Лодка Петра. Размышление с газетами в руках

«Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки».

На прошедшей неделе мы вспоминали мучеников. В среду – святого епископа Власия, в пятницу – святую деву Агафию, в субботу – святых мучеников Павла Мики и сподвижников, распятых в 16-м веке в Японии. А еще в какой-то день мы читали о мученичестве Иоанна Крестителя.

5 февраля Италия вспоминала священника Римской епархии отца Андреа Санторо. Десять лет назад молодой турецкий мусульманин выразил свой гнев против карикатуры на пророка Мухаммеда в датском журнале. Зашел в первую попавшуюся церковь, увидел первого попавшегося священника с Библией в руках, и выстрелил в спину.

И сейчас – не другое время. Сотни мучеников христианского востока. Десятки убитых священников и монашествующих в разных странах каждый год.

Господь говорил: Меня гнали и вас будут гнать. Святой Иоанн Креститель отдал свою жизнь за правду Божию. Святая Агата и другие — за Христа. Сегодня, в XXI веке, тысячи и тысячи христиан продолжают делать это. Трагедия разворачивается на наших глазах. Мир или молчит или почти ничего не делает. А дальше – по русской (может быть, не только русской) пословице: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Нет, Церковь никогда не утонет. «Врата ада не одолеют её», —  верим Христову обещанию. Но Церковь страдает. Всюду, по всему миру.

Папа Франциск говорил нам не раз:  «Наши мученики кричат нам: Мы едины! Мы уже едины – через дух и кровь! Мы на пути. Чего нам ждать? Единство — это путь, путь, который надо проделать вместе».

«Наконец-то!» — наверное, с надрывом, со слезами на глазах, почти кричал, мы помним, как это бывало — «Наконец-то!» — так начал с минской кафедры слово о встрече Папы и Патриарха наш бывший епископ Тадеуш Кондрусевич.  «Так и хочется воскликнуть: «Слава Богу, который безграничен в своем милосердии!».

Наш нынешний Владыка не такой эмоциональный, но и его срочное письмо всем верным было «с большой радостью».

Молнией, с пометками «срочно», облетело мир одновременное сообщение Апостольского Престола  и Московского Патриархата о встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла. Столько времени мир ждал этой встречи!

И вот Бог подарил нам их встречу, которая состоится 12 февраля. Бог подарил! Он! И это в первых строках совместного завяления:

«Святейший Престол и Московский Патриархат рады объявить, что по милости Божьей Его Святейшество Папа Франциск и Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретятся…».

По милости Божьей! По милосердию Божию! Какой у нас сейчас год? Год милосердия! Совпадение? Нет!

Давайте кое-что вспомним из недалекого прошлого.

В ноябре 2014 года Папа был в Турции, встречался с Вселенским Патриархом Варфоломеем. И там вот что сказал:

«Восстановление полного общения [католиков и православных] не означает подчинение одного другому, или поглощение, но наоборот — признание всех даров, которыми Господь одарил каждого, чтобы показать всему миру великую тайну спасения… Я хочу заверить каждого из вас, что для достижения желаемой цели полного единства Католическая Церковь не намерена выдвигать какие-либо требования, кроме исповедания общей веры. Мы готовы искать вместе, в свете Священного Писания и опыта первого тысячелетия, средства, с помощью которых можно обеспечить необходимое единство Церкви в современных условиях. Единственное, чего Католической Церкви хотелось бы, и к чему я стремлюсь как епископ Рима, «Церкви, которая председательствует в любви» — это единение с православными церквами».

Возвращаясь из Стамбула, из Константинополя, в самолете, как это водится, Папа беседовал с журналистами. И вот корреспондент ТАСС задал Папе вопрос о перспективах встречи с Патриархом Московским. И Папа ответил ему:

«Сначала я скажу вам кое-что обо всем православии, а потом перейду к Москве.  Я думаю, что мы с православными находимся в пути. У них [тоже] есть Таинства, у них [тоже] есть апостольская преемственность… мы находимся в пути. Чего же мы ждем? Что богословы договорятся между собой? Но придет ли когда-нибудь этот день? Я отношусь к этому скептически. Богословы хорошо трудятся, но я напомню слова [Вселенского Патриарха] Афинагора [Папе Римскому]  Павлу VI: «Давайте пойдем вперед сами, а всех богословов отправим размышлять на остров». Я думал, что это неправда, но Варфоломей подтвердил, что так и было, что он [Афинагор] так и сказал».

