О, дай мне Бог конец такой,
Всю боль испив до дна,
В свой смертный час махнуть рукой
Глядящим из окна.
Александр Галич
Кадиш. Поэма памяти Януша Корчака
Многие знают эти пронзительные стихи А.Галича, написанные о подвиге польского педагога, не пожелавшего оставить своих воспитанников из «Дома сирот» и отправившегося с ними в лагерь на смерть.
Польская история и жизнь польского Костела знает и других мучеников верности и веры.
Летом 2002 года ушел из земной жизни в возрасте 95 лет священник Тадеуш Федорович, за свою долгую жизнь испытавший многое и очень многое сделавший для того, чтобы наш мир стал лучше. И среди многотрудных испытаний – удивительный поступок, дважды повторенный, а потому имеющий силу жизненной позиции. Отец Тадеуш Федорович дважды добровольно принял сибирскую ссылку, чтобы помогать духовно высланным полякам. В первый раз это было, когда он пришел на вокзал проводить высылаемых из Польши людей и понял, что у них не будет там никакой духовной опеки и поддержки. Тут же на вокзале он объявил себя добровольцем, однако русские власти не разрешили, чтобы он ехал в сутане, тогда о. Тадеуш вернулся домой, переоделся в гражданское платье и поехал по этапу. А когда он был уже освобожден от высылки и мог вернуться в Польшу с Армией Андерса, кто-то сказал ему, что в Казахстане есть еще ссыльные, не присоединившиеся к польской армии, и они остаются совершенно без духовного попечения. И тогда о. Федорович сдал свой мундир и второй раз добровольно остался в Сибири вместе с поляками. Он потом замечательно вспоминал эти трудные времена, рассказывая всегда без всякой ненависти, описывая, как чудесны были там люди, как прекрасна там природа.
Среди бумаг Отца Тадеуша сохранилось Удостоверение, выданное ему 13 декабря 1941 г. Командованием Польской Армии в СССР.
КОМАНДОВАНИЕ ПОЛЬСКОЙ АРМИИ
В С.С.С.Р
№
Бузулук 13/ XII ..41 г.Удостоверение
Управление Военного духовенства римско-католического вероисповедания При Польской Армии в С.С.С.Р сим удостоверяет, что польский гражданин Федорович Тадеуш Александрович является католическим священником, который выезжает на территории Северо-Казахстанской области в целях обязанности духовно-вероисповеднического характера в отношении польских военных и их семей, проживающих на вышесказанной территории с представлением Федоровичу Тадеушу Александровичу права объезда семей польских военных в этих областях и права на постоянное место жительства в Петропавловске.
Командующий Польской Армии в С.С.С.Р просит Н.К.В.Д и другие Административные Власти оказывать ему помощь в исполнении его обязанностей согласно принципам свободного вероисповедывания польских граждан в С.С.С.Р
НАЧАЛЬНИК ШТАБА ПОЛЬСКОЙ АРМИИ
Печать и подпись — Окулицки, полковник ген.шт.
Сохранились у о. Тадеуша и тетрадки польских детей, которые жили в Казахстане, а рисовали оставленные в Польше дома и костелы, они писали стихи «Мы вернемся в Польшу» и приносили их отцу.
Многие, вспоминавшие об отце Т.Федоровиче на его похоронах, говорили, что он был полон любви к людям, что он был человеком глубокой веры, удивительной простоты и большой мудрости, что он был очень открыт и приветлив.
Сам о. Тадеуш рассказывал, что когда он еще учился во Львовской семинарии, то сильно огорчался и «нервничал», как он говорил, что в его комнату беспрерывно приходят коллеги со своими делами и всё ему рассказывают. Устыдившись этой своей слабости, он постановил себе, что каждого, кто отворит его дверь, будет считать «единственным и самым важным гостем». И так жил до конца жизни, он не изменил этому решению, следовал ему до последних дней. Сам говорил, что никого не считал злым и плохим, даже своих преследоватей из НКВД, которые его арестовали на несколько месяцев, а смотрел на них как на бедных и несчастных.
Отец Тадеуш Федорович родился 4 февраля 1907 г. В с. Клебанов под Збаражем, на Украине, и был одним из трех детей Александра и Софии Краинских. Его младшая на год сестра Ольга вступила в Конгрегацию сестер Францисканок Миссионерок Марии и много лет работала в Китае. Младший брат Александр тоже был священником и умер в 1965 г.
