Размышления над Розарием: Светлые тайны

В Католической Церкви октябрь – месяц, посвящённый Пресвятой Богородице и молитве Розария. Существует множество размышлений над тайнами Святого Розария, основанных на личном опыте и харизме их автора. В этом году своими размышлениями с нашими читателями делится Сергей Сабсай. Практика Помпейской новенны поддержала его на плаву в трудной ситуации и привела к принятию серьёзных решений. И именно из предложенной в новенне благодарственной молитвы с обещанием распространять её родилось желание делиться размышлениями над Розарием, чтобы молитва не была пустословием и реализовывалась.

1. Крещение Господне

Смыслы крещения Иисуса в Иордане многократно описаны: пример смирения и послушания («оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду»), освящение творения… Поразительно то, что произойдёт потом.

Тот самый Иоанн, который младенцем в утробе Елизаветы танцевал, как Давид перед ковчегом, при приближении беременной Иисусом Марии; тот самый Иоанн, который говорил Иисусу: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»; тот самый Иоанн, который слышал голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» – вдруг посылает из темницы к Иисусу учеников: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» А ведь лучше Иоанна никто, кроме Марии, не знал ответа на этот вопрос… Что это? Сомнение в испытании, в заключении? Но если дрогнул Иоанн – пророк, «больше которого не восставало из рождённых жёнами», то тем понятней наши сомнения – это нормальный путь веры.

И чем же отвечает Иисус? – указанием не на слова или пророчества, но на дела: «слепые прозревают, хромы ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают» и в одном ряду с чудесами физического воскрешения и исцеления – «нищие благовествуют».

Один из важнейших принципов Нового Завета – принцип реальности. Идёт постоянное воспитание доверия опыту, собственным глазам.

Иоахим Патинир

2. Брак в Кане Галилейской

Вслед за голосом небесного Отца в светлых тайнах Розария мы слышим голос земной матери Иисуса: «что скажет Он вам, то сделайте».

Превращение воды в вино на свадьбе в Кане — это не только благословение брака, не только чудо по просьбе Матери, и даже не только связь с Евхаристией (первое чудо – воду в вино; последнее – вино в Кровь). Для свадьбы, конечно, приготовили всё, что могли; но этого не хватило. Когда человеческие возможности исчерпаны буквально до дна; когда нам остаются только немощь и позор – тогда Он приходит на помощь и воду нашей немощи превращает в доброе вино. И оно лучше того, что могли приготовить мы своими силами.
Но сначала мы должны сделать всё, что только можем. «Действуй, как будто всё зависит только от тебя, и молись, как будто всё зависит только от Бога».

Джотто ди Бондоне

3. Возвещение Царства Божия и призыв к обращению

«Пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Знакомые слова, смысл которых нам нужно расчищать, как реставраторы расчищают картину, и начинают играть яркие, свежие краски.

«Покайтесь» – обратитесь, обернитесь, повернитесь на 180° и измените образ мышления. Как? – поверьте, что Царство Бога близко, а оно, как будет объяснять позже апостол – «праведность, и мир, и радость в Святом Духе». И Евангелие означает Радостную весть, добрые новости.

Тем более – сейчас, после Воскресения: мы живём в искупленном мире, чей Князь – Христос, а не сатана. Мы дети, цари и священники Небесного Отца, и только от нас зависит поверить в это и жить так, как им – нам! – подобает.

Ещё один важный аспект обращения — наш образ Бога и наши ожидания от Него. Как часто дьявол на место любящего Отца, готового выйти нам навстречу с радостью, подсовывает образ жестокого, мстительного, мелочного тирана, то есть себя.

И как важно понять, что Бог как результат молитвы — а точнее, её плод — не обещает нам решения наших проблем и изменения внешних обстоятельств жизни, но обещает единый ответ на всякую молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него». Даст Духа Святого, то есть Самого Себя; даст Духа — то есть возможность видеть и понимать каждую ситуацию с точки зрения Царства Небесного, а значит, ради Него и действовать.

4. Преображение Господне

Преображение — тоже про изменение взгляда. Иисус ведь в чуде Преображения не изменил своих качеств и не приобрёл новых — изменился только Его образ. Лука так и подчеркивает: «вид лица Его изменился». Преображение — это новый взгляд, видящий новые, более глубокие, нежели обычно, слои реальности. И инициатива этого открытия исходит от Творца; а мы подчас теряемся и не знаем, как реагировать, подобно Симону Петру.

Для меня примером такого изменения взгляда был опыт паломничества: поездка по Латгалии с её огромным небом напомнила про истинное соотношение земного и небесного, которое так часто заслоняет от нас городская жизнь с её суетой и редкими просветами неба — в прямом и переносном смысле.

Джованни Беллини

5. Тайная Вечеря

Родившийся в Бейт-Лехеме, Доме Хлеба – «хлеб живой, сошедший с небес». Здесь начинается динамика столь головокружительная, что круче её, кажется, только динамика жизни-общения внутри Бога-Троицы.

Иисус дарит нам себя – буквально раздаёт, используя для этого на одном уровне – тело, которое принял от Матери, на другом – те самые дары, что мы приносим Богу на Евхаристии. Но что может являться нашим даром Творцу неба и земли? Хлеб и вино? Но Он сам дал их нам.

Остаёмся мы сами. Нас нам самим тоже даровал Он, но вместе с нами даровал нам свободу, и только она способна придать ценность нашей попытке ответного дара. Ведь будь это дарение не добровольным, оно не было бы именно дарением и не имело бы ни смысла, ни цены. Остаётся только выдохнуть, причастившись: благодарю, Господи, что Ты мне даришь Себя; возьми в ответ жизнь мою и сделай её хвалой и служением Тебе.

Хуан де Хуанес

Продолжение следует…