25 воскресенье рядового времени (Мф 20, 1-16)
Наша сегодняшняя притча о виноградарях, которым заплатили за труд не совсем справедливо. Тем, кто проработал под палящим солнцем весь день, несомненно, обидно. Те, кто провел день в безделье на рынке, ожидая под все тем же палящим солнцем нанимателя, остались довольны. Казалось бы, можно было бы выслушать работников или поговорить с хозяином, но Данилка в этот раз решил избрать своим собеседником… виноградник.
— Дорогой виноградник, а Вам какие работники понравились больше? Те, кто трудился с самого утра, или те, что пришли в девять? Полуденные работники или те, кто пришел в пять часов?
— Мне они все понравились, мальчик. И все они были очень усталыми, когда выходили за ограду. Как ты думаешь, для чего их нанял хозяин? Да, и зачем он нанял работать столько людей? Думаешь, это такой вид благотворительности? Совсем нет. Он нанял их, потому что пришло время сбора урожая. Мои лозы ломились от созревших плодов. И в эти дни нужно поторопиться, потому что остается не так много времени до того, как подует резкий ветер и могут начаться дожди.
Как ты думаешь, почему Господь рассказывает именно обо мне? Почему Он не рассказал о хозяине большого пшеничного поля, например? Это все потому, что виноград и виноградник — это особый символ в иудаизме. Давай по порядку.
- Виноградник – это один из символов обетования, данного Богом Аврааму. Множество ягодок на кисти винограда – это многочисленность потомства, которое обещал Всевышний Аврааму.
- Виноградник – это символ плодородия Земли Обетованной. Когда лазутчики Моисея впервые пришли на землю Ханаана, они увидели, что эти края очень обильны и в подтверждение этому принесли огромную виноградную лозу, которая была столь велика, что для того, чтобы ее нести, нужны были два человека.
- Виноград – это символ благословения. Любой праздник в иудейском доме, от шаббата (субботы) до Пасхи, начинается с благословения вина. Поэтому иудеи так часто изображают виноград на чашах для субботней трапезы.
- Виноград – это еще символ мира и исполнения мессианских ожиданий.
- И, наконец, нередко пророки сравнивали весь Израиль с виноградом и виноградником.
Если ты вспомнишь, то Спаситель однажды сказал Своим ученикам: Я – лоза, а вы – ветви. В этом Его высказывании слились несколько ветхозаветных символов. Потому что Он – Мессия, дарующий мир Израилю. И Он же – начало Нового Израиля, который столь же многочисленен, как и потомки Авраама.
И еще очень важный момент. Из винограда делают вино, и потому он еще и символ радости. Надо сказать, что для людей того времени понятия вина, виноградника и винограда, как плодов, были взаимозаменяемыми. Поэтому слушавшие эту притчу люди сразу понимали, что речь идет не просто о справедливости или милосердии. Учитель говорит об Израиле и о тех, кого Хозяин призывает помочь Ему с урожаем.
В писаниях пророков Бог нередко называется виноградарем. И вот теперь Он ищет работников. К кому же Он обращается? К самым простым и обездоленным. Рабы и слуги были связаны со своим хозяином и от него зависело их пропитание. Ремесленников кормили их изделия. Рыбаков – море. А вот те, кто занимался поденной работой и искал нанимателя на базаре, жили только тем, что удавалось заработать за день. Если в этот день никто их не нанял, значит семья оставалась без ужина.
И вот, что получается. Всевышний устами пророков регулярно напоминает Израилю, что избрал его из всех народов не потому, что он отличается какими-то особыми качествами, а потому что Он полюбил этот самый маленький из всех народов. Он обратился к самым бедным, приглашая их войти в Его виноградник, в Его дом радости и веселия. Путь этот был непрост. Пустыня, войны, плен и другие неурядицы истории израильтян – все это скрывается за описанием работников, которых хозяин нанимал в разное время дня. И вот последнее поколение, те, кто увидел Мессию, их наняли перед самым концом рабочего дня. Казалось бы, они должны были устать меньше всех. На самом же деле они измучены не меньше тех, кто работал весь день. Их измучило долгое ожидание и осознание того, что в этот день их семья останется голодной. Это поколение уже жило без особой надежды на спасение. Или если перевести на язык притчи: без надежды заработать сегодня.
И все они одинаково важны для Бога. Как и для меня, Его виноградника. Поэтому не могу тебе сказать, кто же мне понравился больше. Они все старались. Первые и вторые, чтобы показать, что их не зря наняли. Ведь завтра – еще день. Может быть, этот хозяин придет за ними снова. Последующие трудились с особой энергией, потому что им вдруг выпала неожидаемая уже возможность заработать. Заметил ли ты, что они даже о цене не договариваются? Они согласны на любую оплату.
— Правильно ли я понял, что для Вас важно именно время, которое они провели, обрабатывая Вас? Или все-таки что-то другое?
