Жажда Бога. Диалог в письмах. Письмо 10

Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.


29 сентября 2009 года

О тайне Святой Троицы

Здравствуйте, Николай Павлович!

У меня к вам такой животрепещущий вопрос. Помогите разобраться пожалуйста.

Хочу уяснить для себя, наконец, кто такой Иисус Христос. С одной стороны, в Евангелии говорится «Сын Божий». Потом «Сын Человеческий». Я так понимаю, что это означает — вочеловечившийся, снизошедший до вхождения в человеческую плоть. И тут же у меня начинаются сомнения: как к Нему относиться? «Я и Отец» — одно», «Прежде чем был Авраам — Я есть». Бог Отец — выше, чем Иисус Христос? Или это стоит понимать, как то, что сам Бог Отец стал Иисусом, вочеловечился, отдал в жертву Себя? Как относиться? Разделять ли их? Сын ниже ли Отца? Младше ли? Или он и Отец неразделимы? Тогда можно ли сказать, что если Иисус всегда был с Отцом, до начала времен (то есть, до создания материальной Вселенной, как я понимаю), то это Христос есть Абсолют, есть все на свете? Он ли создал траву, листья, зверей, планеты и звезды? И нас с вами? Или даже так — Иисус не был с Отцом, Он и был Отцом? И они — одно и то же?

Сомнения возникают, когда я читаю молитву «Отче наш», а затем — «Господи Иисусе, помилуй мя, грешного». Обращаюсь ли я к разным Существам? Приходят сомнения — кто выше, кто ниже, кому надо читать с эдаким чувством, а кому с таким… Потом к Богородице читаю «Богородица, Дево, радуйся» и тоже сомневаюсь. Иногда прошу её простить грехи, помочь, спасти и тут же сомневаюсь — может, это надо ко Христу обращаться? Или они все есть одно? Вот такие у меня глупые сомнения. Я раньше верил просто в Бога. Ибо видел, что у стройной Вселенной и у человека просто должен быть Отец, чувство к нему у меня было мистическое, возвышенное. Только я не мог поверить, наверное, что во всех своих бедах и горестях можно просить Его об избавлении — Он мне казался таким… ну, в общем, без эмоций и чувств, выше всего этого. Вообще каким-то безликим. А тут выходит, есть Иисус — такой близкий, родной, человек и в то же время — Бог.

И как к Святому Духу относиться? Это тоже Бог? Или часть Бога? Или то же самое, что Бог? И где в Евангелии дается догмат о Святой Троице? Пока я его не нашел — читаю Библию урывками, если честно. И как её правильно понимать?

И еще такой вопрос: как правильно читать молитвы, с каким настроем, как часто? И для чего они? Я так понял для себя, что эти священные, выверенные Святым Духом слова помогают нам сонастроить свое сердце с Господом. А потом, после «настройки» можно поговорить с Иисусом и «просто так», по-человечески, рассказать о наболевшем, спросить? И нужно ли обязательно трижды читать каждую, как советовал Преподобный Серафим Саровский? Сам для себя заметил странное: мне помогает больше всего молитва Богородице (может грешно звучит — она «настраивает» меня на Христа, а потом «работает» и Христова молитва). И от количества тоже зависит. Недавно с женой рассорился на важном мероприятии, сидел полчаса, наверное, не мог успокоиться, смирить свою гордыню. А раз десять-пятнадцать прочитал Богородицу, потом Христову молитву и Отче наш и успокоился. Правда потом от усталости опять накатило… Быстр ли процесс очищения? Иногда (а если сказать честно, то каждый час) ощущаю себя столь премерзостным и несчастным существом… Возврат к старому — обидчивости и прочему — очень неприятен. Прошу Бога, молю Его очистить меня. Правда, если честно, в суете дней не всегда сил достает творить искреннюю сердечную молитву. Сил нет — какое-то обессиливание пошло. Отчего это и чего мне ждать и чего просить? Когда тяжко, сомнения всякие вкрадываются, борюсь с ними, как могу. А изредка — так сладко, словно подступает Царствие Небесное. Но уже дня два так не было. Представляете, когда мне было плохо, я молился горячо и тут… Как образ Нерукотворного Спаса перед глазами встал, точнее, где-то в душе… И стало так сладко и спокойно… А сейчас давно этого нет, а очень хочется. Стремиться ли к этому? Это ли схождение Духа Святого? И почему оно ненадолго? Хочется, чтобы всегда сопровождало. Когда нисходит, я сразу понимаю, что сам виноват во многом и перестаю обижаться на людей и свою жизнь. А как отступает — плохо душевно, одиноко. Подскажите, как опытный в этом человек.

