Раввин и кардинал – это сила!

Как рассказал рав Абрахам, их знакомство, переросшее в тесную дружбу, тоже началось с шутки. В начале  90-х во время богослужения в кафедральном соборе Буэнос-Айреса к раввину подошел молодой епископ и… Впрочем, чтобы понять последовавшую за этим фразу, надо сказать как минимум два важных факта. Что Хорхе Бергольо, что Абрахам Скорка – оба ярые футбольные болельщики. Один – поклонник клуба «Сан Лоренцо», а другой — «Ривер Плэйт», футболистов которого прозвали «курицами». Так вот, епископ, перед началом торжественного благодарственного гимна Te Deum, наклонился к раввину и на ухо прошептал: «Кажется, в этом году мы отведаем куриный бульон». Невинная шутка враз сломала столетние барьеры и предубеждения, возникшие между иудеями и христианами.

Аргентинская еврейская община одна из самых крупных в Латинской Америке. В одном только Буэнос-Айресе живет около 200 000 евреев. Кстати, большинство из них выходцы из Восточной Европы, их даже называют «русос». Стоит ли рассказывать еще и о множестве предубеждений, которые возникли за последние две тысячи лет между христианами и иудеями? Ко всему прочему, в начале 90-х два взрыва в столичном Еврейском центре и Посольстве Израиля, унесшие более 100 жизней,  внесли некое напряжение во взаимоотношения евреев с их окружением. Правительство и президент страны подверглись жесткой критике за отсутствие решительных шагов по обнаружению террористов.

В течение двух десятилетий архиепископ Хорхе Бергольо и раввин Абрахам Скорка, ректор Латиноамериканской раввинистической семинарии, серьезно изменили отношения между иудеями и христианами в отдельно взятой стране. Одним из знаковых моментов стало участие уже кардинала Хорхе Бергольо в 2004 году в богослужении накануне Рош Ашана — еврейского Нового года. Глава аргентинских католиков не только впервые в истории вошел в синагогу, но и прочитал там проповедь! Затем подобное происходило неоднократно, и по разным поводам. Последний раз – в декабре 2012 года на праздник Хануки.

Раввин Абрахам Скорка в свою очередь в прошлом году стал почетным доктором Католического университета в Буэнос-Айресе. «Еще никогда это звание в данном учебном заведении не присваивали раввину или еврею из Латинской Америки», — рассказывает ректор раввинистической семинарии. «И это была инициатива Бергольо», — заключает он.

Футбол, не единственное, что объединяло двух священнослужителей. Раввин – доктор химических наук, а кардинал Бергольо окончил химический техникум. По признанию раввина, это во многом им помогало найти общий язык и понятные обоим образы и примеры из области точных наук в описании своего религиозного опыта.

В 2010 году  архиепископ попросил написать Вступительное слово к книге «Иезуит», представляющей собой подробное интервью с Бергольо. Опешившему раввину кардинал объяснил свое решение так: «Оно пришло из моего сердца, и было настолько сильным, что глубоко тронуло меня».  Впрочем, эта идея  это была своеобразным продолжением начатого ранее сотрудничества.

Дело в том, что в конце «нулевых» раввин Абрахам Скорка поделился с приятелем идеей написать книгу на богословские и философские темы, а одну из глав он предложил написать архиепископу. Вместо этого кардинал Бергольо предложил написать книгу вместе! Вскоре на прилавках магазинов появилась книга-диалог «В небе и на земле», в которой раввин и епископ обсуждают различные темы: о Боге, духовных учителях, о смерти, эвтаназии, образовании, политике, антисемитизме, межрелигиозном диалоге…

«Эта книга – свидетельство общего пути», — писал буэнос-айресский архиепископ. «Я считаю раввина своим братом и другом».

Затем появился цикл  телепередач «Библия. Продолжающийся диалог», выходивших на одном из аргентинских телеканалов. В студии за столом  сидели два человека – раввин и кардинал, и беседовали о главной книге в их жизни.

Запись этих программ можно найти в Сети. Книга «В небе и на земле» после избрания кардинала Бергольо Папой Римским была переведена на все европейские языки, и стала настоящим бестселлером. Может, когда-нибудь она появится и на русском?

«Всегда нашей главной заботой и основной темой бесед был и остается человек и его проблемы», — писал раввин Скорка. «Мы оба предпочитаем спонтанность устной речи конструкциям написанного текста.  Для нас было важно передать в этой книге доверительный тон наших диалогов, потому что это помогло бы преобразить их в беседу со множеством людей, открыть наши души, с глубокой уверенностью, что это единственный путь познания человеческих сердец, путь, который может нас приблизить к Богу».

Михаил Фатеев