29 воскресенье рядового времени (Мф 22, 15-21)
Фарисеи все никак не могут угомониться и оставить в покое скромного проповедника из провинции. Что же в Нем такого, что столичные властители умов так обеспокоены? Данилка решил обо всем порасспросить одного из их учеников.
— Зачем вы все время пытаетесь на чем-то подловить Иисуса? Зачем задаете Ему каверзные вопросы, которые, похоже, специально придумываете?
— Этот Учитель из Галилеи – очень странный. Ведь не говорит Он ничего, чего бы не сказали нам другие мудрецы. Но при этом Он предпочитает общение с ам-гаарец. По-вашему стоило бы сказать – с «простаками». Хотя такой перевод не совсем правильный. «Ам- гаарец» дословно переводится как «народ земли», земли Израиля, в первую очередь. Это словосочетание употребляется Священным Писанием 67 раз. Оно используется, когда говорится о жителях Ханаана, земли, в которую направляет свои стопы Авраам. Потом так называют уже представителей еврейской общины, населяющих определенную территорию. А мы так называем простых крестьян, приходящих в Иерусалим на Пасху из своих далеких маленький городков и деревенек. Конечно, они, как и все провинциалы, с хитринкой. Да и совсем уж неучами их назвать нельзя. Все они, естественно, умеют читать, писать и считать. Все наставлены в Законе и знают писания пророков. Но разве есть среди них кто-то достаточно образованный, чтобы спорить с иерусалимскими мудрецами? Все их богословие и размышления столь просты и невежественны, что сразу ясно: не может быть ничего доброго из провинции, особенно из Галилеи, откуда пришел этот новый Учитель. К тому же в тех краях частенько живут и язычники, которые стараются повлиять на евреев своим учением. Конечно, понятно, что этот Учитель в первую очередь обращается к своим, говоря так, чтобы слова его были понятны и близки простым провинциалам. То про пшеницу, то про всходы, то про женщин, что-то там теряющих. Иногда, подобно нашим мудрецам, рассказывает истории про царей и свадебные пиры. Но всегда в этих повествованиях цари какие-то странные…
К чему я все это? Да к тому, что провинциал должен знать свое место! Поэтому нужно показать Его глупость и никчемность перед лицом толпы. Толпа должна сама развенчать своего героя. Тогда и авторитет наших учителей будет ничем не задет, и провинциальный учитель уберется подобру-поздорову. Если же Он будет продолжать упорствовать и все еще утверждать, что Он – Мессия, которого мы ждем, придется пойти на крайние меры.
— Правильно ли я понял, что всех последователей Иисуса Вы считаете простофилями и дураками?
— Ну, можно сказать и так. Зачем они приходят в Святой Город? Они должны стремиться в Храм, молиться, приносить жертвы, о которых написано в Законе, и слушать мудрецов, которые здесь живут. А свои странные проповеди пусть произносят в своих провинциальных синагогах. Да и чудеса исцеления еще стоит проверить, не подлог ли это!
— Неужели в том, что говорит Иисус, нет ни крупицы истины? Правы только вы?
— В том, что Он говорит, много хороших мыслей. Поэтому Он так и популярен у простолюдинов. Но истина ли это?
— Хорошо, но в вопросе о монете Иисус вас здорово отбрил. Неужели ни у кого из вас не зародились сомнения в своей правоте или правоте ваших учителей?