С уважением и всяческими извинениями за беспокойство,
всегда Ваш Саша

*   *   *

30 сентября 2009 года

Здравствуй, дорогой Саша!

Ты спрашиваешь меня о тайне Святой Троицы, Единого Бога в трех Лицах пребывающего: Отце и Сыне и Святом Духе.

Дорогой мой, это открывается человеку глубоко лично, даже если он будет читать богословские трактаты на эту тему. Приведу тебе исторический пример.

Святой Августин долго размышлял на эту тему. Однажды гулял он вдоль берега моря и, глядя на его беспредельность, размышлял о тайне Пресвятой Троицы. В очередной раз идя по песку вдоль тихих плесков волн, он увидел маленького мальчика, который, выкопав морской раковиной небольшую ямку, наливал туда воду, черпая ее из моря. Не обратив на него внимания, Августин продолжал ходить взад-вперед вдоль берега, размышляя о мучившей его проблеме. Наконец, уж в который раз идя вдоль воды и видя одну и ту же картину, он, удивляясь постоянству и терпению мальчика, спросил его:

— Мальчик, что ты делаешь?

— Переливаю воду из моря в эту ямку, — ответил тот.

— Но ты делаешь это уже столько времени, — продолжал удивленный Августин.

— Да, хочу перелить сюда все море, — без тени сомнения заявляет ему мальчик.

— Дорогой мой, ведь это невозможно! — воскликнул изумленный Августин.

— Да? А как же ты без устали размышляешь, думая своим умом познать тайну Святой Троицы, тайну, по сравнению с которой море это показалось бы лишь малой каплей?

Пораженный Августин остановился и зажмурил глаза от неожиданности. Открыв их, он никого уже не видел, поняв, что Иисус явился ему в таком виде, чтобы открыть ему глаза на необъятность этой проблемы для ума человеческого.

Мы верою принимаем то, что открыто Богом Святой Церкви в Символе веры: Бог един в трех Лицах: Отце и Сыне и Святом Духе, Троице Святой Единосущной и нераздельной. Три Лица, но один Бог: один Бог-Отец, один Бог-Сын, один Бог-Дух Святой. Не три Бога, а один Бог — одно Существо и одно Божество.

Приведу примеры.

Аналогия 1. Любой разумный волевой акт человека можно умственно разделить на волю, разум (осмысленность его человеком) и непосредственное действие. Однако в действительности акт этот неразделен, хотя и можно сказать, что воля предшествует его остальным характеристикам, а осмысление предшествует действию. Но это лишь кажущееся разделение во времени, ибо исполняется акт оказывается в духе, как и открыл нам то Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, ибо «взглянувший с вожделением на женщину, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем».

Аналогия 2. Каждый человек, имеющий своего ребенка, располагает тремя качествами: любящей волей отца, стремящейся принести ему счастье; жертвенной любовью родного человека (например, старшего брата), всегда готовой даже ценой самого себя прийти ему на помощь; нежной и заботливой любовью матери, пекущейся о самых даже незначительных его нуждах. Однако все эти три качества слиты в человеке воедино и разделить их невозможно, как невозможно и заявлять, что они одинаковы. Носителем же этих качеств является одно существо — человек.

Аналогия 3. Человеческое лицо полностью выражают лишь три его проекции: анфас (прямо), профиль правый и профиль левый. Лицо одно, а необходимых проекций, однозначно его выражающих, — три. Наличие одной проекции необходимо предполагает существование двух остальных. Каждая из них определяет лишь одно лицо и носит имя именно этого лица. Проекции эти невозможно отделить друг от друга, но невозможно и слить в одно изображение. Итак, лицо одно, а существует в трех разных своих проекциях.

