Путь к пещере Рождества: в королевском дворце

Готовимся к Рождеству с размышлениями Анны Гольдиной над сказкой Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева».

Герда вышла из волшебного сада в середине осени, а следующая сказка начинается уже зимой. Мир слегка припорошил снежок, а девочка бредет, не видя конца путешествия. Вся первая часть сказки посвящена одиночеству. Своего рода повторение изгнания из рая. С одним большим исключением: Герду не изгоняют. Она сама убегает. Ей не нужен суррогат рая. Её верное сердце не терпит подмены.

Новое приключение начинается с одиночества. И с пустыни. Зимний лес холоден, в нем нет ни одного зверька, ни одной птички. Герда идет босиком. Ведь ее туфельки остались в волшебном саду. У Андерсена получается очень красноречивый образ: босоногая девочка в пустыне. Отсутствие обуви – это всегда признак огромной бедности. А если смотреть в библейском контексте, это образ евангельской нищеты. И кто же первым приходит ей на помощь? Ворон, как пророку Исайе. Ворон приносит ей добрые вести и кусочек хлеба.

Вороны удивительные птицы. Они не только живут долго, но и способны понимать и повторять человеческую речь. Во времена Андерсена в некоторых богатых и знатных домах держали этих больших мудрых птиц, обучая их различным фразам. Для европейского романтического сознания ворон – это символ смерти, а его обладатель предстает как натура возвышенная, обратившая свой духовный взор от всего мирского к горнему. Избрав эту птицу в качестве помощника и провожатого Герды, датский сказочник слегка подшучивает над своими возвышенными современниками. Его ворон предстает как существо, твердо стоящее на ногах и не подверженное каким бы то ни было романтическим иллюзиям. Впоследствии, когда ему и его невесте предлагают либо остаться при королевском замке, доедая объедки со стола принца и принцессы, либо отправиться на свободу и жить в лесах, ворон, будучи истинным прагматиком, предпочитает стать ручным, зато обеспечить свое будущее потомство куском хлеба. И никаких мыслей о бренности земного!

С другой стороны, выбор в качестве доброго вестника и провожатого ворона не случаен для датского сказочника, частенько обращавшегося к фольклорным сюжетам. Эта птица была древним символом датского королевства. Считается, что викинги шли в бой под флагом с белым вороном. Вороны же сопровождали бога Одина. Они символизировали разум и память. Собственно, в сказке «Снежная Королева» вороны и представляют собой эти человеческие способности. Встреченный Гердой в лесу ворон – это память. Он помнит, как принцесса вдруг решила выйти замуж. Напевала себе под нос популярную уличную песенку и вдруг поняла, что ее слова «а не выйти ли мне замуж» вполне можно осуществить. Ворон помнит, что принцесса эта была очень умна. Ведь она прочитала все газеты, а потом забыла их содержание. В рассказе ворона очень много символических моментов, которые кажутся незаметными в сказочном повествовании. Вот та же история про газеты. В глазах Андерсена, чьи произведения то превозносились, то низвергались прессой, газеты были признаком суеты сует. Прибегая к такому сравнению, он сравнивает принцессу с царем Соломоном, познавшим, что все в мире суета, которая непременно пройдет. Мудрая принцесса не может оставаться одна. Ей обязательно нужно найти принца. Для морали XIX века одинокая женщина – нонсенс. Особенно умная одинокая женщина. Кто будет прислушиваться к мнению девушки? А кто будет слушать старую деву? Будучи гостем или просителем во многих аристократических домах Дании и Европы, Андерсен хорошо усвоил, что всегда можно найти покровительство у женщины, но это должна быть женщина, за спиной которой стоит занимающий некий пост мужчина.

Принцесса была по-настоящему мудра, поэтому она устраивает целый конкурс для женихов. Она живет если не в замке из слоновой кости, как средневековая прекрасная дама, то в замке из чистого золота. А восседает принцесса на жемчужине, символе чистоты и совершенства. Ей не важно, кем будет ее избранник. Важно, чтобы он умел красиво говорить, чтобы ей было с ним интересно. В этом смысле она тоже похожа с Соломоном, которого царица Савская прельстила мудростью речей.