«Богословы хорошо трудятся». Давайте вспомним их. Вспомним нашу доктрину. Вспомним наше учение. И отрезвимся. При всём нашем желании, при всём нашем желании сердца, которое у многих из вас, ставших католиками в зрелом возрасте, и живущих с православными или т.н. православными родственниками, болит это сердце, разрывается от боли разделения, при всём нашем сердце, не желающем терпеть эту трагедию разделения, при всём при том, что порой наше сердце бежит вперед юридического, канонического факта – при всём при этом Церковь видимым образом разделена.

Об этом с болью говорил на этой неделе, например, недавний белорусский, а теперь украинский нунций архиепископ Клаудио Гуджеротти в своей лекции о Литургии:

«Единство между всеми христианами проявляется не в полной мере… Литургия сегодня — это место пророчества и проявление трагедии. С одной стороны, она объединяет нас, спасает всех вместе, с другой — разделение, которое до сих пор существует, препятствует нам праздновать Литургию в полноте евхаристического единства… Церковное единство еще не реализовалось в своей полноте…».

Разделение существует. И в этом разделении Католическая Церковь, не взирая на лица, честно и твёрдо говорит, что она единственная, кто сохранил в полноте всё то, что оставил Христос ученикам, а они – Церкви.

Сегодня Молитва верных начинается словами:

«Братья и сёстры, по благодати Божией мы приняты во Вселенскую Церковь; возблагодарим Господа и попросим об укреплении нашего единства с Ним».

И они по-особенному звучат сегодня. Мы с вами там, где надо, мы на месте, мы в истинной Церкви. Не надо этого стесняться. В мире больше миллиарда католиков. Любой здравомыслящий человек знает, что такое Католическая Церковь!

Давайте посмотрим на некоторые строки сегодняшних чтений:

«Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом Двенадцати… Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали» — говорит Апостол Павел ( 1 Кор 15, 1-11).

И вот Евангельский фрагмент:

«Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки…  И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков». (  Лк 5, 1-11).

Традиция толкования библейских текстов основывает первенство Кафедры Петра не только на этих отрывках – но сегодня у нас есть именно эти. Они очень интересны для размышления.

Две лодки. Петра и (наверное) Андрея. Два брата. Посмотрите на эту икону. Икона – символ экуменизма, икона – мечта о потерянном единстве. Два брата – Пётр и Андрей обнимаются. Пётр – первый епископ Рима, Папа. И Андрей – апостол Востока, главный святой покровитель России, по преданию – дошедший до наших земель. Эти объятия  Петра и Андрея ожидают нас в Гаване в ближайшую пятницу.

Вернёмся же в самолёт Стамбул – Рим.  Папа продолжает:

«Итак, мы подошли к Москве: я говорил Патриарху Кириллу о желании встречи, и он согласен. Я сказал ему: «Я отправлюсь куда ты скажешь, ты позови, и я поеду», — и он хочет того же. Но в последнее время, с проблемой войны, у него, бедного, много проблем, и поездка и встреча с Папой отошла на второй план. Но мы оба хотим встретиться».

На этой неделе были опубликованы важные документы к летнему Всеправославному собору, первому за 1000 лет. И там много важного, много нового:

«Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа…».

«Православная Церковь твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире».

Бурлит православный мир! Обсуждает. Спорит.

Один комментатор вспомнил «Попутную песню» Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника:

 Дым столбом – кипит,
дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле…

Мы помним ее в советском варианте, где «православный веселится наш народ» заменяли на: «веселится и ликует весь народ». Но потом, в перестройку, вмиг все изменилось. Детский  Хор Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения перепел на оригинальный текст. И наутро – уже «православный веселится наш народ».

Ведь еще несколько дней назад, митрополит Иларион, второй человек в иерархии Русской Церкви,  говорил: не будет встречи, всё это слухи, нет объективных условий для того, чтобы такая встреча состоялась, есть препятствия, одно, другое, третье.

Но:

быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле. 

Случилось. «Шибче воли» оказалась потребность во встрече.

И уже секретарь ведомства митрополита Илариона признаётся: «Сегодня сложились такие обстоятельства, в результате которых откладывать встречу больше не было никакой возможности».

У этого дня, 12 февраля, интересные покровители.

Православные в этот день празднуют собор трех великих учителей Церкви — Василия Великого,  Григория Богослова и  Иоанна Златоуста. Наше общее наследие, наши общие святые!

А, как бы мы у себя сказали, факультативно – вспоминают святого Ипполита Римского, между прочим, Папу, точнее антипапу, одного из самых плодовитых раннехристианских авторов. За антипапство своё, за узурпацию кафедры святого Петра, он покаялся, а за Христа принял мученическую смерть: привязали его за руки-ноги к четверым сильным коням и четвертовали таким способом.