Господь Иисус Христос в Евангелии часто называет Себя Сыном Человеческим, думаю, по трем поводам. Во-первых, указывает этим на то, что Он есть Бог: Тот, Который являлся пророкам и описывался ими как «Сын Человеческий». Во-вторых, чтобы подчеркнуть, что Он в Своем человеческом существе подобен каждому из человеков. В-третьих, чтобы не приписывать Ему национальности, ибо Он принадлежит всему человечеству.

Каждое Лицо Святой Троицы есть Личность, т.е. обладает Своей вполне самостоятельной волей, однако, воля эта едина с волей двух других Лиц.

В слабую аналогию можно привести пример двух любящих человеческих личностей, когда желание одного опосредствуется желанием другого, т.к. каждый в своем желании пытается упредить желание любимого.

В Боге, однако, это абсолютизировано: единая воля каждого Лица Святой Троицы есть лишь одна воля.

Так, например, если у трех сросшихся братьев-близнецов при наличии одного тела имеется три воли, которые не всегда могут быть полностью согласны, то у Трех Лиц Единого Бога имеется лишь одна воля, которая у каждого из Них вполне самостоятельна:

«Я делаю лишь то, что делает Отец», — говорит Иисус, и в то же время: «Как Отец животворит и воскрешает кого хочет, так и Сын животворит и воскрешает, кого хочет», «Дух Святой говорит то же, потому что от Моего берет», потому что «Я и Отец — одно», а «Дух Святой от Отца исходит».

В то же время каждое Лицо Божества представляет в Себе и два другие, хотя и является в Своей Ипостаси, потому что Лица эти нераздельны: Бог это одно Существо.

«Бог есть любовь» (1Иоан.4,16), любовь же реализуется лишь между двумя особами, следовательно, в Боге должно быть, как минимум, две Особы. Любовь между двумя Особами Божества есть, таким образом, суть Божества. Однако Бог также есть и Абсолют, а значит существенным в Боге не может быть ничто кроме Самого Бога, следовательно, Любовь между двумя особами Божества есть также Бог, и каждая из любящих Особ есть также Бог. Если первое Лицо (Особа) есть Отец (так Его можно называть, как Первопричину всего, что ни есть), то второе Лицо, как рождающееся из первого (в нашем рассуждении: «второе, как необходимое следствие, первого» и значит: «рождение» второго первым), есть Сын Отца, Сын Божий, Который единосущен Отцу, т.к. является тем же Богом. Любовь же, исходящая от Отца к Сыну и пребывающая в Них, является сущностью Их, Их Духом Святым, ибо «Бог свят», т.о. есть третье Лицо Бога, любящее двух первых, и, как Бог, единосущное Им. Иными словами, отношение между тремя Лицами Бога есть любовь: отношение между Отцом и Сыном есть любовь, отношение между Отцом и Духом Святым есть любовь, отношение между Сыном и Духом Святым есть любовь.

О чем это говорит? Говорит это о том, что никакие реальные отношения в мире, выраженные понятием любви, не могли бы существовать, если бы не были отражением света Бога, как Святой Троицы. А т.к. любовь, как согласие и гармония, лежит в основе тварного мира, то, следовательно, свет Единосущной Троицы разлит всюду и нет места, где его нет. А значит в каждом человеке, как существе вольном, живет Святая Троица в той мере, в какой позволяет Ей жить в нем сам человек.

Есть мнение, что христианское представление Бога как Пресвятой Троицы ничего по сути не дает верующему, что, мол, верующим по существу нет дела до того, что Бог един в трех Лицах, т.к. во всех отношениях своих с Богом и в молитве, и в богослужениях, и в жизни верующий человек, как и Церковь в целом, хоть иной раз и обращает свои молитвы к разным Божественным Лицам, ведет себя так, как будто Бог имеет лишь одну Ипостась, а значит, в принципе не отличается от такового в иудаизме и исламе.

