Ангельский Учитель: на земле св. Фомы Аквинского

Территория южного Лацио — удивительная земля, настоящая сокровищница исторической памяти. Здесь зарождался Рим. Здесь начиналась история Италии и папства. Юг Лацио — это и колыбель западноевропейского монашества. На этой земле отпечатались следы величайших и гениальных людей всех времен: полководцев, цезарей, консулов, ораторов, мыслителей, творцов, отшельников и святых подвижников. Именно здесь, на юге Лацио, родился Ангельский Учитель, выдающийся философ и теолог XIII века Фома Аквинский. Здесь же он и закончил свой земной путь, оставив в наследие свет своего учения, который не меркнет до сих пор.

Датой его рождения считается 1224, по другим данным — 1225 год. Он родился в знатной семье графа Ландольфа д’Аквино в Роккасекка (Лацио, провинция Фрозиноне), в фамильном замке семейства Аквинских, расположенном на горе Монте Аспрано. Живописные руины этого замка, построенного в X веке, и сейчас впечатляют своим величием. А сам городок Роккасекка с гордостью величает себя «Землей святого Фомы Аквинского» (Terra di San Tommaso), родиной «самого ученого из святых и самого святого из ученых». Гульельмо да Токко, современник Фомы Аквинского и его первый биограф, упоминает об одном драматичном событии, произошедшем в замке Роккасекка, связанном с младенчеством будущего Учителя Церкви. Как утверждает Гульельмо, Фома чудом избежал смерти, когда во время страшной грозы молния, попав через окно замка в комнату, где спали в своих кроватках дети, убила его сестру. При этом сам Фома остался целым и невредимым.

Роккасекка (Лацио, провинция Фрозиноне). Замок графов Аквинских. Фотография с сайта www.ciociariaturismo.it
Роккасекка (Лацио, провинция Фрозиноне). Замок графов Аквинских. Фотография с сайта www.ciociariaturismo.it

Место рождения Фомы Аквинского оспаривается другим фамильным замком семейства Аквинских, построенным в VIII — Xвеках, который находится в городе Аквино (Лацио, провинция Фрозиноне). Средневековые сооружения очень сильно пострадали во время Второй мировой войны. И только в 90-х годах прошлого столетия была восстановлена часть дворца, в которой, по преданию, родился святой, и которая называется Домом святого Фомы (Casa di San Tommaso). Несмотря на то, что информация о точном месте рождения Фомы Аквинского все же противоречива, можно смело утверждать, что первые годы своей жизни Фома мог провести как в стенах замка в Аквино, так и в замке Роккасекка, поскольку оба замка являлись владениями семейства Аквинских и были расположены недалеко друг от друга.

Аквино. Дом святого Фомы Аквинского. Фотография с сайта www.polomusealelazio.beniculturali.it
Аквино. Дом святого Фомы Аквинского. Фотография с сайта www.polomusealelazio.beniculturali.it

Однако, когда Фоме исполнилось всего лишь 5 лет, родители определили мальчика в бенедиктинское аббатство Монтекассино, где он и получил начальное образование. По всей видимости, маленький Фома уже с детства проявлял какие-то необычные способности и дарования, чтобы его послали учиться в столь престижный центр религиозной и культурной жизни западного христианского мира. В XIII веке монастырь Монтекассино был одним из крупнейших и процветающих монастырей Европы, настоящим сокровищем которого была богатейшая библиотека. В монастыре собирались и переписывались рукописи. Монахи занимались изучением не только духовных, но и светских наук. Монастырь поддерживал выдающихся ученых своего времени и являлся настоящим центром просвещения. Знаменитой базилики, построенной в 1071 году аббатом монастыря Дезидерием, которая помнила и святого Фому, теперь нет — она была разрушена во время Второй мировой войны и воссоздана заново. Однако невозможно не испытывать благоговейного трепета при подъеме на гору Кассино от одного только осознания величия этого божественного места.

Аббатство Монтекассино. Фотография wikipedia.org
Аббатство Монтекассино. Фотография wikipedia.org

Фома Аквинский провел почти 10 лет в стенах аббатства Монтекассино. Здесь, на этой священной горе с живописными видами на долину реки Лири, прошел самый главный период взросления будущего великого теолога и философа. Как утверждают его биографы, он бы мог остаться в монастыре, посвятив свою жизнь бенедиктинскому монашескому служению, к которому уже был внутренне готов, если бы не обстоятельства, связанные с назревавшей войной между Фридрихом IIи Римским Папой Григорием IX. В связи с этим неспокойным временем Фома был вынужден покинуть Монтекассино и продолжить обучение в Неаполе.

