В Католической Церкви октябрь – месяц, посвящённый Пресвятой Богородице и молитве Розария. Существует множество размышлений над тайнами Святого Розария, основанных на личном опыте и харизме их автора. В этом году своими размышлениями с нашими читателями делится Сергей Сабсай. Практика Помпейской новенны поддержала его на плаву в трудной ситуации и привела к принятию серьёзных решений. И именно из предложенной в новенне благодарственной молитвы с обещанием распространять её родилось желание делиться размышлениями над Розарием, чтобы молитва не была пустословием и реализовывалась.
1. Благовещение
Всё начинается с инициативы Творца; и первые слова, которые слышит Мария от ангела, — «радуйся!» и затем: «не бойся». «Не бойся принять Марию», — слышит чуть позже Иосиф. Эти же слова: «Радуйтесь» и «не бойтесь» — первое, что слышат мироносицы от Воскресшего (Матфей и Лука вторят друг другу). Это одна из арок, которыми обрамлена евангельская история (другая — из чудес: первое чудо — воду в вино, последнее — вино в Кровь).
Но творя невиданное — беременность девственницы, принятие беременной невесты праведным Иосифом, — Бог через ангелов вступает в диалог с человеком, позволяет задавать вопросы, даёт ответы, ожидает свободного согласия.
2. Посещение Пресвятой Богородицей святой Елисаветы
«Вот и Елисавета зачала сына в старости своей, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово», — сообщает Марии ангел, и та «с поспешностью пошла» к родственнице. Замечательную фразу, которую хочется повторять: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?», Елисавета произносит, потому что «исполнилась Святого Духа». Урок встречи для того, чтобы вместе, в общении разделить и радость, и волнующее удивление перед происходящим. И слова Елисаветы (как и её опыт) подтверждают слова ангела: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». Бог исполняет Свои обещания, какими бы невероятными они ни казались.
3. Рождество Христово
«Не бойтесь» – говорит и ангел пастухам, ведь «слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим»; «я возвещаю вам великую радость» (снова та же весть, что Марии и Иосифу).
Радость – родился Спаситель, Христос Господь; знак – Младенец в пелёнках, лежащий в кормушке для скота (что?!) – да, «пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях». Спаситель мира, Мессия, Господин Вселенной – его предлагается узнать по столь скромному знаку: младенец в кормушке для скота, в маленьком городке в дальней провинции… И почему-то именно эти незнакомые пастухи – мало ли полей и пастбищ вокруг? – приглашены приветствовать от всего человечества Божьего Сына, как потом царь из Его притчи велит позвать на пир первых проходящих на распутье.
Но если один знак, для местных пастухов – подчёркнуто скромен и мал, то для волхвов с востока – целое астрономическое представление: звезда, ведущая издалека в Вифлеем. Каждому – свой знак, а язык Творца – от яслей до звезды. И ещё один знак в том же рассказе – на будущее: Вифлеем, Бет-Лехем – Дом хлеба: «Я хлеб живой, сшедший с небес».
4. Сретение
Короткий эпизод, перенасыщенный смыслами; последний из великих евангельских гимнов, приводимых Лукой: песнь Захарии, Марии, теперь Симеона, который только ради этих своих слов и появляется в Евангелии (но не на земле).
Снова Бог, исполняющий обещания. Снова действие Духа: «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм». Лука явно и последовательно готовит читателя первого тома к тому, что случится во втором.
Мария и Иосиф приносят Младенца в храм, чтобы исполнить закон, и из рядового ритуального действия вдруг исходит великое пророчество.
И горькое предсказание Марии, которое мне объяснил Бродский: «Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око”.
5. Обретение Отрока Иисуса в храме
«…но думали, что Он идёт с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме…»
Похоже, что здесь «через три дня» означает скорее «на третий день»: день пути из Иерусалима, под вечер которого обнаружилось отсутствие подростка Иешуа, затем — день обратной дороги и, наконец, день поисков в совсем небольшом тогда Иерусалиме. И эти три дня так похожи на три дня от Распятия до Воскресения…
Представим себе тревогу Марии и Иосифа: во-первых, Сын пропал — и этого достаточно! — но кроме того, ведь они уже многое знали: чудесное зачатие, елизаветино «пришла матерь Господа моего ко мне», симеоново «спасение Божие, которое Он уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»… И вот Этого Ребёнка, доверенного им, они потеряли! Неудивителен упрёк Марии: «Чадо, что Ты сделал с нами?»
Может быть, эта сцена – редкий намёк на самосознание Иисуса: подросток уже чувствует зов Небесного Отца, но ещё не научился заботиться о земной Матери. И точно – урок, если не утешение, нам: кто не страдал от действий самых близких и дорогих нам людей?! Но если даже Иисус подростком так «косячил»… В любой потере нам могут сострадать Иосиф и особенно Мария, не только Христос, который всё-таки Бог и потому может казаться нам более далёким.
Продолжение следует…