Деяния святого Роха

Перевод Константина Чарухина. Впервые на русском языке!

По изданию: Acta Sanctorum, Augustus, T. III – pp. 407-410

Анонимный автор XV века

СКАЧАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ:

PDF * * * FB2


ГЛАВА I. Чудесное рождение святого, смерть родителей и спасительное паломничество в Италию

1. В королевстве Французском много прекрасных провинций, среди которых провинция языка окситанского, что соседствует с Аквитанией, славится и плодородными землями, и многолюдием городов и сёл. И есть в ней особенный и прославленный город, называемый Монпелье. И правил им некогда благороднейший дворянин по имени Иоанн, знатнейшего, к французским королям восходящего рода. Его не столько родовитость происхождения украшала, сколько упражнение во всяческих добродетелях, божественных и человеческих к нему привлекало. Жена его по имени Либера была происхождением ему ровней и красотою весьма знаменита. И одарил их обоих всемогущий Сын Божий стремлением к святым делам и божественной, вечной, нерушимой любви. И поскольку у благочестнейшего мужа и благочестнейшей супруги всё никак не рождалось наследника, то дали они обет, что если таковой родится, то будет Христовым служителем. И однажды, когда благочестная жена во храме особо ревностно молила о том Христа и Матерь Его, Преславную Деву Марию, услышала голос взывающего к ней ангела: «О, Либера! Услышал Бог молитву твою, ибо примешь ты благодать от Господа».

2. И вот родила женщина сына, и назвали его при Крещении Рохом. С самого рождения из материнского лона у него на левом боку на коже был запечатлён крест, которым, конечно, его наделил Христос – Своим святейшим и славнейшим знаком. Таковому явлению родители немало дивились и благословляли Господа; и из-за того мать блаженного младенца Роха, несмотря на свою знатность и нежность, сама кормила его грудью, даже и не думая пригласить какую-нибудь наёмную кормилицу. А поскольку благочестнейшая мать дважды в неделю держала однодневные посты, то и блаженный младенец Рох, когда мать постилась, воздерживался от молока и ни разу не брал тогда материнскую грудь; и все удивлялись, что в такие дни блаженный младенец был подвижнее, веселее и бодрее. Когда было ему пять лет, он прилежно подчинялся родителям, в славных возрастал добродетелях, а знак креста, запечатлённый у него на боку, со временем увеличивался. Также и в школе, куда он ходил, он всех дивным образом превосходил в науках, а в свободное время предавался постам, молитвам и прочим делам благочестия. Так он дожил до двенадцати лет, когда начал плоть свою укрощать суровым самоограничением.

3. В то время отец блаженного Роха, муж всячески испытанный в боголюбии, впал в тягчайшую болезнь. Чувствуя уже приближение смертного конца, он позвал к себе сына своего Роха и сказал: «О, Рох, наследник мой единственный, ты видишь: кончается моя краткая жизнь. Оставляю тебе четыре поручения в завещание о владении моём и наследстве. Первое: Христу непрерывно служи, как наставлен. Второе: памятуй о бедных вдовах и сиротах. Третье: я назначаю тебя распорядителем моих сокровищ; так обрати ж их все на благочестивые цели. Четвёртое: часто навещай пристанища больных и убогих». После того, как Рох охотно пообещал собственноручно исполнить эти поручения, бессмертная душа благочестнейшего господина Иоанна покинула смертное тело. А в пятнадцати лет отроду Рох похоронил свою благочестнейшую мать. И немного спустя он неленостно приступил к исполнению отцовского завещания: посещал иноческие обители и дома бедняков, поддерживал деньгами и советом несчастных, угнетённых и больных; вдов и сирот утешал; выдавал замуж бедных девушек, и на это благочестивое служение доброхотно израсходовал всё имущество отца своего.