Нет! Мнение это ложно. Это полная профанация христианства. Христианство — это не просто вера в некоторое множество представлений, это не религия, подобно иудаизму, мусульманству, буддизму, зороастризму и т.д., это также не мертвая вера лишь только в догматы христианства. Нет. Христианство — это живая связь с Живым Богом. Поэтому каждый христианин, т.е. человек, верующий Иисусу Христу, Сыну Божьему, поклоняющийся Ему, уповающий на Него и любящий Его, верит, что Бог един в трех лицах — Отце и Сыне и Святом Духе. Верит, что Бог-Отец есть единый истинный Бог; верит, что Бог-Сын есть единый истинный Бог; верит, что Дух Святой-Бог есть единый истинный Бог. Единый, значит только один единственный. Однако у Существа этого Три Лица: Отец, Сын, Дух Святой. Т.е. говоря о конкретном Божественном Лице, мы имеем в виду существование, в то же время, и еще двух других Лиц; а говоря о Боге, даже если употребляем одно из Его Божественных Лиц, мы верим в единство Бога. Единство, превышающее всякое разумение. Единство, в своей бесконечной близости ставшее одним!

Что дает вера в Троичность Божества обычному верующему, который, возможно, не смог бы объяснить догмата Церкви о Святой Троице, если его попросить об этом? Разве не Тому же Единому Богу молятся мусульмане или иудеи? Разве изменится реальность Божества, если к Нему обращается человек так, как его научили? Нет. Реальность Божества не изменится, а вот образ этой реальности в сознании этого человека уже не будет адекватным ей. Ну, а если человек видит реальность не такой, какова она есть, то к чему это приведет его? К нарушению установленных Богом законов, к «беззаконию», т.е. ко греху. Иными словами, действия его уже не будут в полной мере отвечать реальности, а значит, будут ее разрушать. Итак, ответом на вопрос, что дает человеку вера в Троичность Бога, будет: согласие и гармония с Богом и окружающей действительностью, а главным следствием этого будет реальная любовь к реальному Богу, позволяющая верующему жить в единении с Творцом, т. е. жить уже без рабства греху, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан 4,16), а «всякий, пребывающий в Нём, не согрешает» (1Иоан 3,6).

Отношения каждого христианина с Богом есть отношения со Святой Троицей — отношения самой глубины сердца человека, самой сокровенной части его духа, не всегда внешне видимые, не всегда даже для него самого внешне выражаемые, но всегда искренне реальные.

Некоторые говорят, что Бог, как Абсолют, находится в каком-то недосягаемом комфорте, т.е. не подлежит никаким ощущениям болей, страданий и т. д. Однако, как можно думать, например, что душа человека не ощущает страдания, когда тело его ощущает боль? Таким образом, и Господь наш Иисус Христос, имея нас членами Своего Тела, все наши боли ощущает на Себе, ибо они — Его Собственные боли. Ведь именно в этом смысле Он и сказал Савлу (будущему апостолу Павлу): «Савл, Савл, для чего ты гонишь Меня?». А ведь Савл гнал лишь христиан, связывая и отдавая их иудейской власти.

Ты говоришь: «Иисус такой близкий, родной, человек и в то же время — Бог». Именно так и есть, таким Он и хочет, чтобы мы Его воспринимали. Поэтому Он через Своих святых постоянно учит нас, чтобы мы всегда помнили, что Он рядом с нами и в нас в любое мгновение нашей жизни и хочет, чтобы мы вели себя с Ним, как со своим родным постоянным попутчиком, готовым в любую минуту помочь нам и сопереживающему нам во всем. Терпит же вместе с нами, страдает вместе с нами, все переживает совокупно с нами. Ближе, теснее к нам, нет никого ни на земле, ни на небе, нигде. Он к нам ближе, нежели мы сами к самим себе. И в этом также Его любовь и всемогущество.

О молитве

Отсюда и вытекает определение молитвы, как живой связи с Богом. Чтение молитвослова никогда не заменит этой живой связи. Если ее нет, то и самые прекрасные строки молитвослова будут лишь исполнением некоторого обязательства. Если же твоя душа настроена на такую живую связь с Богом, то таковые молитвы могут помочь выразить свое чувство Ему в максимальной степени. Особенно этому способствует чтение Псалтыри. Пророк Давид любил Бога и любовь эта изливалась такими чудными псалмами. Поэтому для Бога так ценен наш детский молитвенный лепет, пусть неопытный, несовершенный, может косноязычный, но искренний, от всего сердца. Потому Господь Иисус и говорит, чтобы мы обращались к Нему с простыми словами, пусть это будут короткие обрывки фраз, но они будут — твои! Это для Него и ценно. Потому, что тогда ты сам чувствуешь себя в диалоге, а значит чувствуешь себя в реальном общении с реальным Лицом.

