Жизнь великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса похожа на увлекательный роман. В ней было все, что могла предложить эпоха испанского золотого века отважному сердцу.
Мигель был четвертым ребенком в семье. Его крестили в честь Михаила Архангела и скорее всего в тот день, когда Церковь чтит святого архистратига. Семья Мигеля постоянно пребывала в стесненных финансовых обстоятельствах. Его отец даже сидел в долговой тюрьме. В то же время семья бедного идальго была образована. Мать Мигеля умела читать и писать, что тогда еще было редкостью. Родители стремились дать детям образование, насколько позволяли их скудные средства. И это сослужило Мигелю хорошую службу. В 21 год, не имея университетского образования, он попадает в окружение прелата и отправляется в Рим. Эта поездка подворачивается в жизни молодого авантюриста как нельзя кстати. Ведь он уже успел поучаствовать в дуэли, а за этакое баловство по испанским законам отрубали руку. Дальше жизнь закрутила молодого человека.
В 1571 году он участвует в битве при Лепанто, морском сражении между христианским флотом и кораблями Османской империи. Как и положено в приключенческом романе, главный герой, Мигель, болен, но, превозмогая слабость, он поднимается на палубу, чтобы быть со своими товарищами. Он дерется наравне со всеми. Три пули пронзают его молодое тело, и до конца своих дней Мигель будет гордиться этими ранами, напоминающими о его славном подвиге. Будет он вспоминать и о том, что перед битвой на всех кораблях христианской эскадры читали Розарий, прося Пресвятую Деву о заступничестве. Собственно, в честь победы при Лепанто и появился праздник Девы Марии Розария (7 октября).
Еще несколько лет он посвящает военной службе. И вот когда уже Мигель решил вернуться домой, на корабль, плывущий из Неаполя в Барселону нападают алжирские пираты. Так Мигель попадает в плен. Сервантес предпринимает несколько попыток к бегству, но каждый раз его ловят и жестоко бьют. Как и подобает герою романов, молодой человек никогда не пытается бежать один. Он всегда окружен товарищами. И каждый раз, снова оказавшись в плену, Мигель говорит о том, что именно он был зачинщиком, и вся вина побега лежит на нем.
Пять долгих лет провел Сервантес в неволе. И тут в его жизни впервые появляются францисканские терциарии. Чтобы Мигель мог получить свободу, его семья должна выплатить 2 тысячи дукатов. Таких денег у бедных идальго нет. И тогда мать Сервантеса обращается за помощью к францисканскому братству. У нас нет никаких сведений, подтверждающих ее принадлежность к францисканской семье. Хотя мы можем предположить, что влияние францисканской духовности на жизнь Сервантесов было довольно сильным. Ведь не зря же обе старшие сестры Мигеля в последствии присоединились к общине терциариев.
Терциарии собрали нужную сумму, и Мигель вернулся из плена. Теперь он решает попробовать себя на ниве стихосложения. Он ищет богатых заказчиков, для которых готов слагать сонеты. Так судьба сводит его с Каталиной де Салазар. Проходит всего несколько месяцев с момента их знакомства, как объявляется о помолвке. Женитьба на Каталине стала своего рода трамплином для молодого Сервантеса. Благодаря этой знатной и богатой девушке он оказывается в кругу испанской элиты. Ему хочется славы и денег, поэтому Мигель активно начинает искать заказчиков и покровителей.
Каталина – большая любительница всевозможных светских мероприятий. Она всегда была рада приглашению на крестины или помолвку. В то же время она активно занималась благотворительностью. Среди финансовых записей, оставшихся от этой на первой взгляд довольно ветреной дамы, обнаруживается множество отчетов о помощи бедным семьям, которая оказывалась в качестве подарка на крестины. В том числе упоминаются и семьи францисканских терциариев. И это совсем не случайно. Дело в том, что семья Каталины многие годы была связана с францисканцами. Они не только были духовниками семьи Салазар. Младший брат Каталины, Антонио де Салазар, впоследствии стал францисканцем, а сама Каталина присоединилась к Третьему ордену.
Сервантес же в это время становится королевским сборщиком податей, направленных на создание Великой Армады. Его отношения с Церковью складываются весьма непросто. В какой-то момент его даже отлучают от таинств, как человека, собирающего деньги на военные нужды, не направленные на защиту христиан. Затем он мечтал получить место управляющего в Вест-Индии, но обстоятельства не сложились так, чтобы Сервантес смог отправиться в Новый Свет. Мало того, ему были предъявлено обвинение в растрате средств, и он оказался в долговой тюрьме. Понадобилось какое-то время, прежде чем его честность была доказана.
Едва выйдя на свободу, Мигель отправляется в Австрию. Он снова собирает налоги и его снова обвиняют в казнокрадстве. Несколько месяцев тюремного заключения. Вина не доказана и его выпускают на свободу. Впрочем, свое финансовое положение Сервантес уже поправить не смог. Он умер, как и родился, в бедности.
Нигде мы не находим свидетельств его обращения. В своем романе «Хитроумный Дон Кихот Ламанчский» он не раз высмеивает обычаи современной ему испанской Церкви. Тем не менее, последние годы жизни он проводит рядом с францисканским монастырем. У него уже был опыт участия в католических братствах. Так, в течение нескольких лет он состоял в Братстве служителей Святого Причастия. Многие исследователи настаивают на том, что Сервантес вступил в него исключительно из корыстных целей, желая найти могущественных покровителей. Ведь среди служителей Святого Причастия был даже великий инквизитор, епископ Толедо. Это братство объединяло многих испанских художников и писателей. Его членом был, например, Лопе де Вега. Тем не менее, душа Сервантеса просила чего-то другого… За три года до смерти он присоединяется к терциарскому братству. Интересно, что в отличии от многих своих современников он не приносит сразу вечные обеты и не начинает носить под одеждой францисканскую веревку. Его, как бы мы сейчас сказали, формация длится три года и только потом он приносит вечные обеты и облачается в терциарские одежды. Человек, проживший жизнь, напоминающую авантюрный роман, становится братом покаяния. Он умирает, как хороший католик, исповедовавшись и приняв Причастие. В последний путь его несут на плечах францисканские терциарии. И хоронят его в крипте францисканского храма.
Вплоть до 2012 года останки Сервантеса считались утерянными. Их обнаружили случайно при реставрации одной из мадридских церквей. После проведения многочисленных экспертиз в 2015 году они были перезахоронены.
Анна Гольдина
Изображение: electricliterature.com