4. Повеления отца исполнив, решил Рох покинуть родину и отправиться путешествовать по миру христианскому. И вот оделся он как паломник: голову шляпой покрыл, на плечо повесил суму, посох паломнический взял в десницу. И устремился Рох в Рим на покаяние, минуя многие безлюдные места. Но поначалу он направился в город под названием Аквапенденте, где бушевала жесточайшая чума, о чём он слыхал от многих встречных. Придя в город, он, охваченный жаждой служения, устремился в госпиталь. Тем госпиталем заведовал некто по имени Винкентий, и блаженному Роху с огромным трудом и многими просьбами удалось добиться от него позволения служить больным денно и нощно, ибо боялся начальник, что Роха, юношу во цвете лет, немедля уязвит губительная зараза. Но после того, как он навестил больных, благословил их всех во имя Иисуса Христа и бесстрашно тела каждого из них коснулся, святому мужу немедля позволили приходить к ним, потому что у всех во всём госпитале вдруг начал угасать болезненный жар. Оттуда Рох прошествовал по всему Аквапенденте, торопясь заглянуть в каждый дом, поражённый чумою. И каждого, кого он, перекрестив и помянув страсти Христовы, касался, лютая чума оставляла.

5. Избавив от чумной заразы Аквапенденте, он направился в Чезену, великолепный итальянский город, который давно страдал от чумы не меньше, и в короткий срок его вызволил. Оттуда он наконец пошёл в Рим, а там во всём городе едва можно было найти место, где бы не болели чумой. В то время в Риме находился некий кардинал – по титулу Анджерский, от названия ломбардской провинции. Вот прибыл блаженный Рох в кардинальский дворец и, стоило ему ненадолго побыть на виду у кардинала, как тут же чудесное умиротворение и надежда разлилась по душе больного чумой кардинала, ибо уразумел он, что блаженный юноша весьма любезен Богу; всё говорило об этом: лицо, поведение, сдержанность. Поэтому он вверился блаженному Роху, веря, что он его избавит и спасёт от чумы. И вот, Рох перекрестил пальцем лоб кардиналу, и тут же на лбу у него совершенно отчётливо и ясно проявился начертанный крест, и таким образом кардинал был защищён от чумы.

6. И когда он стал умолять святого Роха снять знак креста с его лба, чтобы не сделался он зрелищем для народа, Рох увещал его всегда носить на лбу знамение Избавителя в память о страстях Его и в благоговейно чтить Его за избавление от жуткой чумы. Тогда кардинал привёл блаженного Роха к Папе, который сразу увидел, что на челе Роховом сияет и сверкает сиятельнейший луч небесный, и уделил Папа Роху полное отпущение. Когда ж кардинал спросил Роха о роде его и отечестве, тот, никакой смертной славы не желая, отечество и род свой утаил. Затем, получив от Папы благословение идти, удалился и оставался при кардинале три года в Риме, предаваясь постоянным трудам и заботе о нищих и чумных.

7. Через три года кардинал, изнурённый старостью, умер, а Рох, покинув Рим, пошёл в Римини, самый цветущий из всех городов итальянских, в котором также творил исцеления. Победив чуму в Римини, пошёл в город Новару и в Ломбардию, также сильно угнетаемые чумой, и там целых два месяца самоотверженно служил чумным больным, и Бог во всём помогал ему. Откуда он, устранив чуму, направил ход в Пьяченцу, которую, как он узнал, чума тиранила сверх меры, ибо ведь первейшей его заботой было всегда во имя Иисуса Христа и Его святейших страстей оберегать людей от чумы, и прежде всего он принимался за жилища бедняков и госпитали, поскольку в этих местах более всего требовалась помощь.

8. Он уже долго пробыл в госпитале Пьяченцы и излечил почти всех больных чумой, как однажды посреди ночи услышал голос ангела: «Пробудись, Рох, преданнейший Богу, посмотри – в тебе чума! Постарайся исцелиться». Он сразу резко почувствовал, что поражён смертоносной заразой и поблагодарил Бога. Когда же тяжкая мука начала его донимать, и его страдальческие стоны лишили покоя всех спящих, блаженный поднялся с постели, вышел во внешний двор госпиталя и лёг там, дожидаясь рассвета. Когда же взошло солнце, проходившие мимо пьячентинские граждане увидели Роха и обвиняли начальника госпиталя в измене (по-видимому за то, что выпустил заразного больного из изоляции, – прим. пер.), а он, чтобы оправдаться перед гражданами, сказал: «Честное слово, без нашего позволения он вышел сюда из дому». Тогда граждане поспешно изгнали блаженного Роха из города, дабы из-за него зараза не разошлась ещё больше.

ГЛАВА II. События в Пьяченце, возврат на родину, кончина и чудесное о ней извещение

9. Подавленный столь великой и столь жгучею мукой, он, всё ж, терпеливо принял изгнание и, непрестанно благословляя Бога, отправился в некую безлюдную лесистую долину невдалеке от Пьяченцы и там, как мог, построил себе из веток маленький шалашик. Затем, памятуя славнейшее имя Иисуса, возвёл ум к молитве и сказал: «Премного благодарю Тебя, Иисусе, Спаситель мой, за то, что даровал мне быть, как и другие твои несчастные чумные, и молю Тебя, в этом месте безлюдном пошли мне по милости Твоей прохладу». Как он закончил молитву, тут же с неба опустилось облако и подле хижинки его обратилось в прекраснейший и чистейший источник, который там есть и доныне, и вода его доставила прохлады палимому горячкой Роху.

10. Близ того самого леса была деревня, в которой жило несколько людей благородных, среди которых некий Богом любимый Готхард, обладатель многих полей и большого семейства. Одну из множества своих охотничьих собак он держал дома, и она приноровилась бесстрашно таскать хлеб с господского стола и, когда Рох нуждался в хлебе, относила ему. Готхард всё чаще замечал это, но никак не мог узнать, куда собака уносит хлеб, также и семья его не знала. И вот, к ближайшему завтраку он повелел подать на стол изысканный хлеб, который собака по своему обыкновению немедля схватила и поспешила к Роху. Готхард же неотступно следовал за собакой и пришёл вместе с нею к хижине блаженного Роха. Увидев же, как она дружелюбно протягивает блаженному хлеб, он почтительно поприветствовал Роха и сел подле святого мужа, а тот испугался, что гость подхватит чуму и сказал: «Ступай, друже, с миром! У меня сильнейшая чума!» Тогда Готхард вернулся домой и молча сам с собой рассудил: «Этот бедняк, которого я нынче оставил в чаще, воистину Божий человек, раз собака, существо неразумное, одна носит хлеб ему, ослабелому и покинутому; поэтому, видев такое, я, будучи человеком и христианином, должен сделать куда больше». В таковых святых размышлениях он вернулся к Роху и молвил: «Очень желаю я, святой пилигрим, оказать тебе милосердие. Больше я тебя никогда не оставлю!»

11. Рох воздал благодарение Богу и немедленно принялся обучать Готхарда закону Христову. После того, как они некоторое время провели вместе, а собака больше не приносила хлеб, Готхард, всё более и более мучимый голодом, пытался придумать, где добыть хлеба, и просил помощи у блаженного. А тот увещевал его по слову Господню: «В поте лица твоего будешь есть хлеб свой (Быт. 3:19)». И посоветовал ему пойти назад в деревню и, отказавшись от всего своего добра, последовать Христу и во имя Иисусово просить хлеба. И хотя Готхард говорил, что боится поступить так, ибо был он там и известен, и богат, но всё ж, вняв частым увещаниям блаженного Роха, пошёл в Пьяченцу, где его также прекрасно знали, попрошайничал там и даже у дверей некоего своего земляка просил милостыню. Тот Готхарда сурово разбранил за то, что он позорит друзей своих попрошайничеством, в высшей степени непристойным для благоразумного и богатого человека, и прогнал его от дверей, насмехаясь и гневаясь. В тот же день того земляка поразила чума, а с ним и иноков многих, отказавших Готхарду в милостыне. Возвратившись же в лес, Готхард всё что случилось изложил блаженному Роху, а блаженный предсказал, что земляк его скоро умрёт, что и случилось.

12. Но всё же, движимый жалостью и милосердием, Рох, хоть и сам страдал от чумы, пошёл в зачумлённую Пьяченцу, оставив Готхарда в лесу, великим трудом своим оказал пьячентинцам помощь, и, во имя Иисусово возлагая на них руки и благословляя, весь город очистил от чумы. А сам, всё ещё больной, изнурённый и почти охромевший, возвратился в лес, где встретил у Готхарда множество людей, слышавших о нём и поэтому сошедшихся в безлюдную долину. И перед ними всеми человек Божий творил чудеса.

13. Немного спустя Готхард с сотоварищами по некоему делу отлучился в Пьяченцу, оставив блаженного Роха на время в долине. И когда блаженный Рох творил молитву к Богу, дабы Он избавил его от чумы, объяла его дремота. Между тем Готхард возвратился из города и, приблизившись к спящему Роху, услыхал голос ангела: «Рох, друг Божий, услышал Господь молитвы твои и, вот, ты исцелён от чумы. Теперь велит Господь, чтобы ты направил шаги на родину свою». От этих внезапных слов Готхард пришёл в изумление, ведь он до сих пор не знал имени Роха, а когда тот немедля проснулся, милостью Божией исцелённый от чумы, поведал ему об услышанной речи, а Рох попросил скрыть его имя, поскольку ничуть не любил земной славы. Он провёл в пустыни ещё несколько дней с Готхардом и прочими сотоварищами, всех их наставляя и утверждая в святых делах, а затем простился. Пилигрим, вечно взыскующий подвига и божественной любви, устремился на родину.

