Во вторник, 1 марта, в Папском Григорианском Университете в Риме прошла встреча с приором общины Taize, братом Алоисом, в рамках цикла конференций о единстве христиан. Встречу посетила Анастасия Подлиняева.
Трудно найти современного христианина, который бы не слышал совсем ничего об общине Taize. У нас может быть свое особенное мнение о Taize, позитивное или не очень. Но почти для каждого, кто тем или иным образом соприкасался с этим необычном явлением, оно стало открытием. Иоанн Павел II называл эту общину “маленькой весной”, а для ее приора, брата Алоиса, это “мастерская любви”. И вот он, неутомимый работник этой мастерской, сидит теперь напротив студентов и профессоров Римского Университета и улыбаясь, рассказывает о своем ежедневном труде под руководством Главного Мастера.
Брат Алоис был выбран на должность приора общины еще при жизни брата Роже, основателя Taize, который еще в 1988 году сказал, что хочет видеть своим преемником именного брата Алоиса. “Брат Роже никогда не давал мне никаких инструкций насчет того, каким должен быть приор”, — вспоминает теперь брат Алоис, — “он говорил только: ясный ум, дух милосердия и доброе сердце. Этого вполне достаточно! Его примера мне было достаточно, чтобы понять — я здесь, чтобы продолжать путь, созидать мир и поддерживать огонь любви. Мы идем путем доверия, зная, что в каждом живом существе обитает Бог, каждый способен любить и любви достоин”.
С этой непоколебимой уверенностью братья Taize идут тем самым путем доверия, совершая молодежные встречи в разных уголках мира, от Женевы до Бразилии, ежегодно посещая Папу Римского, бывая у Патриарха Московского, у Патриарха Варфоломея, у архиепископа Кентерберийского, у многих других религиозных лидеров.
“Мы с братьями не можем оставаться на месте, община Taize все время в пути! Мы ищем страстно единства Тела Христова, потому что знаем, что оно уже существует в нас и среди нас с момента нашего крещения. Разделены христиане, но не Церковь!” — убежденно говорит брат Алоис.
Стоит вдуматься в эти слова. Мы не должны искать это единство вне нас самих, потому что оно уже есть в нас, оно свойственно самой нашей натуре, если мы действительно любим и ищем любви. Если это так, то нам нужно всего лишь обратиться к себе, к самому своему сердцу. Нет иного пути к единству. Единство начинается не с пактов и заседаний, а с любящего сердца!
Создавая устав общины, брат Роже обращался к своим собратьям: “имей страсть к единству Тела Христова!” Он не искал абстрактных понятий мира и единства, не стремился убеждать прелатов. Он видел людей, которые всем сердцем искали мира и единства, более того, которые УЖЕ ЖИЛИ ЭТИМ! И для него это стало знаком, путеводной звездой всей его жизни. Брат Роже имел чуткое сердце, которое среди ужасов войны уже предвидело ее конец, уже видело новую весну Европы, которой придется учиться жить заново и заново любить. Церковь должна была помогать своим детям залечить раны, потушить пожары и начать строить новую жизнь на пепелище. Брат Роже не был витающим в облаках романтиком. Он видел прекрасно индивидуализм пастырей, их замкнутость, их страх перед переменами. Но человек, познавший глубину ненависти, боли и отчаяния, видевший Христа, распинаемого снова и снова в Своих детях, он знал, он верил, что единство и мир возможны. Потому что разделение и война это смерть.
Брат Роже и его братья не пытались, как не пытается теперь и брат Алоис, добиться единства христиан в юридическом смысле этого слова. Потому что братья Taize, как и все люди доброй воли, уже связаны воедино, пусть узами невидимыми и не имеющими юридической силы, но неразрывными. Ибо это узы Христа! А что может быть сильнее?
“Это старая песня. Зачем все эти дискуссии! а если мы не хотим единства?” — все, кто начинал говорить об единстве христиан хоть раз, но слышали подобную реакцию. А стоит ли говорить, сколько раз братья Taize слышали такое! “По-человечески говоря, я давно бы утратил надежду и желание что-то делать под градом этих доводов, с виду вполне логичных и понятных. Если бы не Христос, Который ежедневно предстает перед нами Распятым. Снова и снова. Недавно мы с братьями побывали у иезуитов, оставшихся в Сирии. Их города больше нет. Одни руины. Мы помолились вместе над могилой отца Франса Ван дер Люгта, погибшего 14 апреля 2014 года. Он отдал себя сирийской земле до последнего вздоха. И снова по-человечески: “Зачем эти иезуиты еще остаются там?” Но вы даже не представляете, как важны эти бедные братья своим соседям! Как любят этих иезуитов, как надеются на них! Все, христиане и мусульмане, взрослые и дети. Они, эти священники, достают жителям питьевую воду, продукты, лекарства. Они просто любят! Каждый день свидетельствуют: “Мы здесь! Мы с вами! Жизнь продолжается!” Скажите, разве это не есть цель жизни для каждого христианина? Быть любовью”.
Братья Taize не претендуют на то, что им удалось найти универсальный секрет единства и счастья. Они просто живут. Братья из более чем тридцати стран мира, католики, православные, протестанты. “Мы постоянно в поиске”, — улыбается снова брат Алоис. — “Постоянно учимся друг у друга. Ни у одного из нас нет цели обратить другого. У нас одна только цель — Христос! А сколькому мы учимся у тех молодых людей, которые приезжают к нам. Как много в них любви, веры и надежды. Это знак для нас, что мы не сошли с пути. Мы не стремимся стать одинаковыми, идентичными. Мы учимся открывать в себе и в других красоту и богатство. И вот я спрашиваю, если мы можем жить в любви и единстве при всех наших недостатках и слабостях, так значит однажды и все христиане смогут жить в любви и единстве! Мы можем… Нет, я не говорю, что это произойдет завтра. Но…Идти, идти ко Христу. Сделать первый шаг!”
Возможно, кто-то подумает сейчас, что это все красивые и абстрактные слова, не имеющие ничего общего с действительностью. Нет, это возможно! Потому что мы уже любим людей другой конфессии или вообще неверующих. Мы любим родственников, друзей и коллег, несмотря на все наши разногласия. Мы умолкаем порой и смягчаем свои “острые углы”, потому что любим и не хотим ранить любимых. И это от Христа! хотим мы этого или нет. Это наша маленькая весна любви, которая цветет в каждом любящем сердце, вне зависимости от политического курса и тому подобных вещей. И если мы сейчас задумаемся на секунду, закроем глаза и почувствуем в сердце то тепло, ту сладость и ту нежность, которые всегда возникают в нас, когда мы думаем о наших любимых, вне зависимости от их веры и взглядов, то испытаем и поймем то, чем живут братья Taize.
Все это не значит, что мы не должны в глубине души надеяться на обращение неверующих и объединение христиан. Просто мы не должны возлагать слишком много надежд на себя самих. Должны выбросить прочь эту фарисейскую уверенность “Я обладаю истиной” и желание научить всех этой истине. А признать, в конце концов, что это Христос ведет нас к единству! И все, что мы можем — это быть Его помощниками, которые любят, верят и ждут.
P.S. После конференции у брата Алоиса было немного времени, чтобы поговорить со мной. Он все время улыбался, каждой морщинкой. “Выброси все эти свои аргументы. Думаешь, если их у тебя будет много, то сможешь убедить кого-то? Это неправда. Тебе говорят “невозможно?” Просто повторяй за мной: “И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом перед ними и кривые пути — прямыми: вот что я сделаю для них и не оставлю их”.
Анастасия Подлиняева
Фото: www.la-croix.com