Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.
21 ноября 2009 года
Всё дозволено, но не всё полезно
Здравствуйте, Николай Павлович!
Поймите меня правильно, я просто хочу докопаться до истины. По поводу брака с мусульманином, вы же сами говорили, что для Христа на Суде главным параметром будет милосердие. А ведь есть такие мусульмане, у которых и в доме мир, детям-сиротам жертвуют, ведут здоровый образ жизни. И «христиане» есть, которые водку пьянствуют и «безобразия нарушают».
Это я к чему? Да просто все мы, люди, родились в разных народах, с детства приучены и т. п. Вы же сами говорили, что Господь понимает это всё не хуже нас. Так вот, а если между людьми любовь, которая родилась на небесах? Но её угораздило родиться мусульманкой, а его — христианином. Вот вы бы что стали делать, если бы, встретив вашу жену, выяснили, что она мусульманка? Не стали бы жениться?
А ведь многие из так называемых мусульман и Коран-то как следует не читали, так же, как и мнимые христиане — Библию. Их можно понять, их религия с детства строго-настрого запрещает якшаться с неверными. Точно так же, как и наша… И иудеям было запрещено даже есть с неверными (необрезанными). Мне кажется, человека можно привести к вере любовью и смирением, а не проповедью.
Бывает, любят друг друга люди из разных народов. Особенно сложно, если они молоды. Да, он бы, может, и отказался от веры предков, но вся родня поднимется против… И у неё та же история.
В общем, я не совсем согласен с этой статьей. Конечно, если брать какого-нибудь радикального мусульманина из стран Ближнего Востока — это одно. А если своего, российского татарина, который и свининкой балуется и водочку попивает? А если человек неверующий вообще, но ты его любишь? Мы же с вами знаем, как в жизни бывает — сперва полюбишь, а потом уже, Бог даст, поверишь… Нужда во второй половинке приходит рано, а вот вера — у кого как. Чаще к тридцати годам, не меньше. В общем, сомнения у меня по этому поводу — не люблю все эти сомнительные запреты, уж больно средневековьем отдает.
А если это любовь от Бога? Все равно не жениться? Если эта мусульманка — твоя вторая половинка?
Вот такие у меня сомнения, Николай Павлович. Не обижайтесь, если я что не так сказал — стараюсь быть честным.
После вашего достаточно жесткого ответа по браку с мусульманами и размышления над религиями мира я начал искушаться, наполнился холодными какими-то мыслями.
1. Брак с «неверными», выходит, под запретом. Но так же поступают и другие религии — запрещают браки в другом вероисповедании. Я был уверен, что христианство в этом вопросе лояльнее.
Вот ответьте мне на реальный вопрос: христианин встретил девушку, хорошую, умную, добрую, но мусульманку. Не фанатичную, татарку какую-нибудь. Веру предков сменить ей мешает страх перед родителями, традиции и пр. Но между ними любовь. Настоящая. Как быть? Как бы вы поступили в этом случае? Будь это ваша будущая жена? Мне показалось, что таким запретом христианство роднит себя с любыми религиями. А раньше, читая Апостола Павла, я был уверен, что он снисходителен в любых вопросах, мудр и всепонимающ. Не запрещает снова жениться вдовам и вдовцам, разрешает оставаться в браке с неверующими, освящая их. Да и вообще, учит не проповедью приводить к вере, а любовью. Сейчас мало кто верит истово в России, даже те же мусульмане больше на автомате следуют традициям, это вообще присуще роду человеческому – сила привычки, страх перед переменами. Так почему бы не сочетаться таким людям? Ей, не фанатичной, мягкой и ему, истинному христианину? Вот такой конкретный вопрос в конкретной ситуации.
2. Начитался всяческих «русских патриотов-эзотеристов». Там часто повторяется нечто вроде: «Пагубный яд православия», «Крест — это древний космический символ» и прочее. Меня, если честно, пока такие вещи смущают. Не укрепился в вере настолько…
С любовью и уважением,
Саша
Храни вас Христос!
* * *
25 ноября 2009 года
Дорогой во Христе Иисусе Саша!
Про мусульман я уже ответил. Больше мне сказать нечего.
О христианстве еще раз повторю: ХРИСТИАНСТВО НЕ РЕЛИГИЯ, А ЖИВАЯ ЖИЗНЬ С ЖИВЫМ БОГОМ.
Основа веры – доверие Иисусу Христу
Вера истинная, живая не есть знание, не результат интеллектуальных измышлений, не следствие чувств или желаний. Вера живая есть данность, дарованная нам Богом для адекватного восприятия реальности, основой которой является доверие Иисусу Христу, Живому Истинному Богу.
Ты общаешься со мной, считая меня реальной личностью, а не плодом своего воображения. А почему? Потому что на каждое твое воздействие на меня, например, словом, ты получаешь легко различимое тобой изменение твоей электронной почты, которое расшифровав, ты получаешь информацию, о которой ты, быть может, и не догадывался, т.е. не зависимую от твоего воображения и, следовательно, реальную, объективную, не субъективную.
Так вот, Иисус Христос есть реальная Личность.
Сколько еще раз тебе в этом надо убеждаться? Тебе разве не достаточно уже собственного опыта?
Если тебе протягивают сосуд с каким-то поганым питием, разве ты это будешь пить? Нет. Так для чего ты пытаешься вникнуть в то, что погано уже только соединением используемых слов?
Все аргументы эзотеристов есть либо подтасовка фактов, либо фальшивые измышления, выдаваемые за известные факты.
Вера в Истину, Которая есть Иисус Христос, Бог, дает радость, спокойную уверенность в жизни и смерти, нескончаемый импульс к живому действию, из которого и складывается реальная и здоровая жизнь человека, устремляющаяся в вечность, которая и есть уже ничем непрерываемая жизнь в Иисусе Христе, Истинном Боге. Ему же честь и слава во веки. Аминь.
Как Бог искупил нас
Саша, ты пишешь: «Брак с „неверными“, выходит, под запретом».
Что-то, наверное, я тебе не сумел объяснить, как следует.
Господь не ставит перед людьми никакого запрета, даже по отношению к Себе, Богу! Человек, имея свободную волю, сам себе позволяет добровольно отказаться даже от Бога, т.е. добровольно соглашается вредить себе, ибо Бог есть Истинное Добро.
Бог есть безусловная Любовь, отдающая Себя вместо сотворенного Им человека. Что это значит?
Бог сотворил все в гармонии и в совершенстве. Однако одно из высших творений, Люцифер, изобретши ложь, поверил в нее, возгордился и решил, что сам будет богом для всех. Убедил в этом часть ангелов и «подобно молнии» спал с Неба, став дьяволом, а увлеченные им — бесами. После этого в пространственно-временном тварном мире появилась дихотомия в принятии решения: принять решение (осуществить выбор) с добрым намерением (интенцией) или принять решение со злым намерением.
Философы говорят о дуализме двух воль: доброй и злой. Таковое можно было бы утверждать лишь в том случае, если бы они исходили от взаимно-равных причин, т.е. если бы источником их были два разных, но равных по силе, бога. Однако среди этих источников Бог только один. Другой источник — дьявол, противник Бога, существо тварное и не идущее ни в какое сравнение с абсолютной бесконечностью Бога. Потому ни о каком дуализме двух воль или сил утверждать нельзя.
Бог на земле создал человека, чтобы тот, размножившись, мог занять на Небе место спадших с него ангелов. Человек, однако, на земле располагает уже двумя возможностями: принимая решение, может поступить согласно воле Божьей, т.е. сотворить добро; либо поступить, согласно дьяволу, против Божьей воли, т.е. сделать зло. Совершая лишь волю Творца, человек бы полностью находился под Его защитой, т.е. жил бы, не зная страданий. Исполняя же каким-то образом волю дьявола, человек тем самым принимает услугу (дар) дьявола, а потому «в меру стоимости» этой услуги должен заплатить дьяволу за это позволением сделать дьяволу с ним то, что тот в меру этой стоимости захочет. А что доброго можно ожидать от дьявола кроме ненависти? Вот человек и платит страданиями, скорбями и мучениями всякого рода, которые изобретает для него дьявол, получивший в некоторой мере таковую возможность. Подчеркну, что таковая возможность дьяволу дается самим человеком: использовал услугу дьявола (согрешил), а теперь — заплати за нее самим собой, т.е. своими страданиями. Дьявол, став деструктивным, не может человеку дать ничего иного, кроме деструкции, а любая деструкция, нарушая гармонию естества, вызывает страдание, боль, скорби. Вот так.
Видя все это, что делает Бог?
Сжалившись над человеком, освобождает его от всех долгов дьяволу за согрешения человека, взяв их на Себя и позволив дьяволу излить все эти страдания на Себя. Вот какой ценой приобрели мы спасение: Святой Кровью Самого Бога!
Бог есть любовь. Потому всякая «настоящая» земная любовь есть отражение света Божественной любви.
