Библейский зоопарк: орёл

Слово «орел» встречается в Библии 18 раз. Это нечистое с точки зрения ветхозаветного закона животное (Лев 11,13). Объяснение такого подхода мы находим, например, в книге Иова: «Птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он» (Иов 39,30). Иисус Христос тоже вспоминает любовь орлов к падали. Говоря о наступлении последних времен, Он использует известную среди иудеев поговорку: «где труп, там соберутся и орлы» (Лк 17,37 или Мф 24,28). Эти, кажущиеся современными человеку странными, слова означают всего на всего, что всему свое время.

Надо сказать, что библейский бытописатель не ограничивается описанием орла как птицы некошерной. Орел – это грозный хищник, стремительный и неумолимо преследующий свою жертву. Также орлы – это горделивые завоеватели, надменные и считающие, что нет силы способной их одолеть. Подобный подход возникает в Библии не случайно. Дело в том, что во многих древних культах орел символизирует божество полуденного солнца. В Вавилоне орел был еще и атрибутом бога войны. В последствии этот культ унаследовали персы, на знамёнах которых присутствовал орел. Древние греки считали орла неизменным спутником Зевса. Эта птица была не только одним из воплощений главы греческого пантеона, но выполняла различные поручения. Так именно орел прилетал терзать прикованного Прометея, некогда даровавшего людям огонь. Для древних римлян орел был символом победоносной войны. Не зря на их штандартах присутствовали орлы. Получается, что те, с кем так или иначе конфликтовали евреи поклонялись орлам, покровителям воинов. Поэтому неудивительно, что пророк Иезекииль, обращаясь к Едому (Идумее), сравнивает это государство с орлиными гнездами. «Ты, Едом, напугал другие народы и думал, что ты очень важен, но ты одурачил сам себя, твоя гордость тебя обманула. Едом, ты на холмах распростерся, защищенный большими скалами. Но если бы были дома твои выше орлиных гнезд, Я и оттуда низверг бы тебя» (Иер 49,16). Идумея, действительно, была окружена высокими горами, что казалось большим стратегическим преимуществом и позволяло ее правителям чувствовать себя защищенными от внезапных нападений.

В Библии мы можем встретить описание стремительности орла, особенностях его повадок, но не менее важен и контекст восприятия этой птицы израильтянами, нередко остающийся за пределами текста. Например, слова 102 псалма: «Он желания наши исполняет, добротою одаривает нас. Обновляется подобно орлу, молодость наша» (Пс 102,5). Здесь Давид говорит о распространенном у его современников поверии, что эта птица живет сотни лет, потому что регулярно сбрасывает все свои перья и отращивает новые.

Иногда Сам Бог сравнивает Себя с орлом: «Вы видели, что Я могу сделать с Моими врагами, видели, что Я сделал с народом Египта, видели, как Я, словно орел, вынес вас из Египта и принес сюда, ко Мне» (Исх 19,4). Перед нами образ орла, переносящего своих птенцов. Но разве орлы выносят птенцов из гнезд? Согласно древним поверьям, все птицы переносят своих птенцов в случае опасности из одного гнезда в другое. Они несут их в когтях, рискуя уронить по дороге, или попасть в когти того же орла, который тогда унесет и саму птицу, и ее птенчика. Совсем по-другому дело обстоит у орлов. Они переносят своих птенцов на спине. Эти большие гордые птицы никого не боятся. Выше них никто не летает. Орел боится только человека и его летящих с земли стрел. Поэтому он несет птенцов на спине, говоря библейским языком, на своих крыльях. Так он защищает их своим телом от опасности и дает шанс выжить. Если он будет убит, то птенец сможет самостоятельно продолжить путь и благополучно приземлиться на землю. Теперь возникает следующий вопрос: зачем орлу переносить птенцов? Ведь обычно животные переносят свое потомство только в случае опасности. Какая опасность может угрожать орлу, строящему свои гнезда на большой высоте в труднодоступных местах. Никакая птица не сунется на скалу, на которой обитает орел. Поверие считает, что орел выносит птенца из гнезда, чтобы научить летать. Получается красивое толкование библейских слов: Бог выводит евреев из Египта, словно орел выносит птенцов из гнезда. Он ведет их через пустыню, через проблемы и сложности, как орел несет птенцов над долиной. Но цель не в том, чтобы избавить от трудностей, а чтобы научить летать! Разве не поступал так Господь в истории каждого из нас?

Мало того, традиция считает, что орел никогда не подлетает к гнезду внезапно, чтобы не напугать птенцов. Он сначала шумит над гнездом крыльями и только потом приближается. Так в иудейском сознании сформировался образ орла как птицы милосердной. Таков Господь и таким должен быть избранный Им Израиль. В книге Второзакония читаем: «Господь для Израиля – словно орел, который выталкивает из гнезда своих птенцов, а сам носится над ними, охраняя их, и простирает крылья, чтобы подхватить их, и носит их на крыльях своих. Вот каков Господь» (Втор 32,11). Здесь мы сталкиваемся еще с одним поверьем. Орел раскачивает гнездо, чтобы птенцы познали чувство полета и без страха распахнули крылья, когда орел вытолкнет их наружу. Итак, Бог с нежностью стережет Свое «гнездо», Израиль. Заботиться о Своих птенцах. И от избранного народа Он требует того же. Внимательного отношения к Закону (Торе) и непременной передаче его своим детям. Надо сказать, что этот подход вполне может быть перенесен с «народного» уровня на жизнь каждого человека, при чем не только иудея, но и христианина. Разве для нас не важно сохранять верность Богу и делиться своей верой с нашими детьми?

Еще одна важная особенность орла. Где бы он ни оказывался, где бы его не запирали и куда бы не увозили, он всегда находит дорогу домой. Всегда возвращается к своему гнезду. Совершенно непонятно, как он это делает. Не зря Соломон в книге Притчей среди трех непонятных ему вещей называет пути орла на небе (Притч 30,18-19). Как бы Всевышний не гневался на Израиль, Он неизменно возвращается к нему, чтобы простить и предложить начать все заново. Разве не поступает Он также и по отношению к Израилю Новому, к Своей Церкви?

В заключении хотелось бы добавить одно из современных иудейских толкований, связанных с орлом. Орел ведь был одним из четырех животных, увиденных пророком Иезекиилем в облаке: «Каждое из них имело четыре лица, и впереди было лицо человека, справа – лицо льва, слева – лицо быка, а сзади – орла» (Иез 1,10). Лев – это утренняя молитва, когда мы должны настроиться на события предстоящего дня, словно лев залечь в засаде, чтобы выследить жертву. Бык – это дневная молитва, когда мы, подобно быку, должны тянуть лямку своих ежедневных забот. И, наконец, орел – это вечерняя молитва. Мы словно возносимся над приземленными буднями, чтобы оценить, что было сделано и как. Орлу свойственно парение и созерцание. Это позволяет нам увидеть в прошедшем дне не только совершенные ошибки, но и действие благодати, которое так легко не заметить в суете рабочего дня.

Средневековые бестиарии предлагают христианам брать с орла пример. Ведь у орлов, наделенных острым зрением и прекрасной реакцией, тоже наступают времена, когда пелена застилает им глаза, а крылья тяжелеют. Тогда орел поднимается высоко в небо, он парит на пределе своих возможностей и ищет волшебный источник, в который он мог бы опуститься, чтобы обновить свои силы, омыть свои глаза и крылья. Для христиан такой источник Слово Божие, которое надо искать на пределе своих возможностей и к которому нужно стремиться, как молодой орел стремится к солнцу.

Анна Гольдина

Изображение: derpyeahmiddleages.tumblr.com