Принято считать, что Иоанн Дунс Скот родился между концом 1265 и началом 1266 г. в деревне Дунс в Шотландии. Его шотландское происхождение не раз оспаривалось — на честь быть его родиной претендуют также Ирландия, где, как и в Шотландии есть деревня Дунс, и северная Англия. Его отца, небогатого шотландского дворянина звали Ниниан, имя матери не дошло до наших дней. Его дядя со стороны отца – Илия Дунс был священником и францисканцем.
В 1279 г. тринадцатилетний Иоанн Дунс начал обучение в монастыре францисканцев конвентуальных недалеко от Хаддингтона. В тот же самый год Илия Дунс был избран генеральным викарием францисканцев Шотландии. Когда, спустя два года, о. Илия вернулся в монастырь в Думфрайерсе, с ним отправился и его пятнадцатилетний племянник, которому предстояло под руководством дяди начать новициат. Предполагается, что он принёс обеты в соответствии с требованиями канонического права, когда ему исполнилось восемнадцать, т. е. около 1283 г., но точная дата этого события неизвестна. Сохранилось предание о том, что в канун Рождества накануне принесения обетов он пережил сладостное видение — Младенца Иисуса, лежащего у него на руках, и это переживание стало причиной той особенной любви к Божией Матери, которую он питал всю жизнь. Некоторые его биографы рассказывают также, что именно с этого момента в нём проснулся интерес к учёным занятиям, и именно тогда проявились вполне его выдающиеся интеллектуальные способности. Не подлежит сомнению то, что он был рукоположен во священника епископом Линкольнским Оливером Саттоном в церкви святого Андрея в Нортхемптоне 17 марта 1291 г., что он учился в Париже и в Оксфорде, а потом преподавал в Оксфорде и Кембридже – сведения об этом содержатся в переписке между провинциалом английской провинции францисканцев и епископом Линкольнским.
В 1302 г. Иоанн Дунс был направлен в Париж, чтобы в Парижском университете, который считался столицей и центром учёного мира получить докторскую степень. Вначале его учёная карьера в Париже складывалась очень успешно. Между тем, во Франции всё более явственным становилось противостояние между королевской властью и Святым Престолом. Конфликт, начавшийся из-за того, что Папа Бонифаций VIII воспрепятствовал намерениям короля Филиппа IV Красивого воспользоваться деньгами Церкви, перерос в спор о том, какую власть, светскую или духовную, папскую или королевскую следует считать верховной. Пытаясь подчинить себе Церковь, король решил инициировать созыв Собора, который низложил бы Папу. Лучшие королевские юристы объявили Бонифация преступником, грешником и даже сумасшедшим и более или менее убедительно обосновали необходимость этого шага. Многие французы в этом споре приняли сторону короля. Подписать петицию о созыве Собора потребовали и от духовенства, в том числе и от учёных мужей Парижского Университета. Часть клира требуемые бумаги подписала, другие подписывать отказались. В списке отказавшихся подписывать документ под номером девятнадцать был и соискатель докторской степени монах-францисканец Иоанн Дунс Скот. Человек далёкий от политики, относящийся к тем, кого сегодня принято называть «книжными червями», он исходил из того, что поскольку основатель ордена, святой Франциск рекомендовал братьям уважать «Господина нашего Папу» ему следует сохранить верность Римскому Первосвященнику. Его глубокий и тонкий ум философа, благодаря которому позже он получил прозвание Doctor Subtilis «Тонкий Доктор», чуждый всякой сиюминутной увёртливости и чистая душа францисканца не предполагали другого выбора и других аргументов.
Ему пришлось отправиться в изгнание. В Париж он смог вернуться только в ноябре 1304 г. после того, как Папа Бонифаций VIII умер, и противостояние между Францией и Римом понемногу стало утихать.
26 марта 1305 г. Дунс Скот наконец получил степень доктора, которая давала ему право преподавать во всех университетах Европы. В течение двух лет он руководил кафедрой богословия в Парижском Университете, а в 1307 г. был послан в Кёльн, где прожил меньше года, но успел снискать славу как учёный, преподаватель и проповедник. Он умер 8 ноября 1308 года и был погребён в новой францисканской церкви, называемой «Minoritenkirche».
Его богословские и философские труды вызывают восхищение и сегодня.
Сторонник учения о свободе Пресвятой Девы Марии от всякого греха, в том числе и первородного, он разработал его убедительное обоснование, за что удостоился титула «Doctor Marianus». Размышляя о тайне Боговоплощения, он приходил к выводу, что Христос воплотился бы, даже если бы Адам не согрешил, и что искупление человека произошло через крестную жертву Христа для того, чтобы «…возжечь в нас любовь к Себе». Многие из его идей, например теория свободы воли и неповторимости личности получили развитие в трудах философов последующих эпох и не утратили актуальности до сих пор.
Анна Кудрик
Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве