Эти гигантские млекопитающие встречаются в Библии в общей сложности не более 10 раз. Практически все упоминания связаны с историей пророка Ионы. Волшебный кит вынырнул из пучины морской, поглотил Иону, но при этом не покалечил его. Мало того, будучи выплюнутым на берег, пророк как ни в чем ни бывало отправился проповедовать. Наверняка, платье его было изрядно помято, но зато сам он был вполне себе в адекватном состоянии. Даже не попросив у Господа времени как следует выспаться после захватывающего морского приключения, Иона спешит в Ниневию. Мы можем представить, как громко топал он пятками и как сурово хмурил лицо, удаляясь от брега морского. Вот сейчас он покажет всем этим грешникам, как с неба нисходят громы и молнии! Впрочем, все это мы можем только предполагать, основываясь на последующих ворчаниях пророка. В сфере вероятностей и предположений остается и кит, поглотивший Иону.
Существовало ли на самом деле такое морское животное, которое способно заглотить человека, не причинив ему вреда?
Начнем с того, что библейский бытописатель не использует слово «кит». Он мог бы сообщить нам, что Иону проглотил левиафан, «левиатан» — «кит» в современном иврите. Морское чудище, несколько раз упоминаемое Ветхим Заветом. Вот только два примера. «Ведь это Ты снёс голову Левиафану и тело в пустыне бросил в пищу зверю» (Пс 73,14). «В тот день Господь возьмёт Свой меч, великий, закалённый и могучий, и накажет Левиафана, этого коварного змея, и убьёт чудовище морское» (Ис 27,1). Каждый раз чудище предстает как нечто враждебное Богу и Его творению. Иудейские авторы часто говорят об иносказательности многих образов. Левиафан, само название которого может быть переведено как «скрученный», «витой», становится силой, сеющей страх, превращающей творение в хаос. Один из древних апокрифических источников повествует о том, что левиафан будет побежден Архангелом Гавриилом, и праведники будут пировать в шатре, сделанном из кожи чудовища, а также безбоязненно есть его мясо. Все это станет знамением наступления последних времен, когда на землю ступит нога Мессии.
Однако что за животное стало прообразом этого страшного, но съедобного чудища, науке пока неизвестно. Тем более, что в книге Иова это существо оказывается способным вступить в диалог с тем, кто его поймал: «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? Сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?» (Иов 40, 20-23). Эти слова звучат из уст Бога, пришедшего на суд с Иовом. И в них левиафан предстает как одно из Его творений, наравне с бегемотом. Это совсем не случайно, поскольку в одной из апокрифических книг Ездры описывается пятый день творения: «Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои. Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь» (3 Ездры 6,46-52). Мало того, в другой апокрифической книге, книге Еноха, говориться о том, что левиафан – это женское чудовище, живущее в бездне моря (Енох 10,9), которое ищет своего друга сердечного бегемота, занявшего необитаемую пустыню.
Итак, Иону проглотила совсем не дама-левиафан. Тогда, может быть, некое змееподобное морское существо, для которого используется слово «танним»? В современном иврите этим словом обозначаются крокодилы, которые вряд ли могут проглотить человека, не повредив ему. А вот в арабском языке есть родственное слово «тиннин» для обозначения морского змея-дракона. Это слово, только во множественном числе, встречается начиная с первой книги Бытия: «И сотворил Бог морских чудовищ (Синодальный перевод говорит «больших рыб»), сотворил всё живое, что движется в море» (Быт 1,21).
Конечно, было бы неплохо, если бы Иону проглотил морской дракон. Сколько параллелей это позволило бы провести. Вот хотя бы к известному чудовищу, от которого спас прекрасную Андромеду Персей. Все события этой истории происходили на побережье недалеко от современного израильского города Яффа. Да и описание чудища морского вполне подходит под определением танним. Греческий морской житель обладал телом дельфина, длинным рыбьим хвостом и головой, похожей на голову кита. Соответственно и звали его, Кет. Это слово созвучно привычному нам «кит», пришедшему из греческого языка. Синодальный перевод, опиравшийся на Септуагинту, в истории с Ионой потому и говорит о ките, проглотившем пророка.
Кит, по-гречески «кэтос», первоначально был именно морским чудовищем, причем не обязательно связанным с мифом о Персее и Андромеде. По представлениям древних, это было гигантское существо, размерами сопоставимое с островом. Из греческой мифологии этот «кит» перебирается в русский фольклор. У Петра Ершова в «Коньке Горбунке» дается прекрасное описание этому уже отчасти одомашненному чудищу:
Вот въезжает на поляну
Прямо к морю окияну;
Поперёк его лежит
Чудо юдо Рыба кит.
Все бока его изрыты.
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дуброве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
Так морской дракон постепенно перестал быть устрашающим. С веками забылось, что это монстр, в пасти которого открывается дорога в преисподнюю.
Тем не менее, библейский бытописатель, повествуя историю Ионы, говорит совсем не о некоем чудовище. Он использует слово «даг», которое переводится как «рыба». Иону проглатывает просто «большая рыба».
Мы могли бы предположить, каковы же были размеры этой «большой рыбы». В первую очередь, она должна была обладать большой глоткой, в которую свободно пройдет человек. Ведь ей пришлось не просто заглотить Иону, но при этом еще и не покалечить его. Кроме того, желудок этой рыбки предполагает внушительные объемы. С учетом того, что люди тогда были довольно невысокого роста, но 150-160 см в диаметре рыбьему брюху были просто необходимы, чтобы Иона мог более-менее комфортно в нем разместиться. Исходя из размеров желудка, можно предположить примерный размер рыбы. Если бы она была похожа на сома, т.е. большой рот и большая глотка, то размер ее тела мог быть примерно в три раза больше объема желудка. Получается, что «большая рыба» — это некое существо размер, которого должен превышать 5 метров.
В принципе, среди современных обитателей морских глубин найдется несколько, которые могли бы претендовать на роль «поглотителей» Ионы. Тем более, что науке известны случаи, когда люди выживали, оказавшись в «рыбьем» желудке.
Итак, пойдем по нарастающей.
Косатка достигает в длину 10 метров. Это большое и красивое млекопитающие семейства дельфиновых. Люди знают об этом морском обитателе довольно давно. Свое латинское название «orca» косатка получила благодаря историку Плинию Старшему, автору «Естественной истории», который использовал в своем описании греческое слово, обозначавшее некое большое морское животное. А русское слово «косатка» происходит от слова «коса», так именовали высокий спинной плавник самцов. Косатки обычно охотятся небольшими стаями и в настоящее время обитают в океане. Впрочем, в библейские времена, когда не было столь активного судоходства в Средиземноморье, они могли обитать и там. Чисто теоретически косатка вполне может проглотить человека, не повредив ему. Несмотря на то, что этот хищник имеет порядка 240 зубов, частенько он заглатывает дельфина или морского котика, не раскусывая его. А вот на человека эти животные нападают крайне редко. Обычно для этого есть причины. Например, животное ранено и обороняется. Другой вопрос: можно ли выжить в животе у косатки? Опять же, чисто теоретически это возможно. Желудок косатки имеет три самостоятельных отделения. В одном отделении пища дробится, в другом переваривается. А вот третье отделение, в которое в первую очередь и попадает все проглоченное, похоже на своего рода склад пищи. Стенки этого отделения покрыты толстым роговым слоем кожи. Здесь нет пищевых желез, нет кислот и стенки не сокращаются. Мало того, эта часть желудка наполнена воздухом, давление которого не столь велико.
Все это дает возможность предполагать, что косатка вполне могла бы заглотить Иону. Кроме того, высокий интеллект этого животного (современные учены выяснили, что косатки любят музыку, предпочитая произведения Бетховена, и могут кружиться и танцевать, попадая в такт) даже позволяет нам предположить, что некоторое время, т.е. три дня, этот хищник вполне мог посидеть на диете, чтобы случайно не перемолоть и не переварить своего «пассажира».
Кашалот, достигает в длину до 20 метров. Некогда эти киты обитали в Средиземном море. Они питаются рыбой и рачками, но могут заглотить и крупную добычу, при этом не повредив ей. Это объясняется тем, что большая часть зубов кашалота расположены на нижней челюсти, а на верхней их всего-то два ряда и пользуется ими этот хищник неохотно. В 50-е годы XX века у Азорских островов был выловлен кит, в желудке которого был обнаружен 10-метровый кальмар. Головоногий моллюск был, скорее всего, проглочен живым и еще какое-то время продолжал существование внутри кашалота. Подтверждением этому служили следы присосок, оставшиеся на стенках желудка.
Известны истории и случаи, когда кашалот проглатывал человека. Один такой случай датируется 1771 годом. Произошел он в Средиземноморье. Тогда раненный китобоями кашалот перекусил их шлюпку, проглотив при этом одного из моряков. После этого морской гигант ушел на глубину. Когда в следующий раз кашалот показался на поверхности воды, он выплюнул несчастного матроса. Сильно поцарапанного, но серьезных ранений не было.
Другой случай произошел в 1891 году. Тогда в животе кашалота оказался Джеймс Бартли, матрос китобойного судна «Звезда Востока», занимавшегося промыслом у Фолклендских островов. Его шлюпка тоже была потоплена раненым китом. Моряк, сам не понимая как, оказался в желудке кашалота. Братли помнил немного, но, согласно его рассказу, стало жутко темно и его тело потянуло вниз по какой-то пульсирующей трубе. Внутри была жуткая вонь, усугублявшаяся тем, что в тесном пространстве становилось все меньше и меньше воздуха. Моряк потерял сознание, потом еще несколько раз приходил в себя, но кроме темноты, естественно, ничего не помнил. Прошло около 16 часов, когда его товарищи, догнавшие и убившие кита, принялись за разделку огромной туши убитого кита. И тут они заметили, что в желудке чудища что-то слабо шевелится. Когда Джеймса, которого до этого считали утонувшим вместе с разбитой шлюпкой, извлекли наружу, то оказалось, что кожа его сморщилась, словно он долгое время пробыл в горячей воде. Да и сам он был бледен до такой степени, что казалось, что он уже мертв. Бартли пришел в себя через три недели.
Эти истории доказывают, что кашалот все-таки способен проглотить человека. Другой вопрос, действительно ли человек может продержаться в желудке хотя бы сутки? У кашалота, как и у большинства китовых, многокамерный желудок. Проблема в том, что в первой камере желудка этого кита, где и хранится первое время пища, очень мало воздуха. О чем свидетельствуют и воспоминания Бартли. Кроме того, температура внутри животного доходит до 39 градусов. Все это, конечно, сводит к минимуму вероятность выживания. Многие ученые считают, что моряку удалось выжить только потому, что кашалот был ранен, а затем и убит. Соответственно, все процессы внутри организма замедлялись, а также произошло увеличение объема воздуха в первой камере желудка кита.
Тем не менее, кашалот входит в число тех морских гигантов, которые могли бы стать «китами Ионы». Ведь проглотить человека он способен. Многие толкователи говорят о том, что кашалот поглотил Иону и он, в конечном счете, умер в чреве кита. Но через три дня Иона, уже побывавший в преисподней, был воскрешен Богом, чтобы проповедовать покаяние Ниневии. Сторонники этого взгляда считают книгу Ионы не столько историческим, сколько поэтическим произведением, подобным книге Иова. Чрево кита воспринимается ими поэтому как образ преисподней (Шеола). Именно оттуда взывает пророк к Богу (Ион 2,2). Подтверждение своему взгляду они находят в последующих словах Ионы, описывающего свое пребывание в желудке кита: «Горечь морская в горле моем, и глубины объяли меня, голова морской травой обвита. На дне, у самых корней горы, мне казалось, был я прикован навек. Но Господь, мой Бог, вознес меня из могилы и снова дал мне жизнь» (Ион 2,5-6). Вторым аргументом сторонников этой версии являются слова Спасителя: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12, 40). Таким образом, история Ионы, оказавшегося в чреве кита, предстает перед нами как рассказ о смерти и воскресении через три дня.
И, наконец, третий претендент на роль «кита Ионы»: финвал, достигает в длину до 24 метров. Этот кит, именуемый также обыкновенным или сельдяным полосатиком, является вторым по величине животным на планете. Финвалы и в наши дни встречаются в Средиземном море. Питаются они в основном рыбой. Завидев косяк сельди, сардин, минтая или мойвы, кит начинает на большой скорости кружить вокруг него, пока не сгонит косяк в плотную кучу. Затем финвал ложится на бок и заглатывает пищу. От проглоченной воды кит избавляется, закрывая рот и выталкивая ее языком. Вода выходит через китовый ус, а рыбка и рачки остаются на нем, как на дуршлаге. Затем хищник всасывает пищу. Обычно за один прием финвал поглощает до 10 килограмм, но в случае с Ионой он мог, конечно, сделать исключение. Есть у этого кита и один секрет. Поскольку кит дышит обычным воздухом, то у него в голове есть специальная камера, расширение носовых полостей. Проглоченная и отжатая пища сначала попадает сюда, а уж потом в многокамерный желудок. В этом «отсеке» пространства достаточно для пребывания невысокого человека. Но и это еще не все! Если сельдяной полосатик заглатывает нечто столь крупное, что не может заглотить, то он просто изрыгает это обратно. И это вполне могло произойти с Ионой, который оказался на суше помятым, но не «подпорченным».
В заключение стоит сказать несколько слов о городе, в который направлялся проповедовать Иона. Ниневия (Нинвэ), столица Ассирийского государства на протяжении почти двух веков, была центром поклонения богине Иштар. Поэтому нежелание Ионы идти проповедовать в этот город было более чем обоснованным! Почему он должен идти к врагам и язычникам и предупреждать их о грядущем бедствии? Так Иона становится единственным пророком в Библии, который отказался выполнить повеление Бога и предпринимает к этому вполне конкретные действия. Будучи же вынужденным проповедовать в Ниневии, Иона страстно желает, чтобы никто не раскаялся, но…
В названии города Ниневия также прячется «рыба», «нин». Кстати, в еврейском алфавите также есть буква «нун», родственная «нин», в написании которой просматривается рыбий хвост и даже контур рыбы, повернутый головой вниз. В клинописях Ниневия обозначается знаком «рыба в доме», «пристанище рыбы». Получается, что Иона не хотел идти в этот дом рыбы и тогда Господь послал рыбу («даг»), а не левиафана или морского дракона, чтобы вернуть его к миссии в Ниневию. Еврейские мудрецы также отмечали, что слово «даг» является аббревиатурой и означает «Дино шель Гееном», т.е. решение Небесного Суда, согласно которому душа отправляется в преисподнюю. Иона не исполнил приказания Бога, поэтому ему в преисподней самое место. При этом интересно, что гематрия (числовое значение) слова «даг» — 7. Это число знаменует собой завершение творения, полноту творения и благословение Всевышнего. Также число 7 – число Шаббата, времени покоя и знака вечности Завета между Богом и Его народом, Его непреходящего благословения. Так в одном слове сливается суд, Завет (верность Бога Своим обещаниям) и благословение. Все это находит отражение и в истории Ионы.
Анна Гольдина
Изображение: bestiary.ca