Он прибыл в Неаполь в 1239 году и учился в университете, основанном незадолго до этого Фридрихом II. Там он познакомился с трудами Аристотеля, которые оказали на молодого человека большое влияние. Там же родилось его желание вступить в орден братьев-проповедников, основанный святым Домиником в 1214 году. Познакомившись с доминиканцами, Фома Аквинский был абсолютно пленен стилем их жизни и их глубокими проповедями.

Семья Фомы, видевшая своего сына будущим аббатом бенедиктинского монастыря Монтекассино, никак не могла смириться с его решением посвятить свою жизнь доминиканскому служению. Чтобы образумить строптивого юношу, родственники заточили его в фамильном замке Монте Сан Джованни Кампано (Лацио, провинция Фрозиноне). Замок, построенный на холме в долине реки Амазено в конце IX века, — одно из самых интересных сооружений региона Лацио. Влиятельное и богатое семейство графов Аквинских владело замком с 1159 года. До этого здесь была летняя резиденция Папы Адриана IV, который страдал астмой и приезжал сюда лечиться чистым и свежим воздухом. Виттория Колонна, известная поэтесса эпохи Возрождения, любовь и муза Микеланджело, тоже одно время жила в этом замке. Из-за своего выгодного стратегического положения на протяжении нескольких веков замок выполнял функцию защиты южных границ Папской области. Монументальное пятиэтажное сооружение с двумя мощными башнями и высокие оборонительные стены превратили поселение в настоящую крепость, которая считалась одной из самых неприступных крепостей Италии. Замок стоит на вершине холма, на высоте 420 метров над уровнем моря, и отсюда открываются потрясающие виды на горы Эрничи, Аузони, Аурунчи и Лепини.

Замок Монте Сан Джованни Кампано. Фотография: wikipedia.org
Замок Монте Сан Джованни Кампано. Фотография: wikipedia.org

Именно в этом замке сидел взаперти Фома Аквинский в 1244 — 1245 годах. Жизнь Фомы связывают с многочисленными мистическими событиями. Так, рассказывают, что во время заточения в замке во сне ему явились два ангела, которые вручили ему белый пояс как символ вечного целомудрия. Это случилось сразу после того, как братья Фомы, дабы развлечь его, пригласили молодую сарацинку, а Фома, выхватив из очага горящую головню, прогнал соблазнительницу прочь. Сцена явления ангелов с поясом целомудрия представлена на картине Диего Веласкеса «Святой Фома Аквинский c двумя ангелами» (1631. Холст, масло. Ориуэла. Епархиальный музей религиозного искусства). Помещение, изображенное художником на холсте, как раз напоминает ту комнату, в которой провел Фома Аквинский эти два года заточения. В XVI веке комнату превратили в капеллу, в алтаре которой и сейчас можно увидеть триптих, приписываемый неаполитанской школе живописи XVI века, представляющий эпизоды из жизни святого Фомы.

Диего Веласкес. Святой Фома Аквинский с двумя ангелами. 1631. Холст, масло. Ориуэла. Епархиальный музей религиозного искусства
Диего Веласкес. Святой Фома Аквинский с двумя ангелами. 1631. Холст, масло. Ориуэла. Епархиальный музей религиозного искусства

Все усилия родственников, направленные на то, чтобы переубедить юношу, оказались тщетными. Своим убеждениям и своему решению Фома Аквинский не изменил. Как рассказывает предание, он бежал из своей «тюрьмы» через окно, спустившись по веревке.

Он отправился во Францию, вступил в доминиканский орден. Учился в университетах Парижа и Кёльна. Стал профессором теологии и преподавал в Парижском университете. Во Франции он напишет свои первые труды. И вернется в Италию в 1259 году уже к качестве именитого философа и богослова. Вернется по просьбе Папы Урбана IV.

Это было время активного знакомства латинской культуры с сочинениями Аристотеля, до того момента остававшихся неизвестными. Речь шла о картине мира, выстроенной чистым разумом на основе научного подхода и интуитивных догадок. Эта картина мира была выстроена без Христа и до Него. И именно это приводило молодого Фому в восторг. Итак, встретились две культуры: дохристианская, со своей рационалистичностью, и классическая христианская. Фома Аквинский глубоко изучил труды Аристотеля и доказал, что между христианской верой и разумом существует естественная гармония. «Это было величайшей заслугой Фомы, когда в момент столкновения двух культур, когда, казалось, что вера должна капитулировать перед разумом, он доказал, что вера и разум идут нога в ногу, что то, что в разуме кажется несовместимым с верой — не есть разумное, а то, что в вере кажется несовместимым с разумом — не есть истинная вера. Таким образом, Фома Аквинский создал новый синтез, который определил собой культуру последующих столетий»,  — произнес Папа Римский Бенедикт XVI во время общей аудиенции 2 июня 2010 года.