Католики обязательным образом никого в этот день не вспоминают, но есть в наших святцах на этот день интересный святой — Юлиан Странноприимец из I века.

Уехал парень от родителей, женился. И родители решили его навестить. А он был на охоте, родственников приняла жена, накормила, напоила, да спать уложила. А тем временем, как говорят жития, сатана вложил в разум Юлиану ревность, и побежал он домой искать любовника жены, ворвался в спальню,  увидел под одеялом очертания двух людей, да в ярости порубил их мечом. Родителей убил. И как ему, язычнику, было утешаться? Жена ответила как: во Христе. И с тех пор Юлиан тратил всё своё богатство на больницы и дома для паломников и путников. Один из них он построил прямо у переправы через большую реку. Интересный святой, интересный намёк, символ: мост через реку.

Встреча лидеров самых крупных в мире христианских конфессий пройдёт сразу после праздника Пресвятой Девы Марии из Лурда, который Церковь отмечает 11 февраля как Всемирный день больных.

Мы знаем наши болезни, и это не только эпидемии гриппа в России или вирус Зика в Америке. Современный мир болен прежде всего духовно. И его нужно лечить. Лечить совместными усилиями христиан различных конфессий, особенно католиков и православных, ведь взгляды католичества и православия на моральные проблемы очень близки.

У этой встречи есть не только время, но и место.

Давайте вспомним еще одну песню:

Дальняя даль никому не помешала,
Мы собрались со всего земного шара.
Мы собрались за чертою океана,
Здесь, на твоей молодой земле, Гавана!

Куба далека, Куба далека,
Куба рядом, Куба рядом…

В каждом российском приходе – множество людей поколения ВИА «Пламя». Вот – вы уже подпеваете.

В той же песне:

Ты заиграй, зазвени над миром радость
Тысячи рук мы сплетаем камарадас
Тысячи глаз на тебя глядят Гавана
Тысячи раз говорим мы неустанно
Куба далека, Куба далека,
Куба рядом, Куба рядом…

Тысячи глаз на тебя глядят Гавана! Какие тысячи? Миллионы, миллиарды, будут смотреть на Гавану в пятницу.

Давайте петь дальше:

Куба — любовь моя, 
Остров зари багровой.
Песня летит над планетой звеня —
Куба — любовь моя! …

Мужество знает цель!
Стала легендой Куба…

и т.д.

Можно и нужно спорить с идеологическим пафосом этой песни 1962 года. В ней воспеваются те, кто гнал Церковь. Фидель Кастро, в детстве воспитанник иезуитов, был потом гонителем Церкви и отлучен от Церкви. Сейчас, видимо, покаялся.

Не тогда, сейчас, в ближайшую пятницу, СТАНЕТ легендой Куба.

И точно есть уже выигравшие  от этой встречи. От встречи выигрывает Куба. Куба, пишет один журналист, «как место событий исторических, Куба, которая из страны закрытой становится страной встреч и надежд. Это подарок ей от Папы Франциска, который любит Кубу и много для нее делает».

Гавана только-только стала выходить из гуманитарной изоляции.

Для Патриарха Кирилла, как и для многих наших прихожан, эта страна – напоминание о его советской молодости. А ещё именно он открыл здесь первый русский православный храм.

А для Папы – это «живое свидетельство христианского возрождения родной ему Латинской Америки».

Это и место его дипломатической победы – именно ему приписывают главную роль в снятии американского эмбарго.

Говоря о «нейтральности» территории для встречи, наверное, имеют ввиду, что в культурно-историческом  плане ни одна из сторон не может назвать Гавану полноценно своей, ни одна из сторон не скажет, что она чужая.

Но Куба – это католическая страна! Десятилетия правления братьев Кастро не убили веру в ней. В непростые годы там был святой Иоанн Павел II. Там был Бенедикт XVI и Папа Франциск уже был.

Папа – на своей земле!

Лодка Петра. Патриарх войдет в лодку Петра. Скажете преувеличение?

Мне прислали шутливую заметку православного публициста.

Упрощу ее немного:

Два пожилых человека. Ни разу не встречались. Понятно, кругом камеры, вспышки, охрана.
А тут остались вдвоем. Никого.
Мне кажется, можно было бы говорить о совместной сигаре.
Мне кажется, по такому поводу можно.

Плетеные кресла.
Стеклянный столик.
Початая бутылка рома, две рюмки.
Кубинский серо-зеленый грейпфрут с грубой подсохшей кожей.
Патриарх чистит его ножом. Кожу срезает по кругу.
Разламывает.
Половину протягивает Папе.
Кедровый увесистый футляр.

Папа из него достает две толстые плотные сигары.

Подносит к носу. Вдыхает.
Срезает кончик. Протягивает Патриарху. Вторую берет себе. Зажигает большой бензиновой зажигалкой.
Пряный густой дым поднимается вверх. К дощатому потолку.

К зеленым листьям лиан.

К пальмам. Еще выше. К небу.
Вечер. Океан.
Солнце уже по пояс в воде.
Две подводные лодки на горизонте.
— Это Ваша? — кивает Папа на горизонт.
Патриарх улыбается.
— А это наша, — улыбается Папа и откидывается в кресле.
Вечер.
Сумерки.
Дым, уходящий к звездам.

Шутка.  Но – как к месту. Вряд ли ее автор читал наше воскресное Евангелие про две лодки.

Есть ли наши подводные лодки на Кубе? Наверное. Наверное, давно есть.

А у Папы — подводные лодки? О какой лодке Папы говорится  в этой фантазии? «Сколько дивизий у Папы Римского?» –  помните вопрос Сталина? Ни одной, конечно. А лодки? Есть одна, которая, в отличие от подлодок, не тонет. Лодка Петра!

Уж простите, еще одна песня. Не моя идея, вот очередная публикация перед глазами.

«Эх, Дубинушка, ухнем». И картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» представим.  Ритмично поют мужики-бурлаки песню и тянут корабль сквозь отмель и песок: «Эх, родимая, сама пойдет, сама пойдет!» .

Писатель Александр Архангельский вспомнил эту песню и размышляет:

«Какие бы планы и намерения ни вынашивали «высокие договаривающиеся стороны», какие бы надежды и опасения ни связывали с гаванской встречей светские политики, какие бы мистические глупости ни измыслил в связи со всем этим «православный наш народ» и какую бы эйфорию ни испытывал их народ, католический, главное – случится. Будет сделан первый шаг, совершен первый рывок, бурлаки ухнут, лодка сдвинется с мели. И сама пойдет. Будет увязать, сопротивляться, в какой-то момент покажется, что все, конец, нету больше наших сил. Но пойдет, пойдет, никуда не денется».

Пойдет, потому что лодкой управляет не Папа и не Патриарх. В лодке сидит Христос: «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним…».

Многие люди – в тени этой встречи. Они её готовили. Но про одного нужно сказать. Он живет в затворе, прогуливается, когда нет туристов, с чётками в руках по садам Ватикана, а когда есть – на крыше своего монастыря – там в Италии здорово гулять по крышам. Бенедикт XVI, Папа на покое, но в молитвенной бодрости. Он – важная причина этой встречи. Он для неё немало потрудился.

Около 10-ти лет назад он говорил:

«Христианский Восток и Запад очень близки друг другу, так что можно уже говорить о почти полном общении… Наши встречи, взаимные посещения, диалоги, которые мы ведём — это не просто вежливые жесты или попытки достичь компромисса, но знак общего стремления сделать все возможное, чтобы поскорее прийти к полному единству, о котором Христос молил Отца после Тайной вечери».

А для нас? Что эта встреча для нас?

Для нас с вами самое важное – отношение простых верующих друг к другу: уважение, доверие, симпатия, любовь. Каждый на своём месте, в приходе, в семье, во дворе, на работе, на учёбе —  мы призваны узнавать друг друга и любить друг друга.

Как сказал о. Иакинф Дестивель, бывший настоятель храма св. Екатерины в Петербурге, а сейчас один из непосредственных организаторов встречи Папы и Патриарха: «Встреча первоиерархов важна только тогда, когда она помогает встрече каждого православного с каждым католиком, встрече христиан… Верующие католики и православные в России должны воспринять встречу Папы Франциска с Патриархом Кириллом как призыв к своей встрече».

А еще мы призваны молиться. И поэтому в совместном Заявлении о встрече Папа и Патриах приглашают: «всех христиан усердно молиться о том, чтобы Бог благословил эту встречу, которая может принести добрые плоды». Всех христиан!

О Встрече молится и тот, кто НЕ-встречу переживал как личную трагедию. Папа Иоанн Павел II – несомненно, небесный покровитель встречи в Гаване. Он о ней молился при жизни, он о ней предстательствует и сейчас:

«Да сократит Господь время и пространство! Скоро, очень скоро, да сподобит нас Христос, Свет востока, осознать, что в действительности, несмотря на вековую отдаленность, мы были крайне близки, ибо совместно, быть может, не зная о том, шли навстречу Единому Господу и, следовательно, друг ко другу!»

Аминь!

о. Георгий Кромкин
викарий католического прихода в г. Владимире