— Мы использовали самую острую и болезненную тему. Ведь мы находимся в оккупации. С римлянами никто не хочет сотрудничать, кроме группки отщепенцев, готовых собирать налоги в пользу цезаря. Мытари – самые презираемые люди. Они работают на наших поработителей, да еще и сами обогащаются. Этот Иисус постоянно с ними общается, поэтому и придумали мы такой вопрос. Он, конечно, здорово выкрутился. Интересно, что бы Он сказал, если бы Ему принесли лепту. Это маленькая медная монетка, которой часто расплачиваются провинциалы. Они грубо отчеканены, в них часто смещен центр, поэтому изображение не всегда хорошо читаемо. На лицевой стороне чеканили перевернутый якорь, как будто бы свисающий с борта судна. Этот символ пришел на еврейские монеты от династии Селевкидов, родоначальником которой был один из ближайших помощников Александра Македонского. Якорь для них был символом владычества на море. В эпоху владычества Селевкидов в Иудее они чеканили свои монеты в том числе и в Иерусалиме. На одной стороне был якорь, а на другой – портрет правителя. И появление изображения человека, конечно же, вызывало у евреев возмущение. Когда же после восстания Маккавеев к власти в Иудее пришла династия Хасмонеев, они оставили символ якоря на мелких монетках, имевших повсеместное хождение. Постепенно якорь из символа морского владычества стал восприниматься как символ уверенности в завтрашнем дне и уже в наше время воспринимался как символ надежды. Вот и один из учеников Иисуса потом напишет: «Надежда эта — словно якорь для души, крепкий и надежный» (Евр 6,19, перевод РБО).
Итак, на одной стороне лепты – якорь. А на другой – восьмиконечная звезда. Этот символ пришел на наши монеты из восточных культов также во времена Селевкидов, но постепенно потерял свое значение, связанное с богиней плодородия Иштар. Восемь лучей расходятся из центра во все стороны света, как множество потомков Авраама из Иерусалима по Земле Обетованной. Кстати, долгие годы на лепте была изображена лилия, символ независимости, перенятый нами у персов.
Мне очень интересно, как бы этот провинциальный Учитель выкрутился, если бы кто-то принес Ему лепту! А ведь беднота несет в качестве подати мытарям именно лепту. Да и в храме это самая часто используемая монетка.
Была еще монетка – прут. Она отличалась от лепты только материалом изготовления. Ее чеканили из бронзы. Как жаль, что никто из слушателей не предложил ее Иисусу!
Вот тут он схитрил. Галилейский Учитель попросил монетку не у окружавшей Его бедноты, а у нас. Разве кто-то из нас мог бы себе позволить выудить из кошелька мелкую монетку? Мы своим поведение должны были показать, что подати платим, как положено, хоть и не любим особенно римскую власть. Все-таки мы к ней лояльны, она помогает нам управлять толпой. Пришлось доставать динарий. На нем было изображение императора Тиберия. На обороте этой монетки – изображения матери Тиберия, Ливии, в образе богини мира. В общем, как ни посмотри, монетка языческая. А тут еще вопрос: кто изображен? Скажешь богиня мира – получится, что фарисейский ученик – идолопоклонник. Упомянешь что-то про язычников – получится, что подстрекаешь к бунту. А уж римляне умеют жестко подавлять выступления толпы, не разбираясь, кто прав, кто виноват. Получается, что у нас был только один возможный ответ. Изображен кесарь. Против правды не пошли, и ничего политического не сказали. И ведь как Он все повернул! Получилось, что это мы дураки, раз с такими вопросами обращаемся.
— А если Он и вправду Сын Божий, вы так гордо и останетесь при своем мнении или все-таки что-то изменится?
— Как это может быть? Разве может Мессия быть не сильным? Разве будет Он общаться с простым народом, а не собирать вокруг Себя сильных воинов? А что такое Сын Божий? Для нас это в первую очередь царь Израиля, такой как Давид. Еще сынами Божиими называют праведников, которые послушны гласу Божьему. В этом смысле сын Божий – это Мессия. Он не может быть слабым и унижаемым, не может только проповедовать и исцелять. Миру не нужен такой Мессия! Ему нужен сильный воин, супергерой с загадочной улыбкой. Как можно принять Иисуса как Мессию? Как Сына Божьего? Как Бога? Задай себе эти вопросы прежде, чем спрашивать меня.
Анна Гольдина и Данилка