Поскольку и свет веры, и свет разума происходят от Бога, говорил Фома, они не могут противоречить друг другу. «Знание известных от природы принципов вложено в нас свыше, поскольку сам Бог — создатель нашей природы. Следовательно, эти же самые принципы содержатся и в Божественной мудрости. Значит, все, что противоречит принципам этого рода, будет противоречить и Божественной мудрости, а следовательно, не может быть от Бога. Значит, то, что хранится верой и известно из откровения, не может противоречить естественному познанию» (Святой Фома Аквинский «Сумма против язычников», кн.1, гл. 7 «О том, что истина разума не противоречит истине христианской веры»).

Фра Бартоломео. Святой Фома Аквинский. 1517. Монастырь Сан Марко. Флоренция
Фра Бартоломео. Святой Фома Аквинский. 1517. Монастырь Сан Марко. Флоренция

Мистические явления, связанные с жизнью Фомы Аквинского, возможно, не столь широко известны, поскольку находятся в тени его великих богословских трудов. Однако весь его жизненный путь отмечен чередой каких-то сверхъестественных событий, о которых рассказывают его биографы. Среди них есть, например, свидетельство о левитации, когда Фому Аквинского видели воспарившим над землей во время Мессы. Последние же месяцы жизни Фомы и вовсе окружены ореолом таинственности. 6 декабря 1273 года он позвал своего секретаря, к которому питал чувство искренней братской дружбы, Реджинальдо да Пиперно, и сообщил ему о своем решении прервать работу, поскольку во время Мессы ему пришло осознание того, что все, что он написал до этого момента, —  лишь «куча соломы». Этот мистический эпизод, как сказал Папа Бенедикт XVI, являет нам пример необыкновенного смирения святого Фомы, а также демонстрирует, что «все, что мы пытаемся подумать и сказать о вере, каким бы то ни было возвышенным и чистым способом, в конечном счете, является ничтожным по сравнению с величием и красотой Бога, которая нам откроется во всей своей полноте в Раю».

С Реджинальдо да Пиперно Фома поделился еще одной мыслью: «Единственное, на что уповаю сейчас, это то, что Господь после того, как положил конец моему писательству, положит конец и моей земной жизни». До этого момента Фома Аквинский отличался чрезвычайно крепким здоровьем и необыкновенной работоспособностью. Все изменилось в одночасье. Он стал часто болеть. Рассказывают, во время одного из приступов болезни в Неаполе два монаха видели вдруг появившуюся звезду, которая ярким светом осветила голову Фомы, лежащего на кровати, а потом внезапно исчезла. Художники, кстати, часто изображали Ангельского Учителя, освещенного светом, исходящим с небес.

Предание повествует еще об одном видении Фомы Аквинского. Однажды он молился перед распятием и услышал голос: «Фома, ты хорошо писал обо мне. Чего ты хочешь в награду?» «Ничего, кроме тебя, Господи», — таков был ответ Фомы.

В феврале 1274 года Фома Аквинский, несмотря на плохое самочувствие, отправился в Лион на Второй Лионский собор, созванный Папой Григорием X. По дороге из Неаполя, ввиду обострения болезни, он вынужден был остановиться в Маэнце (Лацио, провинция Латина) у своей племянницы Франчески д’Аквино, супруги графа Маэнцы Аннибальдо да Чеккано. Но оставался там недолго. Получив приглашение аббата Теобальдо близлежащего монастыря Фоссанова, Фома Аквинский перебрался туда вместе со своим секретарем и другом Реджинальдо да Пиперно. В аббатстве Фоссанова Фому Аквинского сердечно приняли монахи-цистерцианцы. Рассказывают, что, едва переступив порог монастыря, Фома Аквинский произнес фразу из псалма Давида 132: «Вот место покоя моего вовеки, здесь обитать буду, потому что я возжелал его».

