Ядвига Смирнова: «Господь для меня – всё»

Первую публикацию проекта Ольги Хруль «Церковь с человеческим лицом» мы посвящаем одной из самых пожилых прихожанок храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, Ядвиге Смирновой. О своих католических корнях, жизни в атеистическом Советском Союзе, возвращении к Богу через дружбу и активной духовной жизни после выхода на пенсию она рассказала Елене Александровой.

Ядвига Ивановна (Яновна) Смирнова, в девичестве Завацкая, родилась в 1926 году, согласно паспорту – 6 ноября, а со слов ее матери – в День всех святых (1 ноября) в селе Ольгино, недалеко от города Барабинск Новосибирской области.

В Барабинском округе располагались польские и латышские деревни, основанные добровольными переселенцами еще в царские времена, в конце 19 века. Все переселенцы были католиками. Неподалеку от деревни, где они жили, был католический храм. В этом храме Ядвигу Яновну крестили.

Её отец был поляк, а мать – латышка. Всего в семье было шестеро детей. Несмотря на то, что родители Ядвиги были католиками, веру в семье активно не практиковали. Единственной глубоко верующей католичкой была бабушка Ядвиги со стороны ее матери (латышской) – Сусанна.

Бабушка Сусанна была неграмотной, но очень набожной. Таким образом, первые знания и опыт веры Ядвига получила от неё. Бабушка Сусанна умерла, когда Ядвиге было 7 лет.

Когда ей исполнилось 14 лет, девочку отправили учиться в рыбный техникум в г. Ханты-Мансийск, а после окончания техникума направили работать Салехард, а потом в Новый порт на Карском море. Так, военные годы она пережила на севере страны, вдали от военных действий, и всё же сильно переживала, слушая новости о войне. «Я часто обращалась к Господу с молитвой о победе наших войск», — вспоминает Ядвига Яновна.

Во время работы при строительстве Нового порта в Карском море тоже были сложности. Рабочий контингент был разный, много ссыльных и заключенных, как политических, так и уголовных. «Последние представляли особую опасность», — говорит Ядвига. – «Тебя даже могли проиграть в карты, сделать с тобой абсолютно все, но я чувствовала, что Бог рядом и защищает меня от зла».

Там же при строительстве Нового порта она познакомилась со своим будущем мужем, москвичом, который работал в составе экспедиции от Главсевморпути. Сам порт потом решили не строить ввиду его нецелесообразности, а Ядвига переехала со своим мужем в Москву в 1948 году. В тот же год она родила свою первую дочку Ирину, и по инициативе ее мужа они решили всей семьей поехать на Дальний Восток на золотые прииски зарабатывать деньги. Вот только они туда так и не доехали, попав в серьезную железнодорожную катастрофу в районе Урала. Их маленькая дочка погибла, а сами они серьезно пострадали, вернулись в Москву, и потом долго восстанавливали здоровье, до конца его так и не восстановив. Не выдержав серьезных испытаний, семья распалась. При этом Ядвига говорит, что в том, что она сама осталась жива, есть заслуга Бога: «Бог сохранил мне жизнь».

Ядвига Яновна обосновалась в Москве, активно работала, с 1949 — в дирекции телевизионных программ. Вскоре она снова вышла замуж, вместе с мужем работала в Курчатовском институте. В 1955 году у нее родилась вторая дочка – Татьяна. Второй муж был православный. Иногда они даже посещали ближайший православный храм, где и крестили дочку. Но часто в храм не ходили и веру активно не исповедовали, поскольку время было советское, а особенно ее нежелательно было исповедовать, работая в Курчатовском институте.

В целом, Ядвига Яновна работала до 73 лет (на пенсии подрабатывала в школе, потом гувернанткой в семье).

Долгое время она ничего не знала о существовании католического храма в Москве. Но ее мама постоянно просила Ядвигу найти католический храм, чтобы поставить там свечку за упокой бабушки.

Мама умерла в 1993 году. «Тогда Господь меня и нашел», — говорит Ядвига Яновна.