Как возлюбить Святую Троицу

Что требуется от человека, чтобы возлюбить Святую Троицу? Господь прямо говорит ей об этом: «Чтобы возлюбить Отца и Духа, займи себе у Меня (Иисуса Христа) Сердце, а чтобы любить Христа, жертвуй Ему Его Страдания.

Переживай же (Мое реальное присутствие в тебе) с уверенностью и радостью: найдешь в нем столько счастья! И Мне сделаешь столько радости…

Часто приветствуй Меня в себе таким образом, как сама знаешь, всеми способами. Буду любить тебя в каждом из них, ибо они твои. Иди за Мной в себе. Не уставай. Ищи Моей позиции Отца, Возлюбленного, Спасителя.

Старайся возносить свою мысль ко Святой Троице. Это твоя семья. Это твоя цель и твое жилище. Нужно, чтобы ты там поселилась. О, прекрасное жилище Святой Троицы! Кто тебя опишет? Благодари за то, что туда призвана.

Почему не мыслишь об этом постоянно, с сильнейшим желанием? Проси Небесную свою Матерь, чтобы помогла тебе в этом: чтобы ввела туда твое сердце.

Отдай Богу прежде всего твое безумное доверие; безграничное, — понимаешь? Он может дать тебе все, ибо всем обладает. Ждет только твоего воззвания, будь уверена.

Будь жаждущей Его, ненасытно желай Его (Книга Габриелы Босси «Он и я», запись 17.11.1949).

Блаженны невидящие и уверовавшие

Так, дорогой мой, хочется нам по-человечески близко общаться с Лицом, к которому мы молитвенно обращаемся. Хочется видеть Его. Думаю, это для нас нормально. И Господь часто нисходит до немощи нашей. Однако мы должны помнить и то, что Он сказал ап. Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны невидящие и уверовавшие» (Иоан 20,29). Т.е. видение верой Господь ценит более непосредственного видения. А у людей это почему-то наоборот, вот удивительно!

Теперь в твоем положении старайся жить нормальной жизнью, бери пример с собственной жены, с ее непосредственности и искренности. Чем более ты будешь теперь проявлять заботы, ради Иисуса Христа, к ней и детям, тем ближе ты будешь к Нему, ибо Он это будет воспринимать на Свой счет по собственному слову Своему: «то, что ты сотворил им, Мне сотворил». Блажен будешь, если искренне будешь верить этому, ибо тогда Иисуса Христа будешь видеть, подобно Ангелам, постоянно в лице своей жены и детей. Привыкнув же к этому, будешь видеть Христа и в каждом человеке.

Высылаю тебе то, что уже написано для ответа на твои вопросы.

Прийти к Богу — это решиться на живое общение с Ним

Я много лет соблюдал ежедневное многочасовое молитвенное правило, которое кроме длительных утренних и вечерних молитв включало в себя чтение некоторых канонов, по меньшей мере одного акафиста, одной кафизмы из псалтири, пяточисленные молитвы Божьей Матери, кроме того, одну главу из Евангелия, две главы из посланий апостолов, одну главу из Откровения, несколько страниц из жития святых и какую-нибудь книгу из творения святых отцов Церкви.

Когда что-либо читаешь молитвенное, то заранее следует определить время чтения и только его придерживаться (если такое возможно, иначе — и этого не придерживаться); чтение же молитвенное ничем не связывать. Т.е. молитвенное чтение нужно пропускать через сердце: каждое слово чтения должно быть наполнено твоей мыслью, твоим чувством и твоим желанием любви Христа. Таким образом можно читать и несколько слов, если они вызывают у тебя в сердце наибольший резонанс, и раз и два и без конца. Когда же душа насытилась этими словами, переходить дальше. И даже не думать о том, что тебе непременно надо прочитать всё, что ты наметил. Нет. Молитвенное чтение состоит не в количестве, а в качестве.