Аббатство Фоссанова. Фотография с сайта www.abbaziadifossanova.it
Аббатство Фоссанова. Фотография с сайта www.abbaziadifossanova.it

Первые документальные свидетельства о монастыре, расположенном в долине реки Амазено на Понтийской равнине в нескольких километрах от Аппиевой дороги относятся к 1089 году. Однако есть сведения о том, что бенедиктинские монахи поселились здесь еще в VI — VII веках, основав монастырскую общину на месте развалин древнеримской виллы. В 1135 году Папа Иннокентий II подписал указ о передаче обители в ведение цистерцианского ордена. В середине XII века цистерцианцы перестроили монастырь под свой лад.

В переводе с итальянского «fossa nuova» означает «новая канава». Заболоченные территории Понтийской равнины часто вызывали смертельные эпидемии малярии. Накопление стоячих вод с гниющими в них органическими остатками во время летней жары вызывали болотную лихорадку, от которой в Средние века спасения не было. Монахи в XII веке рядом с территорией обители выкопали каналы для осушения земель и отвода гнилой, потенциально опасной воды и сделали эту часть равнины пригодной для жизни.

Лаконичная по формам монастырская церковь с большим окном в виде розы на фасаде, посвященная святому Стефану и Деве Марии, построенная в 1208 году, — изумительный пример итальянской цистерцианской архитектуры. Во времена Фомы Аквинского собор уже стоял во всей своей красе. Святой Фома видел этот храм именно таким, каким мы видим его сейчас, — с просторным торжественным центральным нефом, с высоким потолком и стрельчатыми арками.

Аббатство Фоссанова. Клуатр. Фотография с сайта www.abbaziadifossanova.it
Аббатство Фоссанова. Клуатр. Фотография с сайта www.abbaziadifossanova.it

Монахи разместили Фому Аквинского в келье специально оборудованного при монастыре помещения для гостей. Здесь он и умер 7 марта 1274 года. Ему было всего 49 лет. Поскольку причина смерти не была достаточно ясной, поговаривали об отравлении. Считалось, что Фому отравил лечащий врач по приказу Неаполитанского короля Карла Анжуйского. Данте же в своей «Божественной комедии» в 20-ой главе «Чистилища» прямо обвиняет Карла Анжуйского в преступлении: «Когда же Карл, возглавивший народ Италии, не только ослабил власть Куррадина (Конрадина, последнего из Штауфенов), но и отравил Фому и в небеса его отправил».

Биограф Фомы Гульельмо да Токко рассказывает, что час смерти святого сопровождался целым рядом чудесных явлений. Говорят, один монах-цистерцианец увидел во сне звезду, взошедшую над аббатством Фоссанова. Он проснулся в тот момент, когда колокол собора возвещал о кончине Фомы. Другой монах-доминиканец из Неаполя в состоянии экстаза увидел святого Апостола Павла, который вошел в зал, где проповедовал Фома Аквинский. Фома поспешил к нему навстречу и спросил Апостола, правильно ли он интерпретирует его послания. На что святой Павел ответил утвердительно, а потом увел Фому с собой. Все тот же Гульельмо рассказывает, что бывший приор монастыря Фоссанова, слепой старец, подошел к телу почившего Учителя Церкви, дотронулся до него и тут же прозрел. Легенда повествует и о том, что мул, на котором прибыл из Неаполя Фома, вдруг вырвался из стойла и испустил дух у самого гроба Фомы Аквинского.

Барельеф. Смерть святого Фомы Аквинского. 1632. Аббатство Фоссанова
Барельеф. Смерть святого Фомы Аквинского. 1632. Аббатство Фоссанова

В келье аббатства Фоссанова, где умер святой, оборудовали капеллу с маленьким алтарем, в котором находится мраморный барельеф, выполненный в 1632 году и приписываемый школе Бернини. На нем изображен святой Фома в момент своей кончины. А одна из надписей на стене кельи гласит: «Здесь умер Фома Аквинский, дабы свет его распространился по всему миру, а аббатство Фоссанова стало бы для него подсвечником».

