Уже в эту среду, 1 марта, католики Латинского Обряда вступают в период Великого Поста. Для наших братьев православных пост начинается уже сегодня. О цели предписанных в нём ограничений размышляет наш православный друг, Сергей Быструшкин.
Сегодня у православных христиан начался Великий Пост, а вчера, в Прощенное Воскресенье, соцсети пестрили постами, в которых верующие пользователи просили друг у друга прощения. Приходилось слышать (причем от тех же верующих), что этот Чин Прощения давно выродился в формальный ритуал, что совершенно нет никакого смысла просить прощения у тех, кого ты, кроме как на воскресной службе, никогда больше в жизни и не увидишь. Отчасти да, некоторым образом это все стало довольно ритуально, не зря же Михаил Задорнов в свое время сделал миниатюру на тему Прощенного Воскресенья. Но неужели даже у тех, с кем мы просто стоим вместе на службе, нам не за что попросить прощения? Мы никогда их не толкали? Мы не обгоняли их в очереди к Чаше? Мы ни разу им не грубили? И не слишком ли мы хорошо о себе думаем, если нам не за что просить прощения у наших ближних. А все эти люди в храме – они нам чужие?
Что ж, Прощенное Воскресенье закончилось, начался Сорокодневный Пост. На эту тему тоже встречаю диаметрально противоположные мнения – поститься нужно «в душе» или «пост без ограничений в еде и других удовольствиях не имеет смысла». И как быть? Я могу понять критиков, и отчасти, мне самому как-то хочется съежиться, когда в ресторанах мне прямо подсовывают постное меню. Пикантность заключается в том, что я пощусь по облегченной программе (у меня букет проблем со здоровьем, и с каждым годом приходится делать все больше послаблений), и в такие моменты я чувствую внутренний диссонанс: все же знают, что я православный, вроде как должен заказать непременно что-нибудь из этого раздела меню, а приходится объяснять, что у меня будет болеть желудок и так далее.
Да дело ведь не только в меню. В Чистый понедельник, то есть сегодня, ведущие на всех каналах бодро рапортуют, что у православных начался Великий Пост. Прямо таким Советским Союзом от этого веет, я словно переношусь в год, скажем, 1980-ый. И главное, ладно бы, если бы православные действительно постились. А то ведь у нас процентное соотношение верующих берут большое, а сколько на самом деле будут поститься (пусть и в лайт-версии, как я), никто не выясняет.
Ну, и конечно, на православных сайтах появится множество материалов на тему того, как правильно и неправильно поститься. Мне эта тема кажется настолько избитой, ну что еще можно здесь сказать? Ну, вроде, все правильные слова озвучены, меню для больных и здоровых тоже можно найти без труда, остается только с умом ко всему этому подойти. По-моему, единственное, что было бы здесь хоть как-то полезным, это поделиться собственным опытом. Потому что я встречал много теоретических советом – «не ешь того – то, не слушай музыку, не ходи в театр». А зачем? А почему? А музыку вообще нельзя слушать? А если тебе грустно, ты музыкант, и музыка тебе помогает?
Я лично не хочу иронизировать на все вышеназванные темы. Понимаю, что у людей, которые давно в Церкви, вырабатывается в крови, как инсулин у диабетиков, «профессиональный цинизм» ко всей это ритуальной стороне веры. То есть я вроде как посты соблюдаю, но уже с многолетней снисходительностью, ну вроде как есть традиция, ну пусть будет. Помню, когда я только входил в Церковь, Пост был одной из больших проблем для меня. Потому что я не знал, как я сорок дней смогу со своим больным организмом соблюдать все строгие предписания, как смогу ни на кого не сердиться? Бегал по всем священникам, спрашивал советов. Слава Богу, встретил того, кто в итоге стал моим духовником и, кто как-то помог найти мою собственную духовную меру.
Ну с едой вроде понятно: хотя бы не есть сладкого и вообще есть поменьше. А с остальным что делать? Как поменьше ругаться? Как стать добрее? В принципе, могу сказать, что за последнее время, что я в Церкви, стать несколько менее быстрым на гнев мне удалось (говорю не в порядке хвастовства, а для того, чтобы подтвердить, что у нас тут все серьезно и иногда даже приносит плоды). Главное, чтобы это не было благочестивым самообманом. Мой приятель психолог рассказывал мне о том, что многие люди, стремясь соответствовать ожиданиям других людей (в данном случае — ожиданиям Церкви), могут вжиться в предложенные рамки, усиленно стараться им соответствовать, но в результате они гарантированно или заработают себе невроз или их однажды прорвет. Мне кажется, здесь нужна постепенность. Не получилось в этом году избавиться от гнева – получится в следующем.
Ну и последний вопрос, который надо ставить первым: а зачем вообще поститься? Столько раз уже на эту тему говорили, причем очень авторитетные люди. Я посоветовал бы ознакомиться со статьей отца Константина Пархоменко «Пост и современность», а от себя лично добавил бы, что для меня Пост – это самодисциплина. Проверка, насколько ты можешь держать данные тобою же обещания. Можешь ли ты, даже не всегда понимая зачем, отказаться от сладкого, от чрезмерных увлечений? Хотя бы на эти сорок дней ты своей жизнью можешь проверить что для тебя важнее – вечное или сиюминутное?
Я сказал «вечное»? А разве нам предлагается усиленно взяться за себя только на время Поста? А что, в другие времена года мы как-то можем отпустить себя? Игумен Петр Мещеринов верно заметил, что иногда Пост может выродиться в некий духовный марафон, который мы с разной степенью успешностью пробегаем, а в остальное время года «филоним». Но дело в том, что христианство – это на всю жизнь. У Бога филонить не получится.
Сергей Быструшкин
Фото: Experto.de