17 сентября — годовщина получения св. Франциском стигматов на горе Ла Верна
Франциск Ассизский стал первым святым, получившим дар стигматов. И надо сказать, что практически сразу появились те, кто увидел в его ранах нечто еретическое. Ведь для многих сект того времени было свойственно нанесение телесных увечий.
Папам пришлось встать на сторону Ассизского Бедняка, который открыл новую страницу в мистическом опыте Церкви. В период с 1237 по 1291 год были выпущены не менее девяти булл, утверждавших истинность опыта Франциска. Первые три из них написаны папой Григорием IX, покровителем францисканцев, причислившим в 1228 году Серафического Отца к лику святых.
11 апреля 1237 года Григорий IX обнародовал буллу Usque ad terminus, в которой критикует чешского епископа, цистерцианца, запретившего в своей епархии всякие изображения св. Франциска со стигматами. Этот епископ, обращаясь к пастве, говорил о том, что только Сын Предвечного Отца мог взять на Себя грехи человечества, поэтому и раны на Его теле, знамения Его страданий, не могут быть разделены с кем-то, и что стигматы – это нечто, противоречащее христианской религии. В свою очередь Папа Григорий IX писал о стигматах св. Франциска, как о великом и единственном чуде (grande ac singular miraculum). В 1255 году Папа Александр IV повторит эти слова.
Скептическое отношение к стигматам бытовало вплоть до середины XVI века. Вначале противниками францисканцев в этом вопросе были доминиканцы, но постепенно произошли изменения в их взглядах. И в последствии им самим пришлось защищать св. Екатерину Сиенскую, также наделенную даром стигматов.
Францисканский историк бр. Мариано да Фиренце, OFM в своем «Диалоге Святой горы Ла Верна», написанном в 1522 году, все еще отстаивает реальность и уникальность стигматов. Он не соглашается с утверждением, которое к тому времени получило распространение (и надо сказать, многие используют этот довод до сих пор), что еще апостол Павел был наделен даром стигматов. «Пусть никто больше не причиняет мне беспокойства, ибо ношу я на теле своём раны Христовы», — пишет апостол, обращаясь к галатам (Гал 6,17). «Раны Христовы» и принимают за стигматы. Брат Мариано да Фиренце говорит о том, что Павел использовал образное выражение, в то время как Франциск был наделен реальными ранами на теле.
Неприятие в церковной среде идеи стигматов было связано в первую очередь с необразованностью простых прихожан. Современник брата Мариано пишет о том, что миряне, по большей части женщины, не умеющие читать, основывают свою веру на изображениях и объяснениях, которые даются во время проповеди. У них нет возможности вникать в богословские объяснения, зато есть склонность к экзальтации. Не зря еще в XIII веке спор Папы с епископом был вызван именно появлением изображений стигматизаиции св. Франциска.
Скорее всего, первым письменным свидетельством стигматов Серафического Отца следует считать Epistola encyclica, послание брата Ильи от 3 октября 1226 года, извещающие братию о смерти святого. «Я возвещаю вам великую радость. Мир никогда не видел такого чуда, — пишет брат Илья. – Незадолго до смерти наш брат и отец ощутил себя сораспятым, приняв на своем теле пять ран, истинные стигматы Христовы».
Но, без сомнения, самое четкое и подробное описание стигматов св. Франциска дает Фома Челанский. Именно на него будут опираться большинство художников, создавая многочисленные изображения стигматизации. Его же нередко используют современные ученые, пытаясь объяснить причину возникновения пяти ран.
Так в 1935 году доктор Эдвард Гартунг писал, что св. Франциск умер от осложнений, вызванных малярией. Болезнь глаз была идентифицирована им как трахома, хроническое воспалительное заболевание глаз, которое современная медицина лечит антибиотиками. Малярию Ассизский Бедняк привез, скорее всего, из Святой Земли. Четыре дня сильной лихорадки вызвали резкое ухудшение состояния здоровья Франциска. Малярийные паразиты, которые и являются истинной причиной заболевания (они легко передаются от комара к человеку) спровоцировали разрушение печени, селезенки и, вероятнее всего, желудка. Это причиняло сильную боль и вызывало появление кровоизлияний на коже пурпурного цвета. Кровоизлияния происходили симметрично. Только, следуя логике американского врача начала прошлого века, получается, что Франциск должен был весь покрыться пурпурными точками и пятнами. В то время как в житии Фомы Челанского четко говорится о пяти ранах. Мало того, фиолетовые пятна – это внутренние кровотечения, которые не имеют вида открытой раны. Так что, даже если диагноз был поставлен верно, он не дает «научного» объяснения дару стигматов.
В истории Церкви есть множество случаев получения стигматов. Интересно, что, согласно исследованиям историка Эдварда Харрисона, соотношение женщин, наделенных этим даром, и мужчин было 7 к 1. Только в последние сто лет оно изменилось и стало 5 к 4.
«В средние века, — пишет Харрисон, — верующие, не имея возможности частого причащения, стремились приблизится ко Христу, разделить Его страдания. Стигматы – сораспятие Христу. Поэтому столько мирян были наделены этим даром, а священники, совершающие Евхаристию, напротив, относились к стигматам с большим скепсисом и даже резким неприятием». Тем не менее, статистика говорит не в пользу этой гипотезы. Количество священников, наделенных даром стигматов, растет.
Так что этот дар так и остается неразгаданной тайной.
Анна Гольдина
Изображение: art.c-rover.com