14. По пути на родину он свернул в анджерскую провинцию Ломбардии, в город Альмани, а правитель провинции той вёл войну с врагами, и воины его блаженного Роха схватили и выдали правителю как соглядатая и лазутчика, а тот блаженного Роха, всегдашнего исповедника Христова, без промедления отправил в мрачную темницу. Человек же Господень, всех их жалея, терпеливо переносил заточение и, поминая имя Иисусово денно и нощно, смиренно себя вверял Богу, тем более, что темница вовсе не в тягость тому, кто принимает её как пустынь и подвиг. После того, как он прожил там пять лет, в конце пятого года, когда Бог наконец изволил причесть душу святого мужа к сонму святых, в тот же день и час человек, что обычно приносил еду блаженному Роху в темницу, узрел дивное сияние, наполнявшее преддверие и темницу, и увидел коленопреклонённого Роха, склонившегося в молитве, и обо всём этом доложил своему господину. Весть об этом событии вмиг облетела город, и граждане ради таковой новости сбежались к темнице во множестве и винили правителя в жестокости и нечестии.

15. Когда же он наконец узнал, что по воле Божией ему предстоит окончить сию земную жизнь, то позвал темничного стража и попросил его во имя Бога и Преславной Девы умолить своего господина, чтобы прислал он в темницу священника, коему Рох исповедался бы перед смертью. Его просьба была исполнена, он истово исповедался, а потом попросил, чтобы ему позволили побыть в темнице в одиночестве три полных дня кряду в созерцании небесных тайн, дабы перед уходом из жизни он мог полнее и глубже поразмышлять над святейшими страстями Христовыми. Ибо слышал человек Божий, как граждане города настоятельно умоляют правителя освободить его из темницы. Священник передал его просьбу правителю, и трёхдневное уединение блаженному Роху было позволено. В конце третьего дня ангел Господень пришёл к нему с таким словом: «Рох! Вот, Бог послал меня за твоей душой, и если ты хочешь чего-нибудь в этот последний миг твоей жизни, то должен попросить немедля». И вот Рох истово попросил Всемогущего Бога, чтобы все христиане, кто искренне и с почтением во имя Иисуса поминают его, избавлялись от чумы». Помолившись, он испустил дух.

16. Через три дня правитель города послал в темницу приказание освободить блаженного Роха. Но посланные, придя, обнаружили, что он окончил жизнь свою, а по всей темнице было видно сияние дивного света, по которому они бессомненно уразумели, что то был друг Божий. При голове его был большой светоч, а другой такой же – при ногах, и эти светочи озаряли всё тело святого. Кроме того, под его головой они нашли табличку, покрытую прекрасными золотыми письменами, и было написано, что Бог внимает молитвам сего человека, когда просит он за болящих. Из неё они сверх того узнали имя блаженного Роха и происхождение. Узнав его имя, мать правителя того города, уже удручённая глубокой старостью, поняла, что этот Рох – сын Иоанна, правителя Монпелье, и он был братом того самого правителя, о котором мы сейчас говорили, что было им до сих пор совершенно невдомёк, поскольку имя узника им было неведомо. Далее правитель убедился, что блаженный Рох – его племянник, по знаку святейшего креста, с которым, как мы говорили, он вышел из материнской утробы. И вот они, наконец, сокрушаясь, преисполненные скорби и рыданий, при полном стечении граждан торжественно и благочинно блаженного мужа похоронили. И после этого он в Апостольской столице был прославлен среди святых, а в честь его славного имени воздвигли великую и преблаголепную церковь.

Перевод: Константин Чарухин

ПОДДЕРЖАТЬ ПЕРЕВОДЧИКА:

PayPal.Me/ConstantinCharukhin
или
Счёт в евро: PL44102043910000660202252468
Счёт в долл. США: PL49102043910000640202252476
Получатель: CONSTANTIN CHARUKHIN
Банк: BPKOPLPW