, которому оба ежедневно молятся и которого оба ежедневно провозглашают. На уровне веры они уже наслаждаются этим великим единством в качестве членов Церкви, а вместе с ними – все верные католики и православные.

Мы – не две отдельные организации, которым нужно найти более или менее общие цели и ценности. По воле Иисуса существует одна единственная Церковь, которая, в каждой отдельно взятой Церкви, поддерживается пастырями, чья легитимность основана на апостольской преемственности. К сожалению, этот союз еще не до конца реализован.  По-прежнему не хватает согласия по вопросу о сущности и осуществлении примата римского епископа. Есть Церкви, которые признают данный примат в единстве с Папой. Это католические церкви. И есть другие Церкви, которые таковыми являются согласно таинствам, но которые исторически и систематически не признают католическую догму о примате. Но, как бы там ни было, мы все — христиане на пути к полному единству единственной Церкви в Троичном Боге.

…Русскую Православную Церковь обвиняют в том, что, как во времена царизма, она хочет иметь политическое влияние и преследует свои национальные интересы. Патриарх ясно отвечает на эти обвинения констатацией принципиального отличия между миссией государства и миссией Церкви. Государство занимается «временным благом» своих граждан. Цель Церкви, основанной Христом – обратить сердца людей и привести их, в свободе веры, к единству и общению с Богом. Жизнь верующих протекает в государстве и в обществе, и они (верующие) могут вносить огромный вклад в развитие культуры и общества. А Церковь должна и обязана возвышать свой голос в ситуациях, когда государственная власть идет против естественного нравственного закона, согласно которому человек — образ и подобие Божье, а также в тех случаях, когда государство по идеологическим мотивам пытается отменить этот естественный нравственный закон.

…Одно из самых глубоких размышлений патриарха Кирилла посвящено библейскому рассказу о том, как дьявол, убийца и отец лжи, искушал Христа в пустыне. Это рассказ о постоянной борьбе со злом, которое всегда против Царствия Божьего. Отвергая соблазны человеческой власти, богатства и идолопоклонничества, Христос освещает подлинное значение Царствия Божьего и миссии Церкви.

Источник (ит.): www.avvenire.it

Перевод: Сергей Гуркин

Фото: www.eparhia.ru