«О том, сколько пользы и божественной радости приносят уединение и безмолвие монастыря тому, кто горячо предаётся этому, знают только испытавшие это на собственном опыте. Здесь сильным дана возможность погрузиться в самих себя, усердно развивая добродетель и питаясь плодами Божьей благодати. Здесь становятся настолько зоркими, что взгляд, преисполненный любви к Жениху, незамутненный ничем, позволяет увидеть Бога. Здесь пребывают в деятельном покое и отдыхают в спокойной деятельности. Здесь Бог дарует самым стойким заветную награду: покой, которого не знает мир, и радость в Святом Духе».
Святой Бруно Кёльнский (из письма к другу Родольфо иль Верде)
История основания ордена картезианцев связана с именем Бруно Кёльнского и с его идеей отшельничества, вдохновленной примером монашества первых отцов-пустынников. Формула картезианской жизни записана в Уставе ордена. Заключается она в следующем — «быть вместе в одиночестве». Иными словами, картезианство объединяет две формы духовной жизни: отшельничество и общежитие. Сам Бруно Кёльнский не написал устава ордена. Однако, основав два монастыря — один во Франции, а другой в Италии, он заложил основы картезианского монашества, определил правила жизни картезианцев, был любим и почитаем своими собратьями и до конца своих дней следовал трем постулатам картезианства: уединение, молчание и безграничная любовь к Всевышнему.
Святой Бруно родился в 1030 году в Германии в городе Кёльн. В документах отсутствуют точные данные о его происхождении. Однако считается, что он принадлежал к благородному семейству Хартенфауст. С ранних лет Бруно проявлял удивительные способности к наукам. И дарования его были столь выдающимися, что он бы отправлен учиться во Францию в знаменитую кафедральную школу при Реймсском собор. Реймсская школа в Средние века пользовалась достаточно высоким авторитетом в Европе.
Это было время развития энциклопедических знаний. Светские науки при этом служили фундаментом богословия. После того как студент осваивал грамматику, ораторское искусство и философию, то есть проходил первую ступень образования «тривиум», он приступал к изучению арифметики, музыки, геометрии и астрономии, которые входили в состав уже второй ступени образования. Эта вторая ступень — «квадривиум» — являлась курсом точных наук. Только после освоения всей системы гуманитарных и точных дисциплин можно было приступать к изучению теологии, которая рассматривалась как наивысшее знание, венчающее собой все науки.
Согласно некоторым источникам, Бруно являлся каноником коллегиальной церкви святого Куниберта в Кёльне. Во Франции преподавал в школе при Реймсском соборе, а потом долгое время возглавлял эту школу. Одним из его учеников был Эд де Шатильон де Лажери, будущий приор бенедиктинского аббатства Клюни, который в 1088 году будет возведен на папский престол под именем папы Урбана II.
В Реймсе Бруно вступил в непримиримый конфликт с архиепископом Манассе де Гурнэ, занимавшимся, по мнению Бруно, недостойными делами. В попытке привлечь Бруно на свою сторону де Гурнэ в 1075 году назначил его секретарем архиепископа. Но в 1080 году не без участия Бруно, который не переставал быть противником коррумпированного прелата, Манассе де Гурнэ был отстранен от должности. Бруно должен был бы стать его преемником, но отказался от архиепископства и от всего своего имущества, раздав его бедным. Тогда уже Бруно вынашивал идею предаться уединенной жизни, целиком посвятив себя Богу.
Хотя Бруно и понимал, что назначение его архиепископом Реймса в качестве преемника Манассе де Гурнэ позволило бы ему реформировать церковь и преобразовать нездоровую атмосферу, которая царила в ней в то время, он решил отказаться от должности. И после того как раздал все свое имущество бедным, вместе с двумя своими друзьями, Пьетро и Ламберто, Бруно в 1082 году решил отправиться в аббатство Молем. Этот монастырь был основан в 1075 году группой отшельников во главе со святым Робертом Молемским. Бруно вместе со своими спутниками на какое-то время обосновался в уединенном месте Сеш-Фонтен близ Молемского аббатства. Однако, ввиду не очень подходящих условий, решил продолжить поиски места, которое бы больше соответствовало идее отшельничества.