С 1993 года она стала подрабатывать в школе и там познакомилась с завучем и учителем математики, Ириной Юрьевной Замулой, с которой у нее завязалась дружба, и которая оказалась практикующей католичкой. Ирина Юрьевна много рассказывала Ядвиге о католической вере и о храме святого Людовика, который посещала, так что Ядвига захотела прийти в храм не только для того, чтобы поставить свечку за бабушку, но и самой стать практикующей верующей.

Ядвига Яновна говорит, что когда она пришла в католический храм, многое ей очень понравилось: «Понравилось, что служится Месса и читаются молитвы на русском языке, что все очень понятно, доступно и открыто. Очень нравились проповеди священника (о. Анджей Белят – с 1992 по 1997 г. был настоятелем прихода Фатимской Божьей Матери – одного из двух русскоязычных приходов в храме св. Людовика). Понравилось доброжелательное отношение ко мне со стороны священников и мирян». Вскоре после прихода в храм Ядвига исповедовалась за всю свою жизнь, после чего стала регулярно приступать к таинствам.

«Как таковой катехизации у меня не было, но мне очень помогали проповеди и духовные беседы со священниками, а также дружба с прихожанами, которая завязалась очень быстро». Подруги Ядвиги, прихожанки примерно ее возраста или чуть помладше, на тот момент уже были более опытными в вере, поэтому они помогали Ядвиге, многое рассказывали и подсказывали. Также они поддерживали друг друга в горести и радости, ездили друг к другу в гости, праздновали совместно дни рождения, своей жизнью формировали жизнь приходской общины.

Ядвига Яновна приняла таинство Миропомазания в 90-х, в каком году, точно не помнит. При Миропомазании взяла имя Тереза.

В конце 90-х годов Ядвига участвовала в непрерывном поклонении Пресвятым Дарам, организованном сестрами семьи Марии Соискупительницы в доме Марии на улице Ремизова. С тех пор у нее завязалась дружба с сестрами. Впоследствии они помогли ей найти сопровождающего при поездках в храм, когда Ядвига Яновна уже не могла ездить сама из-за проблем со здоровьем.

Также в 90-х годах она принимала участие в реколлекциях, которые устраивал в загородном доме отец Бернард – настоятель французского прихода св. Людовика.

Практически с самого начала зарождения этого начинания в России и по сей день Ядвига Яновна участвует в движении странствующей иконы Трижды Предивной Божьей Матери. Ядвига говорит, что эта икона спасла жизнь ее правнучки, когда однажды малышку чуть не покалечила упавшая тяжелая полка, и только чудом правнучка при этом не пострадала. Икона тогда находилась у Ядвиги в квартире.

Примерно с 2000-го года она стала посещать кафедральный собор на Малой Грузинской улице. Собор к тому времени отреставрировали, и оказалось, что по месту жительства Ядвига Яновна относится именно к этому приходу.

После 2000-го года у неё резко обострились проблемы со здоровьем. Произошла почти полная потеря зрения (отслоение сетчатки). Ядвига Яновна пережила операцию по удалению раковой опухоли. Болят ноги.

Но Ядвига Яновна борец. Она максимально делает все, что может делать, часто преодолевая себя. Еще пару лет назад делала зарядку каждое утро и почти каждый  день выходила на улицу гулять.

«Но особенно помогает молитва, таинства, Слово Божие, заступничество Богородицы и святых», — говорит Ядвига.

В феврале 2017 года она очень плохо себя чувствовала, так что родные и все окружающие ее люди думали, что она находится при смерти. К Ядвиге домой приезжал священник, который преподал ей все таинства, включая таинство елеопомазания. После этого кризис миновал, и она продолжает жить.

Ядвига Яновна говорит, что в настоящее время живет только Богом и молитвой. Проблемы со здоровьем продолжают её беспокоить. Её очень печалит, что она почти ничего не видит и плохо слышит. Есть серьезные проблемы с давлением. По ночам мучает бессонница, она практически не спит. Но всегда, когда не может спать, она проводит это время в молитве: «Душа болит за родных, молюсь о них. Прошу у Бога милости уметь любить и прощать, но это пока плохо получается». Молится она и за нашу Церковь, которую очень любит, так как встретила здесь много любви и поддержки, и за наших священников. И говорит, что все ее упование только в Боге: «Господь для меня – всё»!

Елена Александрова

Фото: Ольга Хруль