Глубже пережить Адвент вместе с Богородицей

Адвент – это литургический период церковного календаря, которому уделяется несправедливо мало внимания. Главная причина в том, что большинство из нас живёт в такой культуре, где Рождество начинается с начала ноября, а то и с конца октября. Рождественские украшения в магазинах и на улицах появляются с каждым годом всё раньше и раньше. И это, к сожалению, означает, что для огромного большинства католиков в закономерном течении литургического года образуется пробел: начало литургического года и его первый период проходят почти незамеченными.

Не удивительно, что Церковь начинает новый год с ожидания. Адвент наполнен размышлениями о христианской жизни. Адвент многогранен. Мы ожидаем великой Парусии, второго пришествия Христа. Чтения, открывающие Адвент, вызывают в воображении образ Христа, каким Его видел в своём видении пророк Даниил: Сын Человеческий, шествующий по облакам. А потом слышим, как Иоанн Креститель готовит путь Господу. И нам отпущено время ожидания и подготовки; время, которое нам так необходимо в нашей заполненной делами жизни.

Рождество – это не просто очередная отметка «сделано» в календаре. Это святое время, которое начинается Рождественским Сочельником, а потом продолжается и 26, и 27, и 28, и так до самого конца Октавы. А потом приходит Богоявление, и до самого Крещения нашего Господа литургическим цветом остаётся белым (по крайней мере, в римском обряде).

Адвент – это время, которое помогает нам осознать, что мы ожидаем Господа постоянно. Мы ждём, когда Он вернётся во славе и отрёт всякую слезу. Мы ожидаем дня, когда мы встанем перед Благословенным Ликом после нашей собственной смерти. В темноте декабря мы ожидаем рождения крошечного Младенца, Который является Воплощённым Божьим Словом. Ожидание – это часть рождественского путешествия, и, фактически, –  ключевая часть христианской жизни. Мы не призваны «перескочить» через Адвент и запрыгнуть прямо в Рождество. Наоборот, Церковь напоминает нам о долгом ожидании Мессии Избранным Народом, о глубокой жажде наших сердец, о жажде жить со Христом. Мы ожидаем Его и тогда, когда смотрим на проливающуюся кровь, боль и страдание того смертельного виража, который завершил Его земную жизнь.

Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день [и ночь]?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я [сном] смертным;
да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу, облагодетельствовавшему меня.

(Пс 13:2-6)

Лучший спутник для нас в этот период ожидания – Пресвятая Богородица, наша Небесная Мать. Она тихо ждала и заботилась о Господе на протяжении 40 недель, пока носила Его в Своём лоне. Сказав fiat св. Архангелу Гавриилу, Она терпеливо ждала, чтобы увидеть лицо Спасителя – Своего и нашего. Через Неё мы можем созерцать радость и горесть ожидания и учиться тому, чего требует от нас это странствие к святости.

Смирение

Великим грехом Люцифера и других падших ангелов была гордыня. Падению человечества также способствовала гордыня и желание быть Богом. Смирение – это не унижение самого себя, а скорее надлежащее соотнесение себя с Пресвятой Троицей, когда мы спрашиваем: «Кто я перед Богом?» Мария – совершенный пример именно такого смирения.

Ангел обращается к Ней со словами смиренного приветствия: «Радуйся, Мария, Благодатная». Радуйся, самая угодная Богу и исполненная Его дарами, «Господь с Тобою, благословенна Ты между жёнами» (ср. Лк 1:28). Эта речь гораздо более возвышенная, чем та, что обращена к Захарии. Ему Ангел сказал: «Не бойся», как человеку, который испуган, и «услышана молитва твоя». А то, что объявлено Марии, настолько возвышенно и настолько превосходит всякое человеческое разумение, что она просто не могла бы просить этого в своей молитве. Мария – смиренная, незаметная, совершенно незначительная в своих глазах, не могла бы даже подумать, что её будет приветствовать Ангел, да ещё такими возвышенными и благородными словами. Не страх вызвал беспокойство в её сердце, а смирение.

Французский епископ и богослов Жак-Бенинь Боссюэ в сборнике размышлений на Адвент пишет: «В момент Благовещения Мария ошеломлена тем, что Бог выбрал её. Она знает величие Бога и своё место в отношении Него, но она не позволяет этому знанию помешать ей служить Ему. Она понимает, что смирение требует принять то, чего Бог хочет в нашей жизни. Смирение – это начало добродетелей послушания и милосердия. Зная своё настоящее место, мы лучше подходим для того, чтобы принять ту миссию, которую Бог поручает нам».

В период Адвента смирение должно занимать важное место в наших мыслях. Как это странно, чудесно и неожиданно, что Бог всего Мироздания умалил Себя и стал человеческим младенцем на руках у матери-человека. Это не просто причудливая легенда, это правда. Воплощение приводит в полное недоумение и полностью изменяет все структуры власти и силы, выстроенные людьми с момента грехопадения. Нам следует с полным смирением склониться перед Младенцем, Который является Сыном Божьим и восхищаться чудесными делами, которые Он для нас сделал. Адвент – это время подготовки к невероятной тайне, и мы готовимся к ней, отдаваясь под опеку Той, Которая Его родила.

Вера

Воплощение – это первое действие нашей веры. Чтобы быть католиком, сначала нужно признать, что Иисус – Богочеловек, Бог и человек одновременно. Это отправная точка странствия. Если мы не примем эту истину, то не поверим и тому, что Иисус говорит о Себе: что Он Тот, Кто имеет власть преодолеть грех и смерть.  Адвент продвигает нас глубже в этот дар и в принятие веры, которая нам дана. Адвент готовит наши сердца к тому, чтобы назвать Иисуса Господом во время Рождественской Мессы.

«…последним условием была вера. Она должна была зачать Сына Божьего в своём духе прежде, чем она зачала Его в своём теле, и это было делом веры в чистом виде: «Да будет Мне по слову твоему». (Жак-Бенинь Боссюэ)

То же относится и к нам. Мы должны принять Иисуса с верой и принять истину, которую Он открыл нам. Ожидая прихода Христа в Рождество и в Его второго пришествия, мы должны постоянно заново подтверждать свою веру в Него. Мария даёт нам пример, как впустить Господа в наши сердца и сделать Его центром нашей жизни. Мы можем созерцать великую веру Марии. Молясь вместе с Ней, вынашивающей Младенца-Христа в своём лоне, ожидающей Его рождения. Она ждёт вместе с нами и хочет разделить с каждым из нас свою великую веру.

Терпение

Писание приводит очень мало слов, произнесённых Богородицей. И все Её слова – это слова смирения, любви и послушания Сыну. Она тихо слагает всё в своём сердце и ходит вместе со своим Сыном от Его зачатия до своего Успения. Она заступается за нас как Царица Неба и продолжает свою миссию, приводя души к своему Сыну. Своим молчанием Мария учит нас терпению. Она позволяет великой тайне вокруг неё вести себя и следует тем путём, который Бог проложил для неё.

Это может быть трудно – быть терпеливым в этот Адвент. Вокруг столько всего происходит, и так много всего нужно сделать, и все эти походы по магазинам… Адвент – это о том, чтобы каждый из нас вошёл в тишину и учился терпеливо ожидать Рождества. Это ещё не Рождество, ещё нет. Это время подготовить наши сердца к той радости, которая придёт в Рождественский Сочельник и будет продолжаться весь Рождественский период. Это важный аспект Адвента, о котором часто забывают: мы должны готовиться и быть терпеливы. Если мы игнорируем тишину, заполняя Адвент обычными делами и суетой, мы в спешке пробежим и через Рождество, и… упустим тайну. Мы будем не готовы к самой странной, внушающей самый священный трепет тайне: к Воплощению.

Наступил Адвент. Пришло время притормозить и войти в тишину, мир и ожидание. Используйте темноту длинных декабрьских ночей, размышляя о великой тайне нашей веры и идите рядом с Богородицей, когда она отправится в Вифлеем вместе со св. Иосифом. Она хочет, чтобы мы пошли с ней, и она могла показать нам своего Сына, Иисуса Христа, когда Рождество, наконец, наступит.

Констанция Халл

Источник (англ.): catholicexchange.com

Перевод: Наталья Проскурина