24 июня 1084 года, в день празднования Рождества Иоанна Крестителя, Бруно (каноник и секретарь архиепископства Реймса), Ландвино из Лукки (известный богослов), Стефано из Ди (каноник), Стефано из Бурк ан Брес (каноник), падре Гуго, Андреа и Гварино (миряне) отправились к епископу Гренобля Гуго де Шатонёфу. Накануне ночью епископу приснился сон, в котором семь звезд указывали семи странникам путь к месту, где должен был быть воздвигнут храм. Это сновидение епископ Гренобля связал с явившимися к нему наяву семью путниками, которые попросили у него выделить им территорию для осуществления своей миссии. Потрясенный этим мистическим событием и провидческим сном, Гуго даровал им участок земли в труднодоступном месте среди лесов, с тех пор называемом ввиду своей безлюдности «Пустынь Шартрёз», где и был впоследствии основан монастырь Гранд Шартрёз (Grande Chartreuse), освященный 2 сентября 1085 года.
Это место, расположенное в горном лесном районе на высоте 1175 метров над уровнем моря, изначально носило название Кальма Тросса (Calma Trossa от фр. «prairie troussée» — «вспаханный луг»). Название трансформировалось сначала в Шарм Трусс (Charme Trousse), потом — в Шартрусс (Chartrousse), и наконец, — в Шартрёз (Chartreuse). Впоследствии Бруно латинизировал название, которое стало звучать иначе — Картузия (Cartusia). Это слово послужило основой для названия монашеского ордена картузианцев (или картезианцев). В основу монашеской жизни картезианцев были положены строгие обеты уединения и молчания и безграничная любовь к Богу.
Спустя шесть лет после этого Бруно был призван в Рим своим бывшим учеником, который к тому времени стал римским папой Урбаном II. Урбан II хотел иметь при себе мудрого учителя в качестве советника. Отправляясь в Рим, Бруно доверил управление делами монашеской общины своему другу Ландвино, в лице которого он нашел себе достойную замену.
При дворе Великого понтифика Бруно тосковал по своей тихой французской обители, и, воспользовавшись тем, что Урбан II вынужден был удалиться из Рима ввиду присутствия там антипапы Климента III, поддержанного германским королем, императором Священной Римской империи Генрихом IV, он последовал за папой и обосновался в южной Италии. По предложению Урбана II Бруно был избран архиепископом Реджо-Калабрии, но отказался от возложенного на него сана, испрашивая разрешения последовать своему призванию и отыскать место, где бы он мог продолжить вести монашескую жизнь в уединении и безмолвии. Великодушный граф Руджеро д’Альтавилла предложил ему территорию в местечке Торре, расположенном на высоте 850 метров над уровнем моря, среди лесов «дальней» Калабрии. В этом месте в 1091 году Бруно основал скит святой Марии, монастырь святого Стефана и поселение для братьев-мирян. В этом монастыре, который в настоящее время называется Чертоза ди Серра Сан Бруно, Бруно прожил последние десять лет своей жизни, вновь обретя то, что утратил, покинув основанную им во Франции обитель, а именно — возможность вести уединенный образ жизни, предаваясь всецело молитвам, созерцанию и размышлениям. 6 октября 1101 года земная жизнь Бруно, основателя ордена картезианцев, прервалась. Он был похоронен возлюбленными своими братьями-монахами в гроте, в котором предавался молитвам.
Бруно Кёльнский не написал устава ордена картезианцев. Правила жизни картезианцев будут составлены позже, в 1127 году, пятым приором Великой Шартрёзы Гвиго. Официально орден картезианцев будет утвержден в 1133 году папой римским Иннокентием III. А сам Бруно Кёльнский, основатель картезианского ордена, будет канонизирован папой Григорием XV в 1623 году.
По материалам, любезно предоставленным известным итальянским исследователем истории ордена картезианцев Роберто Сабатинелли, который с большой любовью и усердием на протяжении многих лет собирает информацию, касающуюся этого ордена (www. cartusialover.wordpress.com).
Изображения: www. cartusialover.wordpress.com