Тадеуш сначала учился дома, а потом в 4-й классической гимназии во Львове, и в 1925 году сдал на аттестат зрелости. Через четыре года он получил степень магистра права в Университете Яна Казимира во Львове. В 1930-31 гг. поступил в Школу подхорунжих артиллерии и служил в дивизионе конной артиллерии. В те годы и завязались его дружеские связи с членами львовского академического общества «Возрождение»: с Янем Шептицким, Штефаном Свежавским и о. Михалем Чарторыским. В 1931-36 годах Т.Федорович учился в духовной семинарии и на факультете теологии Львовского Университета Яна Казимира. 28 июня 1936 г. принял во Львове священнический сан.
В 1936-37 гг. он работал викарием в Тарнополе, потом в 1937-1940 гг. был секретарем по делам благотворительности в Митрополичьей Курии во Львове. В 1940 году он выехал добровольно с людьми, вывезенными в Сибирь. Сначала был в рабочем лагере в Марийской Республике, скрывал свой сан, но всегда, и при тяжелой физической работе, исполнял душепастырские обязанности. Потом он получил разрешение на священническое служение на огромных территориях этой «самой большой на свете диоцезии», и уже официально исполнял духовное окормление поляков, вывезенных в Казахстан.
В марте 1943 г. он был арестован НКВД и 4 месяца провел в тюрьме в Семипалатинске. С мая до августа 1944 г. был официальным капелланом IV Дивизии I Польской Армии в СССР, с которой прибыл на Любельщину. Уволен был из армии по «политическим» мотивам.
Вскоре после этого о. Владислав Корнилович попросил его помочь в опеке над слепыми в Лясках. Отец Федорович знал о. Корниловича еще с молодости, с академического общества «Возрождение». С того времени началась его непрерывная служба в Лясках, продолжавшаяся 58 лет.
Несколько лет о. Тадеуш был духовным отцом во Львовской Семинарии, которая была перенесена в монастырь бернардинцев в Кальварии Зебжидовской. С 1950 г. был исповедником воспитанников духовной семинарии, и последние 20 лет также студентов-священников Теологической Академии в Варшаве. В 60-х годах был членом кафедрального Львовского капитула. Несколько раз ездил заграницу, участвовал в Конгрессе «Pax Romana» в Оксфорде (1928), в Конгрессе в Вене (1930), в Конгрессе «Pax Romana» в Югославии (1938).
Отец Федорович работал вместе и был духовно близок с епископом, а потом кардиналом Каролем Войтылой, который приглашал его участвовать в работе разных епископских комиссий, им руководимых, приезжал на долгие беседы с о. Тадеушем в Ляски, а в последние 20 лет, уже как Папа Иоанн Павел II, приглашал в Ватикан и в Кастель Гандольфо. Пока позволяло здоровье, о. Тадеуш часто ездил в Ватикан, иногда дважды в год. Обычно за ним присылали машину с водителем. Вспоминаю, как однажды я оказалась в Лясках накануне его отъезда, и он позвал меня с собой: «Поедем! Ты же любишь ездить. Место в машине есть, а какая дорога красивая!»
В 1966 г. вышло Краковское издание книги Святейшего Отца «Дар и тайна», написанной к 50-летию священства Папы. В книге замечательные акварели мест, связанных с рождением, учебой и священническим служением. И вспоминая свой путь, Иоанн Павел II пишет: «Особой памяти заслуживает мартиролог священников, погибших в сибирских и других лагерях на территории Советского Союза. Невозможно мне не вспомнить здесь известного в Польше отца Тадеуша Федоровича, которому я особенно обязан как духовному руководителю. Отец Федорович, будучи молодым священником Львовской епархии, обратился к своему Архиепископу с просьбой о позволении выехать с транспортом поляков, депортируемых на Восток. Архиепископ Твардовский разрешил, и Тадеуш Федорович смог выполнить свою священническую миссию среди соотечественников, рассеянных по просторам Советского Союза и особенно в Казахстане. Недавно он описал свою трагичную эпопею в интересной книжке».
