Катехизис об «Отче наш»: 13. Как и мы прощаем должникам нашим

5 декабря 2018 года в рамках Общих аудиенций Папа Франциск начал цикл катехетических наставлений о молитве «Отче наш». Этой молитве, которую знает каждый христианин, нас научил Сам Иисус Христос. И размышления Папы призваны помочь нам повторять её не автоматически, но заново открыть её фундаментальное значение для нашей собственной жизни.


Перед выступлением Папы Франциска прочитан отрывок из Евангелия от Матфея 18:21-22.

Доброе утро, дорогие братья и сёстры!

Сегодня мы закончим разбор пятого прошения Молитвы Господней, сосредоточившись на словах «как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6:12). Мы уже видели, что быть должником Бога присуще человеку по самой его природе: мы всё получили от Него – и по природе, и по благодати. Наша жизнь не только желанна Богу, она Им любима. Поистине, когда мы складываем руки в молитве, для самонадеянности не остаётся места. В Церкви нет людей, которые бы создали себя сами, добились бы всего только своими силами. Мы все должники Бога и всех тех людей, которые создали для нас благоприятные условия жизни. Наша идентичность слагается прежде всего и в наибольшей степени из того доброго, что мы получили. И первое из этого доброго – сама наша жизнь.

Тот, кто молится, учится говорить «благодарю». И как часто мы забываем сказать «спасибо, благодарю»! Мы эгоистичны. Тот, кто молится, учится говорить «благодарю» и просить Бога быть благосклонным к нему. Как бы мы ни старались, на нас остаётся неуменьшающийся долг Богу, который мы никогда не сможем вернуть: Он любит нас бесконечно больше, чем мы любим Его. И ещё, если мы стараемся жить в соответствии с христианским учением, в нашей жизни всегда будет за что просить прощения. Давайте подумаем о тех днях, когда мы предавались лени, о тех моментах, когда нашим сердцем овладевала злопамятность и т.п. Этот, увы, совсем нередкий опыт заставляет нас умолять: «Господи, Отче, прости нам долги наши!» Так, мы просим у Бога прощения.

Казалось бы, это воззвание о прощении может ограничиться первой частью; это было бы отлично. Но Иисус не останавливается на этом, Он дополняет прошение о прощении ещё одним выражением, причём так, что первое и второе становятся нераздельными. Вертикальные отношения с Богом, полные Его благоволения, преломляются в наших отношениях с братьями и сёстрами – в горизонтальных отношениях, и призваны обновить их. Добрый Бог приглашает и нас быть добрыми. Две части этого воззвания молитвы жёстко связаны между собой: мы просим Бога простить нам наши долги, наши грехи, как мы прощаем нашим друзьям, тем, кто живёт с нами, нашим ближним, людям, которые сделали нам что-то плохое.

Каждый христианин знает, что для него существует прощение грехов. Мы все это знаем: Бог прощает всё и всегда. Когда Иисус описывает Лик Своего Отца ученикам, Он делает это словами нежности и милости. Он говорит, что в небе больше радости об одном обратившемся грешнике, чем о множестве праведников, не нуждающихся в покаянии (ср. Лк 15:7,10). Ничто в Евангелии не даёт и намёка на то, что Бог не простит любого грешника, каковы бы ни были его грехи, если тот готов просить, чтобы Бог снова принял его.

Но преизобильная благодать Божья всегда требовательна. Тот, кто многое получил, должен учиться много отдавать, а не просто держать полученное при себе. Тот, кто много получил, должен научиться много отдавать. Совсем не случайно в Евангелии от Матфея сразу после текста молитвы «Отче наш» Иисус использует паузу, чтобы особо выделить братское прощение: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:14-15). Это сильное утверждение! Не один раз я слышал, как люди говорили: «Я никогда не прощу этого человека! Я никогда не прощу ему то, что он мне сделал!» Но если вы не прощаете, то и Бог не простит вам. Вы закрыли двери. Давайте ещё раз задумаемся, можем ли мы простить, прощаем ли.

Однажды в епархии расстроенный священник рассказал мне, что он ходил преподать таинства старой женщине, которая умирала. Бедняжка не могла говорить. И священник спросил её: «Мадам, раскаиваетесь ли вы в своих грехах?»  Женщина сказала: «Да». Она не могла исповедать свои грехи, но она сказала «да», и этого достаточно. Потом он спросил: «Прощаете ли вы других?» И умирающая женщина сказала: «Нет». Священник очень огорчился. Если ты не прощаешь, Бог не простит тебя. Давайте посмотрим на нас, присутствующих здесь сейчас: прощаем ли мы, способны ли мы прощать. «Отче, я не могу простить, потому что люди обошлись со мной так жестоко». Но если ты не можешь, проси сил у Господа: «Господи, помоги мне простить».

Здесь мы снова находим связь между любовью к Богу и любовью к ближнему. Любовь привлекает любовь; прощение притягивает прощение. И снова у Матфея мы находим очень важную притчу, посвящённую прощению между братьями (см Мф 18:21-35). Давайте её послушаем.

Жил-был слуга, который задолжал своему царю огромную сумму: 10 000 талантов! Такую сумму невозможно выплатить: я не знаю, сколько бы это было на сегодняшние деньги, но точно – сотни миллионов. Но случилось чудо: и слуга получил не отсрочку выплаты, а полное списание долга. На это он не смел и надеяться! И тут же после этого этот слуга злится на другого слугу, такого же, как он сам, за то, что тот задолжал ему 100 динариев – сумму совершенно незначительную. И, хотя сумма была такой маленькой, он не захотел слушать ни извинений, ни мольбы должника. Поэтому, в конце концов, царь призвал его и приговорил его к наказанию. Потому что, если ты не стараешься простить, то не будешь прощён; если ты не стараешься любить, то не будешь любим.

Иисус включает власть и силу прощения в человеческие отношения. Не всё в жизни решается по справедливости. Не всё. Тот, кому нужно остановить зло, особенно должен любить «сверх положенного», чтобы восстановить отношения благодати. Зло знает, что такое месть, и, если её не остановить, есть риск, что она засосёт весь мир.

Иисус заменил закон возмездия (я сделаю в ответ то, что ты сделал) законом любви (я сделаю тебе в ответ то, что мне сделал Бог). Давайте задумаемся сегодня, способен ли я прощать. И если я не чувствую, что способен, я должен просить Господа даровать мне благодать прощения, потому что знать, как простить – это благодать.

Бог даёт каждому христианину благодать вписать добрую страницу в историю жизни своих братьев и сестёр, особенно тех, кто сделал что-то неправильное и достойное сожаления. Словом, объятиями, улыбкой мы можем передавать другим то самое прекрасное, что получили сами. А что самое прекрасное из того, что мы получили? Прощение, которое мы должны давать другим.

Источник (англ.): w2.vatican.va

Перевод: Наталья Проскурина