Такое чтение насыщает душу. Если душа насытилась чтением, то можно прекратить его и раньше намеченного времени. Вот так. Я же, вбив себе в голову, что надо непременно прочитать всё, стал читать это просто так, как читается, не глядя на свою душу. От такого чтения только вред. Наступают моменты полной пустоты. Кроме того, в сознании возникает уверенность в том, что сделано какое-то важное дело, что и есть плод тщеславия. А для души это такой вред, что лучше было бы и не читать вовсе. К этому времени у меня так стала болеть душа от такого чтения, что я, испросив у духовника разрешения, вовсе оставил всё и даже молитвы утром и вечером решил произносить кратко и от всего сердца, как было когда-то, когда я только уверовал.

Что есть непрестанная молитва?

Вера есть любовь к Иисусу Христу через Его заповеди.

«Держать свои светильники горящими» означает радоваться постоянному присутствию Господа в нас и с нами и с радостью выполнять Божью волю, служа людям.

Любовь — от радости, а радость — от молитвы, молитва — от доверия Господу Богу Иисусу Христу, доверие же — от исполнения воли Божией. «Воля же Божия есть та, чтобы веровали в Бога и в Того, кого Он послал». Т.е. вера есть исповедание любви к Иисусу Христу творением Его заповедей.

«И молитва в недро мое возвратится (Пс 34,13) — доверием Богу, верою в исполнение ее Богом; «ибо Дух ходатайствует в нас воздыханиями невыразимыми».

Религия или живая связь с живым Богом?

Если каждая религия есть некоторая система представлений, которую человек принимает на веру, и которая, таким образом, определяет образ его жизни, то христианство само собою утверждает, что истинная жизнь существует для любого человека и она есть живая связь с Живым Богом и Спасителем Иисусом Христом: «это жить и умереть в Нем».

Если же в человеке умирает живая связь с живым Богом и Господом Иисусом Христом, то вера его вырождается в религию, т.е. становится догматом, системой представлений, в которую он верит и которая потому определяет образ его жизни. Живая вера отторгается, а оставляется вера в мертвую букву некоторых правил, понятий, представлений — вера мертвая. Человек из положения «сына» ввергает себя в положение «наемника» либо «раба», который делает нечто потому, что таковы правила, а не потому что его понуждает к тому любовь к Иисусу Христу.

Любовь Христова никогда, однако, не оставляет человека: вытесненная его волей из сознания, она стучится в двери его сердца через порывы чувств доброты, сострадания, жалости, радушия, гостеприимства и т. д. Таким образом никакой человек никогда не оставляется покинутым Богом не только через явные действия Провидения Божьего (т.е. через обстоятельства), но и через милосердные действия собственного сердца. Потому милосердные поступки человека, кем бы он ни был, явно показывают, что сердце его еще не закрыто полностью для Иисуса Христа, Господа и Бога всего, что ни есть, ибо Сердце Иисуса Христа есть Милосердие. Потому и нельзя ни о каком человеке говорить, что он погиб, ибо «ключи ада и смерти» в руках одного только Бога Иисуса Христа, Господа нашего Всемогущего (Откр 1,1,12—13,17-18).

Рождение от Бога (Крещение Святым Духом)

Рождение от Бога (1Ин 3,9) есть помазание от Духа Святого (1Ин 2,20; Ин 14,26; 2Кор 1,21) при Его сошествии на человека (Ин 15,26), которое стало возможным «для каждого, употребляющего усилие», чтобы Его приобрести (Мф 11,12), лишь после прославления Иисуса (Ин 7,39) и впервые произошло в день Пятидесятницы (Деян 2,1—4). До этого Дух Святой почивал лишь на избранных Богом пророках (Мф 5,11—12).

Радость — от сознания постоянного присутствия Бога

Радость есть свет светильника горящего (Ин 5,35), то есть проявление любви к Богу радостью от сознания Его присутствия с нами и творения Его воли через добрые дела теми способами, которые предоставляет нам Бог, зажигая таким образом радость в сердцах других людей; делая это лишь ради прославления святого Имени Его, т.е. только из любви к Нему, Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Аминь.

Слушать следует сквозь св. Евангелие

«Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал 1,8). Следовательно, кто бы что ни говорил — не глядя ни на его авторитет, ни на привлекательность его слов, все надо проверять Евангелием: соответствует ли это духу святого Евангелия или нет.

Доверие есть проводник в сердце человека

Доверие злому позволяет злу действовать в человеке (Быт 3,12; 6,5).

