История католической монашеской жизни в России

1. История католического монашества до 1772 г.

Когда в X в. Русь принимала христианство, возникало там монашество в основном в традиции восточной, но также и западной, так как не было еще разделения Церкви. Разделение христианства в XI в. не повлияло сразу на противостояние на Руси христианства восточного и западного. Вследствие татарских наездов в XIII в. и расширения границ литовского государства, восточная Русь законсервировалась в своей восточной традиции, так как татары не трогали монастырей, а западная — попала под политическое влияние Литвы, Венгрии, Польши. В Великом Княжестве Литовском и в Галиции одновременно с монашеством восточным, развивалось монашество западное: доминиканцы, францисканцы и другие старые ордена, а с XVI в. иезуиты. Были также женские монастыри. Сеть латинских монастырей была довольно густая на территории сегодняшней Белоруссии и Украины. После Брестской унии (1596) на восточных землях Речи Посполитой оставались также многочисленные uреко-католические монастыри. Некоторые католические монастыри были и на землях сегодняшней России, так как ее земли входили в состав других государств: той же Речи Посполитой или татарских ханатов. Конечно, особую историю имеет сегодняшняя Калининградская область, где христианизацию огнем и мечем проводил в XIII в. Тевтонский рыцарский орден, а в XVII в., после секуляризации ордена, произошла протестантизация. Впоследствии, в Пруссии при католицизме осталась незначительная часть населения (на территории, впоследствии вошедшей в состав СССР – ок. 5 %), однако католические монастыри, хотя и немногочисленные, сохранились вплоть до 1945 г. Одна из женских конгрегации в Кенигсберге имела свой дом провинциальный.

2. Ликвидация официальной католической монашеской жизни в царской России.

В XVIII и XIX вв. наступило значительное расширение границ России и то в разных направлениях. В российском государстве, особенно после разделов Речи Посполитой, в конце XVIII в. оказались миллионы католиков и сотни мужских и женских монастырей с тысячами монашествующих латинского и греко-католического обряда. Надо сильно подчеркнуть, что католиками в России оказались представители подчиненных народов, для которых католическое вероисповедание было гарантией сохранения национального сознания. Труднее, конечно, приходилось греко-католикам. Свой отпечаток на церковной политике оставила во время своего длинного правления Екатерина II. Основные черты этой политики это стремление подчинить Католическую Церковь государственной власти и ликвидировать те структуры, которые могли бы этой политике помешать.

В значительном проценте во время Екатерины II ликвидировались структуры Греко-католической и Римско-католической Церкви. Это относится, прежде всего, к структурам орденов и к самим монастырям, которые были просто национализированы. Некоторое облегчение для католиков наступило во время правления Павла I и Александра I, чтобы обвернуться жестокими гонениями во время Николая I, когда-то полностью ликвидирована была Греко католическая Церковь, а Римско-католическая подверглась многочисленным ограничениям. Иезуиты, которых орден ликвидировал папа Климент XVI в 1773, сохранились, защищенные Екатериной II в России, которая не пожелала прислушаться папе Римскому, были окончательно изгнаны из России в 1820 г. и с тех времен постоянно накручивалась легенда об их особенной враждебности к России.

Освободительные восстания подчиненных народов против господства России на их землях, надежды поляков на Наполеона, который в России проиграл, обвинения насельников католических монастырей в сотрудничестве с восстанцами, были оправданием для постоянных репрессивных мер, предпринятых властями по отношении к структурам Католической Церкви, к епископам, к семинариям, к монастырям и тд. Епископы, священники, монахи просто арестовывались и ссылались в отдаленные места России. Среди поселенных в XVIII и XIX вв. в России на Волге и у Черного Моря немцев-колонистов работали иезуиты, а после их изгнания из России представители других орденов. Потом и их не стало по причине ликвидации монашеской жизни. Иеромонахи из ликвидированных монастырей, если избегли ареста или ссылки, направлялись капелланами в армию.

Надо отметить, что солдаты католики служили в местах очень отдаленных от родных краев: на Кавказе, в Сибири, потом в Средней Азии. В такие места ссылались, конечно, и восстанцы. Новая волна гонений, практически приведшая к гибели монашеской жизни в России, возникла после восстания 1863 г. Тогда число монастырей сокращено было к незначительному минимуму, при чем нельзя было принимать новициев. К началу I мировой войны почти все монастыри вымерли. В некоторых местностях, как в Санкт-Петербурге, Москве или Одессе работали с разрешения властей некоторые иностранные орденские священники, в основном доминиканцы. Приезжавшие в начале XX в. монашествующие священники из-за границы, Как правило, скрывали свою орденскую принадлежность, так как власти подозревали, что они являются иезуитами. Молодежь практически не имела возможности реализовать свое призвание. Некоторые кандидаты уезжали за границу, чтобы там поступить в монастырь.

Далее — о подпольной католической монашеской жизни в царской России во второй половине XIX в. и судьбе Католической Церкви в советские годы — читайте на сайте CORSUM.