Адвент с вербистами: миссия и свидетельство

Размышление на первое воскресенье Адвента.

Для начала, я хочу отметить некий отрицательный аспект темы этого размышления. Слова «миссия», «миссионер» в ушах современного человека не всегда звучат положительно. Сразу вспоминаются люди, которые пытаются остановить нас на улице, чтобы рассказать о Боге, а на самом деле создается впечатление, что они пытаются вовлечь нас в свое религиозное сообщество. Миссионеры асоцируются с иностранным влиянием, чуждым местным обычаям. Из-за всего этого многие склонны думать, что миссия — это нечто, не связанное с настоящей верой. А ведь слова «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» — это последнее повеление Иисуса Христа апостолам, и оно актуально для всех христиан всех времен. В исполнении миссионерского повеления Иисуса Христа нет стремления распространить христианство как религию, его целью является передача дара спасения всем людям. Поэтому основатель Общества Божиего Слова (вербистов), святой Арнольд Янсен, сказал: «Проповедь Евангелия — это самое высокое проявление любви к ближнему». Ведь дар спасения важнее всех других благ, материальных и земных.

Миссионеры на протяжении веков старались воплотить в жизнь последнее повеление Иисуса. Для того, чтобы приблизить народам Евангелие, они не только переводили Библию на разные языки, но зачастую — как это было в случае славянских народов — вынуждены были сначала создавать алфавит, основы грамматики, строить школы, передавать людям культурное наследие и научные знания, а не только учить истинам веры. Современный человек забывает, что школы и университеты были созданы Церковью. Таким образом, миссионеры были и зачастую продолжают быть в наше время, подлинными учителями народов.

Однако, в современном мире произошли огромные изменения. Многие люди отвергают авторитет Церкви. Довольно популярным стал лозунг «My life, my rules» (моя жизнь, мои правила). Мир неохотно слушает учителей. А кого, в таком случае, хочет слушать мир? Папа Павел VI сказал: «Мир больше слушает свидетелей, чем учителей». Сегодня, как и во все другие времена, истина Божия важна сама по себе, однако в наше время особенно важно, чтобы были люди, которые руководствуются этой истиной в своей жизни, то есть важны свидетели. В известной притче говорится про то, что можно привести осла к источнику воды, но невозможно заставить его пить. То есть, можно человеку прочесть и растолковать Евангелие, но нельзя принудить его принять дар спасения. В этом рассказе об осле чувствуется определенная безысходность, ограниченность. Наверное поэтому неизвестный находчивый автор придумал продолжение: «Однако, если рядом с ослом, который не хочет пить, поставить другого осла, который будет жадно пить воду с большим удовольствием, то первый, несомненно, тоже захочет попить». Именно такова функция свидетеля. Он своей жизнью показывает, что стоит жить той истиной, которую он провозглашает. Поэтому Павел VI продолжил свою мысль следующими словами: «А если мир и слушает учителя, то потому, что он является свидетелем».

Когда мы говорим про свидетеля веры, то подразумеваем человека безупречного, исполняющего заповеди, молитвенника-подвижника. Таким ли должен быть свидетель Христа? Конечно да, ведь одно из самых строгих наказаний, о которых говорит Иисус в Евангелии, касается соблазна, то есть анти-свидетельства: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18, 6). Однако, очень важны и другие элементы свидетельства.

Во-первых, в переживании веры важна любовь к ней. Речь идет не только о механическом исполнении заповедей, но и о их глубоком осознании и любви к ним, как к тому, что исходит от Бога и служит на благо человеку. В таком духе свою любовь к Божиим установлениям выражает псалмопевец: «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем (Пс 118, 97)», «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим (Пс 118, 103)».

Во-вторых, сам Иисус в Евангелии дает нам пример людей, на первый взгляд безупречных, но которые, тем не менее, не заслуживают уважения в глазах Божиих. Речь идет, например, о фарисее из притчи: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лук 18, 10-14). Практика показывает, что сильнее, чем безупречность, трогает нас свидетельство человека, который с помощью Евангелия и Божией силы способен был преобразить свою жизнь. Мы слушаем внимательнее «живых людей», то есть людей, которые в духе веры сражаются с проблемами. Поэтому трогает нас свидетельство Папы Франциска, когда он говорит, что первое его решение бывает ошибочным, поэтому он предпочитает принимать решения на свежую голову — «Утро вечера мудренее». Мы с большим уважением слушаем супругов, которые сумели преодолеть кризис, либо наркомана, который с Божией помощью освободился от зависимости. Один мудрый человек заметил: «Интересна только правда».

Часто мы предпочитаем казаться сильными — в том числе и в вопросах веры. А на самом деле, смиренное свидетельство слабого и, возможно, грешного человека о действии силы и любви Божией в его жизни, впечатляет нас гораздо сильнее, чем пламенные речи человека, достигшего успеха своими силами. Ведь, как сказал архангел Рафаил Товии: «Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально» (Тов 12, 11).

о. Дариуш Пеляк, SVD