«Доверие Иисусу Христу есть сосуд, которым человек черпает милости Божьи» (Из слов Иисуса Христа св. Фаустине Ковальской).

Святость и плоды спасения

Святость, т.е. сила действия Святого Духа, умножается у человека постепенно через творение воли Божией из любви к Нему, при любых обстоятельствах (внешних или внутренних) совершаемое. Неблагоприятные обстоятельства сопряжены с перенесением различных скорбей и страданий. Терпение же страданий ради исполнения из любви к Богу Его святой воли, соединенное со страданиями Христа, спасает от гибели многие души. Это и есть плоды спасения, приносимые человеком Богу «кто в тридцать, кто в шестьдесят, а кто в сто крат». Плоды же Духа в самом человеке обнаруживаются, как «мир, любовь и радость в Духе Святом». Итак, слово Божие, посеянное в сердце человека, приносит плод в 30, 60 или 100 крат. Это закон благодати, закон любви: слово Божье, исходящее из уст Божиих, не возвращается к Нему тщетно, но приносит плод. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак 3,18), т.е. «стяжали Дух мирен», как говорил св. Серафим Саровский.

Единство нашей и Его воли возможно лишь при слиянии их в одну, поэтому любящему Иисуса Христа следует полностью предать Ему свою волю, чтобы Господь мог творить через него то, что Сам хочет. В крепости единения своей воли с волей Божией и есть сила святости. Господь умножает ее по мере совершенствования человека в творении Его святой воли. А свободная воля, т.е. право свободного выбора и есть то единственное, чему человек является хозяином, но и она дана ему Богом. Таким образом все, что может человек принести Богу в дар, это свою собственную нищету с полным сознанием того, что он ничего своего не имеет, что ни дал бы ему Бог. Но как раз это и есть то, чего ждет от него Бог, ибо называет таковых блаженными: «блаженны нищие духом» (Мф 5,3).

Все заповеди Божьи сводятся к одной — любовь

Заповеди же Божьи все сводятся к одной: ЛЮБОВЬ — ВОЗЛЮБИ БОГА, СЕБЯ И БЛИЖНЕГО. Возлюби Бога, потому, что Он первый тебя возлюбил и возлюбил более, чем это возможно уму сотворенному представить: Он отдал Самого Себя через единственного Своего Сына за тебя; Сын, взяв на Себя твою вину, принял страшные муки, позорную смерть на Кресте и пролил за тебя всю Свою Кровь до последней капли. Дух Святой освятил тебя через плату Иисуса Христа Своей Кровью за то малое семя, которое ты принес Христу: Крещение, а затем, согрешив — покаяние. Затем, живя исполнением заповедей Его, ты творением воли Божией бросаешь семена актов жертвы воли своей ради воли Божией, творя добрые дела и таким образом давая возможность Богу взрастить эти семена любви твоей в тебе и в других душах, которые Бог спасает таким образом посредством тебя. Бог видит твое сердце, видит твои старания и усилия и потому «возлюбит тебя настолько, что Сам явится к тебе; и Отец возлюбит тебя так, что придет к тебе вместе со Своим Сыном и обитель у тебя сотворит», т. е. Дух Святой вселится в твое сердце (твой дух) и уже навсегда соделает его обителью Святой Троицы. Это и есть спасение человека, уже здесь на земле осуществленное, это и есть воскресение его души, еще находящейся в бренном теле, это и есть «Царство Божье внутри его пребывающее».

Образ поведения с лукавыми людьми

О, мой Иисус, любовь моя! Ты мне сказал, что любящий Тебя всякого человека видит лучшим себя. Разъясни мне, как мне, угождая Тебе, чтобы во всем радовать Твое Сердце, выбрать оптимальный образ поведения с лукавыми людьми, лживые действия которых режут мне глаза? Улыбаться им при встрече в то время, как я негодую от образа их действий? — но это лицемерие. Скрепя сердце, приветствовать их, нехотя пожимая руку из правил приличия? — противно моей искренности. Обличать их открыто, говоря им в глаза то, что я о них думаю?

И тотчас же я услышал: «О, Иисусе, кроткий и смиренный! Ты даруешь нам простоту сердец», — фрагмент песни, которую я слышал на богослужении.