Если речь идет о человеке, не осознающим себя верующим в Иисуса Христа, то он спасается делами своего сердца через милосердие. Так нам поведал Сам Бог о Своем Последнем Суде. В этом случае связь человека с другим лицом не имеет для него осознанного значения по отношению к Иисусу Христу. Он платит за свои неучеты нестыковок своей и своего избранника: среды обитания, менталитета, культуры, традиций, обычаев, привычек и т. д. теми скорбями, которые понесет, когда будет жить с ним.
Дружба с нелюбящим того, кого любишь ты, называется изменой
Если же речь идет о человеке, возлюбившем Иисуса Христа, а Бога можно сознательно возлюбить только через Иисуса Христа, то здесь уже есть Первое Любимое Лицо — Иисус Христос.
Например, как обычно человек поступает с другими людьми, возлюбив своего избранника? Только через призму этой любви. Т.е. в случае новых знакомств он будет избегать приятельских отношений с лицами, неуважительно относящихся к его избраннику. И это нормально, противное этому люди называют изменой (если не телесной, то душевной) своему избраннику. Ну, так вот, если ты уже навеки верою соединился с Иисусом Христом, ты уже — часть Его, а Он — все для тебя, то разве не будешь ты избегать близкого общения с теми, кто Его не уважает? Более того, Сам Бог о Себе засвидетельствовал: «Я есмь Бог ревнитель, славы Моей (т.е. похвалы, близкого отношения, и т.д.) другому не дам», «Возлюбивший (кого-либо) более Меня, не может быть Моим учеником». Это в отношении близкого общения с другими людьми. В отношении же деятельного проявления любви к конкретным людям, то Господь призывает любить даже врагов своих. Примером тому является Он Сам, возлюбивший и мучителей Своих так, что даже изнывая от крестных ран, просил Отца «не вменить им того во грех, ибо не ведают, что делают»: простил заранее всем, даже не просящим Его об этом! Таков наш добрый и вселюбящий Бог, за каждого человека (уже!) проливший всю Свою Кровь до последней капли!
Ни слова укора или недовольства ты не услышишь от Него, не только, если будешь близко общаться с ненавидящими Его, но даже если сам станешь таким. Более того, Он даже и в этом случае не отвернется от тебя, а, жалея тебя, будет по-прежнему заботиться о тебе, стуча в твое сердце укорами совести и через обстоятельства. Поэтому все эти слова Святого Писания, которые приводит о. Даниил (светлая ему память), и те, о которых упоминаю я, лишь напоминают людям истины, нарушая которые они сами ввергают себя в пучину страданий, а Бог желает нас видеть счастливыми, даже в этой жизни. Ему нас жалко, и Он, сострадая нам, страдает вмести с нами. Апостол Павел, ограждая вдов, пишет: «Желаю, чтобы и вы были так же, как и я (т.е. далее безбрачными), ибо иначе будете иметь скорби по плоти, а мне вас жаль», «однако если хотите, то можете выходить замуж, чтоб не соблазняться» (Пишу по памяти, поэтому ручаюсь только за точность смысла). Поэтому и вера Христова никого не принуждает и никому не запрещает поступать так, как вздумается. Однако не вини потом Бога в своих страданиях, ибо сам выбрал их через свои поступки.
Настоящая любовь жаждет принести счастье возлюбленному
Ты пишешь: «А если это настоящая любовь к девушке, которую встретил. Любовь, которая на небесах».
Да, бывает такое. Но если это так, то «искренне верующий христианин», узнав в этом волю Божью, решит лучше умереть, чем не исполнить этой воли Божьей. Возможно, ему придется терпеть страшные лишения, быть униженным окружением своей избранницы, оскорбляемым в своих лучших чувствах, но все это он перенесет из любви к Иисусу Христу, чтоб страданиями этими, соединенными со страданиями Спасителя, сделать все, чтобы спасти эту душу. В пример можно привести Франциска Ассизского, который, чтобы спасти душу эмира, которому проповедовал об Иисусе Христе, согласился войти в распаленную печь. Эмир, видя решительность намерения Франциска, был потрясен его любовью к нему, отменил казнь и уверовал в Иисуса Христа. Вот результат истинной любви, а не чувства, распаленного половыми гормонами и «похотью очей», которые, увы, часто, принимают за «настоящую любовь». А настоящая любовь не жаждет обладания избранником, а жаждет отдать ему свою жизнь, лишь бы только тот был счастливым. Вот так.