Пункт 4. Отношения с технологиями

Продолжаем разбор итогового документа Предсинодальной встречи молодёжи. Полный текст четвёртого пункта под названием «Отношения с технологиями»:

Когда речь идет о технологиях, необходимо понимать двойственность их применения. Несмотря на то, что современные технологические достижения значительно улучшили нашу жизнь, использовать их нужно с осторожностью. Как и в других делах безрассудное применение может привести к негативным последствиям. В то время как для одних технологии расширяют пространство отношений, для многих других они становятся предметом зависимости, заменяя отношения с людьми и даже с Богом. Тем не менее, в настоящее время технологии являются неотъемлемой частью жизни молодежи и должны рассматриваться в этом контексте. Как ни парадоксально, но в некоторых странах технологии — и особенно Интернет — доступны, в то время как возможности удовлетворить основные потребности по-прежнему отсутствуют.

Влияние социальных сетей на жизнь молодых людей нельзя недооценивать. Социальные сети являются важной частью идентичности и образа жизни молодежи. Как никогда раньше цифровая среда обладает огромным потенциалом объединять людей сквозь географические расстояния. Обмен информацией, идеалами, ценностями и общими интересами стал проще. Доступ к средствам он-лайн обучения открывает молодым людям в отдаленных уголках мира возможность получить образование и позволяет кончиками собственных пальцев прикоснуться  к знаниям всего мира.

Однако двойственность технологий становится очевидной, когда они приводят к развитию конкретных пороков. Эта опасность проявляется в изоляции, лени, одиночестве и скуке. Очевидно, что молодежь во всем мире одержимо потребляет медийную продукцию. Несмотря на то, что молодые люди живут в мире гиперсвязи, их общение по-прежнему ограничено теми, кто похож на них. Для встречи различий не хватает пространства и возможностей. Культура СМИ по-прежнему оказывает большое влияние на жизнь и идеалы молодежи. Появление социальных медиа привело к новым вызовам, напрямую связанным с тем влиянием, которое медиа-компании оказывают на жизнь молодых людей.

Часто молодые люди стремятся разделять свое поведение в онлайн и оффлайн среде. Необходимо предложить молодежи помощь в понимании, каким образом она может выстраивать свою жизнь в цифровом мире. Онлайн отношения могут стать бесчеловечными. Цифровое пространство закрывает глаза на уязвимость другого человека и мешает саморефлексии. Такая проблема как порнография искажает у молодого человека восприятие человеческой сексуальности. Технологии, используемые подобным образом, создают параллельную иллюзорную реальность, игнорирующую человеческое достоинство.

К другим рискам относятся потеря идентичности, связанная с искажением личности, создание виртуальной личности и утрата устойчивых связей с социальным миром. Долгосрочные риски также включают потерю памяти, культуры и творчества из-за непосредственного доступа к информации и утрату концентрации, связанную с фрагментацией информации. Существует культ и диктатура внешности.

Разговор о технологиях не ограничивается Интернетом. В области биоэтики технологии ставят новые задачи и создают новые риски в отношении безопасности человеческой жизни на всех уровнях. Появление искусственного интеллекта и новых технологий, таких как робототехника и автоматизация, создает риски для трудоустройства рабочих групп. Технологии могут наносить ущерб человеческому достоинству, если они не используются осознанно с осторожностью и если их применение не обусловлено уважением к человеческому достоинству.

У нас есть два конкретных предложения в области технологий. Во-первых, вступая в диалог с молодежью, Церковь должна углубить свое понимание технологий, чтобы помогать нам учиться правильно их использовать. Более того, Церковь должна рассматривать технологии – особенно Интернет – как благодатное место для новой Евангелизации. Результаты этих размышлений должны быть представлены в официальном церковном документе. Во-вторых, Церковь должна бороться с широко распространенной проблемой порнографии, в том числе с жестоким обращением с детьми в Интернете, а также кибер-издевательствами и их последствиями для человечества.