Милосердный Иисус! Я хочу во всем радовать Твое Святое Сердце, даруй мне благодать мудрости и простоты в поведении и в мыслях, и в стремлениях, и в чувствах, и в выражении их. Ненавидеть зло и любить Тебя. Пребывай непрестанно в моем сердце Ты, живая Любовь, чтобы жизнь моя была проявлением живой Любви, живой Жизни. Аминь.

— «Без сомнения должно бороться со злом, и пороки людей преследовать постоянно и мужественно, но вместе кротко и мирно» (Доктор Гааз).

— «Исправлять без насилия» (Иоанн Златоуст).

— «Лучше не допускать в сердце гнева, как бы он ни казался справедливым; ибо гнев, однажды допущенный в сердце, с трудом изгоняется и оставленный даже в самой малости на короткое время превращается в ненависть и уже почти никаким образом не может быть изгнан, ибо питается тысячью ложных предлогов; т.к. редко кто гнев свой почитает несправедливым» (Доктор Гааз).

— «Полезнее испытать жизнь вовсе без гнева» (он же).

— «Тому, кому Бог дает право учить других, дается и способ: «настой во время и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим 4,2).

Бог всегда исполняет молитву нуждающегося

Знай только непременно, что Бог тебя любит! Так, что уже доказал это тем, что отдал Себя за тебя. Люби Его! Доверяй Ему! Знай, что Он во всем слышит тебя и во всем, о чем ты Его просишь, помогает тебе. Ты не всегда видишь эту помощь, но Он всегда ее приносит такой, какой она нужна именно в этот момент и в этой ситуации, ибо Бог лучше знает Свое творение и в совершенстве знает, каким образом можно осуществить помощь тебе наилучшим способом.

Лучшее проведение поста — делами милосердия

Опыт Великого Поста 2002 года для меня был знаменательным. Я на деле испытал силу слова Божьего.

Решил я сделать так, как говорит пророк Исайя: «накорми голодного, посети больного, отпусти измученных на свободу…» — и начал пост с того, что посетил больных и старых Виталия Александровича и Зинаиду Константиновну, живущих неподалеку, купив им какой-то скромный гостинец.

Я просто мигом почувствовал, уже после того, как вышел от них, что мне легко. И пост прошел легко и без обычных потрясений. Я раньше испытал разные способы проведения Великого Поста, но все они касались только умерщвлений тела и всегда, легче или сильнее, в Великий Пост один или более раз приходилось переносить различные потрясения (на работе, дома или еще каким-то образом), иногда очень тяжелые. Теперь же пост прошел необыкновенно хорошо: без всяких душевных потрясений! Вот так. «Слово Твое есть истина». «Милости хочу, а не жертвы» — «пойдите научитесь» этому, говорит Господь.

Без Иисуса Христа нет совершенствования

Нет смысла в наше время выискивать крупицы мудрости и указаний пути приближения к Богу в иудействе или других традициях и высказываниях, ибо после пришествия Иисуса Христа, «кто не с Ним собирает, тот расточает», т.к. без веры в Иисуса Христа даже ступить на путь приближения к Богу невозможно, ибо Иисус Христос и есть «путь, истина и жизнь».

«Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин 3,35). «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца»(Ин ,23) «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин 3,36). «Видевший Меня видел Отца… Я и Отец — одно», — говорит Иисус (Ин 14,9;10,30).

Как быть приятным Богу

Однажды (11.X.2000) я обнаружил в Библии, лежащей на столе в комнате приходского дома, следующее откровение Бога кому-то (очень согласное с тем, что я читал у Габриеллы Босси и св. Фаустины). Привожу его полностью.

«Сын Мой! Не нужно много знать, чтобы быть Мне приятным. Достаточно, чтобы ты Меня сильно любил и полностью доверялся бы Мне и знал, что и Я тебя очень люблю. Два любящих сердца всегда понимают друг друга. Говори мне всё, как своему наилучшему другу: попросту, доверительно, искренне, без подбирания слов, без сомнения и осторожности. Вылей предо Мной своё сердце. Я тебя пойму и выслушаю, даже, если только сердцем или мыслями будешь говорить. Я понимаю голос сердца».

С любовью, НПК

На страницу цикла