Келья святого Фомы Аквинского. Аббатство Фоссанова. Фотография с сайта www.fossanovaslowtravel.it
Келья святого Фомы Аквинского. Аббатство Фоссанова. Фотография с сайта www.fossanovaslowtravel.it

История останков святого Фомы не менее загадочна, чем его жизнь. Сразу после смерти его тело захоронили перед алтарем церкви аббатства Фоссанова. А спустя несколько месяцев перенесли в закрытую капеллу святого Стефана, поскольку монахи опасались, что тело Фомы похитят доминиканцы, предъявлявшие на него свои права. В этой капелле останки святого покоились 7 лет. Но в 1281 году аббат монастыря Фоссанова Пьетро ди Монте Сан Джованни распорядился перенести мощи Фомы в мраморную гробницу в левой части апсиды церкви для того, чтобы обеспечить доступ к останкам Учителя Церкви верующим и паломникам. Как свидетельствуют биографы, спустя 7 лет после смерти тело Фомы оставалось нетленным и благоухающим. Сестра Фомы Аквинского графиня Теодора ди Сансеверино упросила аббата выдать ей правую руку брата, дабы перенести ее в фамильную капеллу замка Сансеверино. Ныне эта реликвия находится в Салерно, в церкви святого Доминика. Вероятно, тогда же монахи припрятали и голову святого Фомы, опасаясь, что доминиканцы все же заберут тело. В 1303 году голову перенесли в церковь святого Бенедикта в Приверно (город, находившийся рядом с монастырем). А тело Фомы Аквинского оставалось в аббатстве и служило объектом поклонения, привлекая тысячи паломников, неисчислимый поток которых значительно увеличился особенно после канонизации Ангельского Учителя в 1323 году Папой Римским Иоанном XXII.

В 1368 году Папа Урбан Vраспорядился о перемещении останков святого Фомы в Тулузу, в доминиканскую церковь. Легенда рассказывает, что монах аббатства Фоссанова брат Джованни ди Презенцано выкрал голову святого Фомы, подготовленную для транспортировки во Францию, подменив ее головой другого человека. Об этом стало известно лишь после того, как в 1585 году в соборе аббатства Фоссанова случайно была обнаружена голова святого Фомы и ампула с кровью. Эти реликвии были надежно спрятаны между стенами церкви. В 1772 году голову перенесли в собор Приверно, где она и хранится до сих пор, представляя собой одну из важнейших христианских реликвий региона Лацио.

Несмотря на то, что в аббатстве Фоссанова нет больше реликвий Фомы Аквинского, дух великого святого продолжает жить в стенах этого монастыря. Папа Римский Павел VI в 1974 году по случаю 700-летия со дня смерти Учителя Церкви прибыл в аббатство в качестве паломника и, выступив с речью, сказал, что Фома Аквинский до сих пор преподносит нам урок веры. «Мы прибыли в аббатство Фоссанова, дабы почтить память святого Фомы Аквинского, который умер в стенах аббатства 7 марта 1274 года. […] Но мы здесь не только потому, что это знак религиозного поклонения перед великим святым. Сегодня мы обращаемся к нему с достаточно смелым вопросом: Учитель Фома, какой урок вы могли бы нам преподать сегодня? Тем, кто живет 700 столетий спустя, гордится своими научными познаниями, тем, кто захвачен «прелестью легкомыслия», испытывает головокружительное очарование от превосходства чувственного знания над духовным, находится под влиянием антирелигиозной и антиклерикальной мысли? […] Сегодня святой Фома отвечает нам на этот вопрос не словами, а образом своей личности и светом своего учения, от которых исходит один очень важный урок — урок веры в истинность католической религиозной мысли, защитником и проповедником которой он был».

Павел VI в аббатстве Фоссанова. 14 сентября 1974 года
Павел VI в аббатстве Фоссанова. 14 сентября 1974 года

Фигура святого Фомы Аквинского занимает важнейшее место не только в истории Церкви, но и в истории всей западноевропейской культуры. Его называют Ангельским Учителем ввиду его добродетелей, возвышенности мыслей и непорочности жизни. Даже спустя 700 лет тысячи людей приходят сюда, на эту землю, где родился, где поcтигал мудрость мира и где умер великий человек, выдающийся мыслитель, скромный слуга Бога — Фома Аквинский.

Библиография:

Иоанн Павел II, Энциклика «Вера и разум», 1999, Издательство францисканцев
Benedetto XVI, Udienza Generale, 2 giugno 2010, Libreria Editrice Vaticana
Paolo VI, Omelia del Santo Padre Paolo VI. Pellegtinaggio all’Abbazia di Fossanova. 14 settembre 1974, Libreria Editrice Vaticana
Guglielmo da Tocco, Storia di San Tommaso d’Aquino, 2015, Jaca Book
Spiazzi Raimondo, San Tommaso d’Aquino. Biografia documentata di un uomo buono, intelligente, veramente grande, 1995, Edizione Studio Domenicano
Polselli Antonio, Abbazia di Fossanova. Storia, Spiritualità, Arte, 2008, Formia