Перевод с английского: Оксана Пименова

Над четвёртым пунктом размышляет Виктор Бабенко:

Первый раз в интернет я вышел в 1998 году, когда мне было 11 лет. До сих пор помню тот «старый» интернет, который скорее напоминал маленькую виртуальную деревню, где единственным, что жители этой деревни могли знать друг о друге, было то, чем они сами же делились. В ней не было никаких возрастных или географических преград: очень быстро у меня появились друзья из Нью-Йорка, Новой Зеландии, Украины, которых я никогда не видел, но, кажется, знал об их жизни больше, чем если бы был знаком вживую.

Потом было участие в игровом сообществе, работа в команде, даже политика и дипломатия между конкурирующими проектами – всё это в 15-16 лет, и ничего из этого не было бы возможно без интернета. При этом «виртуальная» жизнь вовсе не являлась чем-то отдельным, а, наоборот, с течением времени становилась всё более реальной, и опыт, полученный в онлайн-мире, оказал огромное влияние на мой выбор профессии, и на жизнь в целом.

Новые технологии проникли во многие аспекты жизни, уже невозможно представить мир без интернета, Википедии, социальных сетей, мессенджеров. Благодаря им мы получили больше возможностей для общения, обучения, доступа к информации. Можно признать, что многие технологии по своей природе – благо.

Молодёжь замечает в итоговом документе: «Как ни парадоксально, но в некоторых странах технологии — и особенно Интернет – доступны, в то время как возможности удовлетворить основные потребности по-прежнему отсутствуют». Технологии, упрощая коммуникацию между людьми, часто становятся инструментом реализации принципа субсидиарности, о котором говорит социальное учение Церкви: например, во многих странах Африки в отсутствие инфраструктуры мобильные телефоны стали главным средством общения, поиска работы, заключения сделок, финансовых расчётов и взаимопомощи.

Вместе с тем, молодёжь обращает внимание на опасности, связанные с использованием технологий: изоляция, одиночество, скука, потеря идентичности, искажение восприятия сексуальности, создание виртуальной личности. Все эти проблемы не являются чем-то новым, присущим исключительно технологиям, но они обострились под их влиянием. В условиях избытка информации и возможностей, нам постоянно приходится совершать выбор, то есть задействовать свою свободу.

Бенедикт XVI в энциклике «Caritas in veritate» пишет: «Техника позволяет властвовать над материей, уменьшать опасности, сберегать усилия, улучшать жизненные условия. […] Человек узнаёт в технике, созданной его гением, самого себя и реализует свою человеческую природу […] Поэтому техника никогда не бывает просто техникой. В ней отражён человек с его стремлением к развитию, в ней выражено желание человеческого духа преодолеть шаг за шагом материальные ограничения. Итак, техника вписывается в поручение «хранить и возделывать землю» (ср. Быт 2, 15), доверенное Богом человеку».

В любом труде и творчестве выражается та власть над природой, которая дана человеку Богом как приглашение к соучастию в Творении, и технологии – один из результатов такого труда. Однако не каждое выражение этой власти отвечает на этот призыв. Созидательная энергия человека становится соучастием в Творении только тогда, когда мы пользуемся всеми вещами в соответствии с их назначением, то есть замыслом Бога о них.

И в создании, и в использовании технологий всегда вовлекается свобода человека. К чему направлена человеческая свобода? Катехизис определяет это так: «Пока свобода еще не укоренена окончательно в своем конечном благе, которое есть Бог, она предполагает возможность выбора между добром и злом — то есть способность к совершенствованию либо к падению и греху». Но на опыте я постоянно убеждаюсь, что не могу свободно выбирать добро, опираясь только на собственные усилия. Как ни парадоксально, но для того, чтобы я был по-настоящему свободным, я нуждаюсь в отношении с кем-то другим.

Иисус не дал нам подробных инструкций по пользованию каждой вещью, включая технологии, но он предлагает нам гораздо больше: отношение с Ним самим. Именно в этом отношении, происходящем видимым и материальным образом через Церковь, таинства и общину, я могу больше понимать то, кем я являюсь, а потому – вступать в отношение со всей реальностью, во всей совокупности её факторов.

Изображение: www.wpbeginner.com