В письме Папы, присланном в Ляски и зачитанном на погребении отца Тадеуша, были такие слова: «Был полным мудрости духовным руководителем многих людей, ищущих христианского совершенства. Я сам многократно пользовался его капелланской мудростью».
А после этого всем присутствующим была передана просьба самого отца Тадеуша: «В час моего погребения пусть священник скажет, что я всех за всё благодарю и всех за всё прошу простить» («W czasie mojego pogrzebu niech ksiądz powie, że wszystkim za wszystko dziękuję i wszystkich za wszystko przepraszam»).
Отец Тадеуш Федорович скончался 26 июня. Погребение было 29 июня, в субботу, в 12 часов в каплице в Лясках. В погребении участвовали кардиналы: Мариан Яворский из Львова, Франтишек Махарский из Кракова и епископы: вроцлавский – Бронислав Дембовский и ельский – Эдвард Самсел. Многие участвовали в погребении, приехав рано утром для молитвы перед светлым гробом, засыпанным колосьями. Около полудня на молитву приехал также Примас Польши кардинал Иосиф Глемп. Площадь перед каплицей заполнилась знакомыми «Отца» — так называли его многие, а те, кто еще студентами ходили с ним в походы, называли его «Wuja» – дядюшка. Несколько сотен человек, связанных с Лясками давними связями, люди науки и культуры, политики. Мессу служили 50 священников – кардиналы, епископы – из Вроцлава, Львова и Варшавы.
Вот одно из писем о погребении в Лясках. Пишет Анна Каминская: «Я была с моей сестрой на погребении отца Тадеуша в Лясках. Было очень хорошо. Приехало много знакомых. Были родные. Были архиепископы, епископы, священники, послушницы, сёстры и много людей, глубоко связанных с отцом. Отец Тадеуш отошел очень спокойно. Служила Генеральная настоятельница, были и сестры, которые ухаживали за ним. Все вместе ели на поминках. Он так хотел. Его последние слова были: «Так мне хорошо». Отошел святой человек. Сестры одели его в простое облачение и засыпали его тело колосьями спелой пшеницы. На лице его была улыбка, и казалось, что он улыбается все больше. Святая Месса и погребение были перед каплицей. Поверх гроба лежали колосья, стояла простая чаша, лежала епитрахиль отца и орденская лента с наградами. И на столах были колосья. Сестры пели по-украински и по–польски прекрасные песни, близкие отцу».
Через свою многосложную жизнь отец Тадеуш пронес удивительную и трогательную любовь к птицам. Как-то недавно, уже после кончины о. Тадеуша, в кондитерском магазине я увидела коробку конфет с маленькими шоколадками, и на каждой – изображение птицы на ветке. Пришла мгновенная мысль: «вот что надо отвезти отцу Тадеушу в подарок». Он так любил птиц, хорошо их знал и собирал книги о птицах. Вернее сказать, не собирал, а любил их покупать или получать от кого-то, но нельзя сказать – собирал, потому что сразу дарил гостю, который приходил следующим. Знаю это наверняка, потому что сама была участницей такой сцены. Последний раз, когда я приехала в Ляски, отец уже был не очень здоров и узнал меня по руке, а потом по голосу. Я привезла тогда в подарок отцу Тадеушу большой и красочный календарь с птицами на каждой странице месяца. Он радовался, рассматривал его, спрашивал, где нашла такой красивый. А когда я стала собираться уходить, стал вместе с ухаживающей за ним сестрой Малгощей искать, что бы мне подарить. Увидев на столе календарь, обрадовался и сказал: «Давай ей подарим, он такой красивый и с птицами, она ведь любит птиц, всегда мне присылает на письмах марки с птицами». Стараясь говорить не громко, Малгоща сказала ему: «Отец, это она вам привезла сегодня в подарок». Он походил по комнате, поискал и снова, увидев календарь на столе, стал мне его предлагать. Мы с Малгощей уже не решились отказываться. Я оставила календарь в Лясках, но на память об отце Тадеуше храню подаренную им раньше книгу «Ptaki Europy». Она стоит у меня в шкафу за стеклом и всегда видна сразу от входа. Птицы на обложке поют песни благодарения.
Подготовила Ольга Хруль
Основное фото: www.rdc.pl