Завершение цикла материалов Вероники Бикбулатовой, посвященных многодетности как дару и проблемам, которые поднимают противники многодетности сегодня. Во второй части мы уже начали говорить об идоле комфортабельности, порожденном обществом потребления. Сегодня речь пойдёт о том, почему нам так страшно расстаться с этим идолом, и что предлагает нам Бог взамен.
О страданиях и трудностях как об осознанном выборе
Завладевшая миром привязанность к комфорту, увы, полностью завладела и внутренним состоянием людей. Уже давно идеалом душевной жизни провозглашен гедонизм, беспощадный ко всему тому, что нарушает наше сытое существование среди удобных, ярких и постоянно обновляющихся вещей – реальных и виртуальных. Мы настолько привыкли к удовольствиям, что всякое явление, ведущее к дискомфорту, воспринимаем как покушение на наше «счастье», понимаемое скорее как удобство. Много детей воспринимается нашим изнеженным телом и утомленным сознанием как источник «лишних», «ненужных» тревог, забот и лишений. Мы забываем о том, что счастье – это полноценное, подлинное бытие в мире. А можно ли жить полноценно, подлинно, если из жизни намеренно изъято страдание?
Подобно тому, как устранение из супружеского акта открытости к деторождению путем использования контрацепции искажает его суть, так же и избегание трудностей, связанных с большой семьей, лишает человеческое существование полноты и истинности. Аналогия эта не опосредованная, а прямая. Вспомним, Павел VI писал о «нерасторжимой связи, установленной Богом, между знаменованием [супружеского] единства и знаменованием продолжения рода, которые оба присущи супружескому акту, и эту связь человеку расторгать по своей воле не дозволено»[1]. И далее: «Если и тот и другой сущностный признак, а именно, единство [супругов] и [открытость к] деторождению сохраняется, то брачное соитие сохраняет смысл истинной взаимной любви и упорядоченности сходящего свыше дара родительства, к чему и призван человек [в браке]»[2].
Продолжая мысль, можно сказать, что нерасторжимыми сущностными признаками жизни в целом являются и удовольствие, и страдание. Избегание страдания делает и радость неполной, ненастоящей: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше [3]». Нежелание брать на себя «нагрузку» в виде бОльшего, чем принято, количества детей, лишает семью одновременно очень многих благословений. Безусловно, нагрузка эта очень велика, особенно в контексте жизни большого города, с огромным количеством требований, предъявляемых современным воспитанием и образованием, с огромным количеством вызовов – от экологического до морально-нравственного. Но надо помнить и о том, что Небесный Отец не может не сдерживать своих обещаний – семьи, щедро принимающие Его дар передачи жизни, Он одаривает многими благами. Не всегда эти дары носят материальный характер (хотя бывает так, что с каждым принятым ребенком благосостояние семьи улучшается). Но совершенно точно всегда открытость к деторождению и готовность к связанным с этим трудностям помогает семье сплотиться, возрасти в любви и согласии, в терпении и щедрости – это ли не есть самые главные плоды земной жизни?
На этом месте стоит остановиться, чтобы предвосхитить вопрос – а как же быть с теми многодетными семьями, которые создаются бездумно и стихийно, в которых присутствуют различные пороки и которые принято называть «социально неблагополучными»? Представляется, следует провести четкую границу между верующими семьями, которые стремятся воплотить в своей повседневной жизни Божью волю, и неверующими семьями, где ребенок не воспринимается как дар, но, скорее, как результат случайности или досадная помеха. В этих двух группах, как правило, по-разному проявляется отношение к страданию и трудностям. Там, где равнодушно или даже негативно относятся к приходу в мир ребенка, пытаются вычеркнуть связанные с его воспитанием сложные моменты (так же как, впрочем, и радостные), а то и вовсе забыться в алкогольном или наркотическом сне, там трудно вести речь о благословении Господнем (хотя объятия Милосердного Отца, безусловно, всегда для всех открыты). Но существует совсем другая многодетность – та, где детей рожают сознательно и с пониманием всей ответственности этого шага, отвечая тем самым на Божью любовь. Соответственно, и трудности воспринимаются иначе – как способ приблизиться к Богу, как необходимая часть духовного роста, наконец – как своего рода крест, результатом которого становится радость Воскресенья. Это и есть христианская многодетность, она несет в себе много надежды и света.
Если речь зашла о кресте, то нельзя не сказать о том, что кресты бывают разные – например, одиночество, бездетность и малодетность по воле Бога, а не по малодушию и нежеланию брать на себя трудности, связанные с воспитанием детей. Каждый крест по-своему тяжел и становится благодатным только через смирение с ним, через отдавание и посвящение его Иисусу Христу согласно Его заповеди: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»[4]. Каждый крест одновременно таит в себе призвание. Так, одиночество может нести в себе призыв к священству или монашеству, либо какое-либо служение в миру. Бездетные супруги могут не подозревать, какая благодать ждет их через усыновление детей из детского дома или через самоотверженное служение другим семьям, детям-инвалидам и т.д. Так же и с многодетностью – если Бог дает супругам способность к зачатию новой жизни и стабильное здоровье, то, значит, Он вручает им ключ от их семейного призвания. Что же до остального, то оно просто не может не приложиться. Уповающему и просящему придет от Небесного Отца все необходимое для жизни вечной и жизни земной.
Трудностей, связанных с многодетностью не нужно избегать, к ним следует стремиться. «Отвергнись себя» означает – оставь свой эгоизм, свои страхи, свою привязанность к комфорту и удовольствиям, «возьми крест твой» – прими Божью волю о творении жизни, «следуй за Мной» – отдай Богу все, что у тебя есть, все свои надежды и чаяния, страдания и лишения. И тогда на вопрос любопытствующих (очень популярный в нашей стране) – бедные, вам, наверное, очень трудно? – вы сможете улыбнуться: бывает трудно, но это благословенные трудности, они от Бога, они нужны, они ведут к благу, без них жизнь – не Жизнь.
Фото: www.yelp.com
Примечания:
[1] Павел VI. Humanae vitae.
[2] Там же.
[3] 2 Кор 1, 5.
[4] Матфей 16, 24.