— Время очень важно, но все-таки расположение души еще важнее. С кем еще мы можем сравнить работников? С израильским обществом того времени. Кто пришёл первыми? Конечно же, священники, левиты. Они с детства росли в атмосфере ритуальной чистоты, знали, что в свое время подойдет их очередь служить в Храме. Но в сердце их не было милосердия. Все эти толпы паломников, приходящих в Святой город, воспринимались ими ни как виноградник Господень, в котором они призваны служить, а как работа, которая требует оплаты. И оплата эта была с ними заранее оговорена. Об этом есть и в книге Исход, и в книге Левит, и в Числах, и во Второзаконии, т.е. в четырех из пяти книг Торы. За ними приходят фарисеи и саддукеи, которым ничего не говорили об оплате, но их ученость подсказывает им, какова будет награда. Они хорошо знают, что должны делать, потому с удовольствием молятся на углах улиц и т.п. Ты бы сказал, что они дают свидетельство праведной жизни миру. Только в глубине души эти «виноградари» убеждены, что намного лучше всяких необразованных простецов. Об этом, кстати, другая притча, о фарисее и мытаре. А последними приходят именно эти самые простецы, как их тогда называли, народ земли. Нельзя сказать, что они совсем ничего не знают. Подавляющее большинство мужчин умеет читать и наставлены в вопросах веры. Конечно, они не разбираются в тонкостях воскресения или невоскресения мертвых. Зато они чистым сердцем ищут Бога. Их не интересуют всевозможные хитросплетения толкований заповедей. Им интересно узнать про самого Бога.
Это как цветы в саду у старушки в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная Королева». Каждый цветок, как ты помнишь, рассказывает свою историю. Каждый убежден в своей особой значимости. Но для Герды нужны именно розы. Остальные цветы даже не заметили их исчезновения. Только слезы Герды возвращают их из подземного царства, чтобы они напомнили ей о цели путешествия. Точно также происходит и с Израилем. Всем есть место в винограднике Господнем, только простой народ остается безгласен, его чаяния не интересны. Пока Хозяин не обращает на них внимание и не начинает обращаться именно к ним, говоря на их языке и рассказывая притчи, которые связаны непосредственно с их повседневностью. Ведь Мессия приходит ко всем, а не только к избранным. Цель Его путешествия – чистые сердца, а не особые знания или высокое положение в обществе.
— Ваши рассуждения напомнили мне фразу, которой заканчивается притча: и последние станут первыми. Как Вы понимаете эти слова?
— Понимаю, как виноградник. Когда делают вино, какие ягоды самыми первыми дают сок? Правильно, самые переспелые, уже слегка надтреснутые, легко отделяющиеся от остальной кисти. На рынке они будут считаться самыми плохими, потому что почти потеряли товарный вид. В то же время ноги виноделов давят их первыми. Кажется, что так они первыми теряют свою самость, перестают быть «ягодами», преисполненными своей красоты, косточек, т.е. внутреннего смысла, оболочки, т.е. внешней привлекательности, хороших манер и т.п. Но на самом деле именно они первыми становятся сначала виноградным соком, а потом вином. Радость начинается с них, самых на первый взгляд несимпатичных. С вами, людьми, тоже так происходит. Духовная зрелость, о которой тебе говорили в воскресной школе, тоже требует пройти такой путь: от виноградинки к вину.
— Получается, что хозяин в притче был справедлив?
— Хозяин проявил справедливость и милосердие. Милосердие — чисто по человеческим меркам, потому что те, кто пришли последними, не на что не надеясь, также получились возможность в этот день прокормить свои семьи. А справедливость — с точки зрения вечности. Если виноградари – это различные сословия народа Божьего, то награда всех ожидает одна – Царство Небесное. Почему же Иисус приравнивает его к самой мелкой монетке? А разве Он так делает в первый раз? И еще в другом месте Он сравнивает с горчичным зерном, самым маленьким из всех зерен.
Получается, что всех ждет одна и та же награда. Только это совсем не обидно! Ты меня легко поймешь, если я приведу пример из твоей жизни. Когда ты убираешь со стола, мама тебя благодарит и целует. Когда ты весь вечер бьешься над сложной задачей и решаешь ее, мама тебя хвалит и снова целует. Действие разные, требующие разных физических затрат, но награда одна. В этом случае тебя же это не смущает?
— Тогда что же такое справедливость?
— Вы с братьями безобразничали. Первым начал твой средний брат, он всю каверзу и придумал. Потом к нему присоединился младший. И, наконец, пришел ты. Предположим вы все вместе плевались с балкона. Как ты думаешь, что в этом случае будет справедливостью? С точки зрения мамы – наказать вас всех троих, не разбираясь, кто начал, а кто подошел попозже. Потому что у каждого из вас есть свои отягчающие обстоятельства. Например, ты не остановил братьев, а стал безобразничать вместе с ними. С твоей точки зрения справедливость в том, чтобы зачинщик понес большее наказание. Только вопрос здесь не в справедливости и не в наказании, а в том, чтобы вы все трое поняли, что так делать нельзя. Людям неприятно, когда им плюют на голову.
Помнишь, как Дениска (Денискины рассказы) выбросил кашу мужчине на голову? Она была горячая, жглась и противно стекала со шляпы. Справедливость была в том, чтобы заставить Дениску самого чистить костюм дядечке, а потом и выдрать его как сидорову козу. Мама поступает иначе. Они, конечно, не пошли гулять в Кремль, как обещалось. Тем не менее, мальчика не постигло никакое страшное наказание, но он четко понял, что тайное всегда становится явным. Настоящая справедливость, она именно такая. После нее должно прийти понимание правильности происходящего. Это понимание может прийти через пару минут, а может и через много лет.
Только притча все-таки не о справедливости. Неужели ты так и не понял, что дело совсем не в ней, а в том, что наполняет твое сердце?
Анна Гольдина и Данилка
Изображение: www.painting.ru