Женихи выстраиваются у входа во дворец. И им устраивают целую проверку на стойкость. Ворон подчеркивает, что им не предлагают ни воды, ни питья. Но некоторые умные запасаются бутербродами. Они ни с кем не делятся, надеясь, что голодные соперники не понравятся принцессе. Ничего не напоминает? За этой историей скрывается сказочное осмысление притчи о разумных и неразумных девах. Разумные девы – это женихи с бутербродами. Но никакой разум не спасает их от робости. Оказавшись в золотом дворце, за которым спрятался еще один символ из средневековых легенд, Небесный Иерусалим, они робеют и не знают, как себя вести. Ведь мы ничего не знаем про разумных дев, оказавшихся на свадебном пиру. Войти-то они вошли, но их никто не предупредил, что свадебный пир – это еще и Последний Суд. Говорливые и бойкие на улице женихи во дворце оказываются испуганными и молчаливыми. Их подавляет великолепие. Андерсен преподносит всю эту ситуацию с изрядным юмором. Ему ни раз приходилось бывать при дворах различных венценосных особ. И он прекрасно знал, что самые напыщенные особы – это лакеи. «На прислужника камергерских слуг нельзя было взглянуть без трепета, такой он был важный», — отмечает Андерсен. Кстати, он всегда носит туфли, в то время как генералы и тайные советники скользят по гладкому полу босиком. Те, кто ближе к принцессе, относятся к этому со смирением, а вот те, на кого она даже не взглянет, полны спеси. Вероятно, поэтому Герда и не боится босая пробираться в спальню к принцессе и принцу. Она понимает, что будет милостиво принята. Ведь в ней нет ни грамма спеси, зато много благодарности.

Интересно, что, узнав, кто все-таки покорил сердце принцессы, она ни чуточки не ревнует. Она испытывает облегчение. Ей кажется, что она уже нашла Кая и теперь может вернуться домой. Этот «Кай» — парень робкого десятка. Он входит во дворец, скрипя сапогами, как солдат из сказки «Огниво». Ему не страшны спесивые слуги и смиренные тайные советники. Его не прельщает золото стен. Молодой человек ищет свою принцессу. Он входит во дворец как жених, как хозяин, чтобы остаться здесь навсегда. Доброй Герде кажется, что именно так и должен вести себя Кай. Для нее он – самый смелый мальчик на свете. Ей кажется, как в какой-то момент показалось и самому Каю, что он очень много знает и может. Герда восхищается его познаниями в области математики. В этот момент он дословно цитирует слова Кая, сказанные в санях Снежной Королевы. Для внимательного читателя это своего рода указатель, ключик, призванный подсказать, что что-то в этой истории не так.

Добрые вороны помогают замерзшей и одинокой девочке попасть во дворец, добрые принцесса и принц дают ей ночлег, а потом дарят одежду и карету. Все это могло бы успокоить сердце Герды. Она могла бы остаться во дворце. Тем более, что слова ворона при встрече заставили ее задуматься о своем одиночестве. До этого она шла одна по лесам и дорогам и ничего ее не смущало. Может быть, потому что она шла и молилась? Но когда ворон назвал ее одинокой, жалость к самой себе закралась в ее сердце. И дальше все ее жалеют. Жалеют птицы и жалеют люди. Всем она благодарна, но эта благодарность не сломит ее волю.

Из золотого дворца Герда уезжает на золотой карте. Кажется, что она снова по собственной воле покидает райские чертоги. Призрачный рай снова ее не прельстил.

Отправляясь вместе с Гердой к новым приключениям, задумаемся, почему Андерсен расположил события именно в таком порядке? Сначала сад, потом дворец. Сад – это еще и символ сытой и спокойной жизни. Он обнесенной высокой стеной, за которую не проникают никакие ветра из внешнего мира. Не зря же, в нем даже нет смены времен года. Этот сад напоминает вдумчивому читателю об искушении Христа в пустыне, искушении голодом. Золотой дворец искушает гордыней. И все эти описания вельмож и камердинерских слуг должны были это подчеркнуть. Но чистая сердцем Герда даже не замечает, что ее искушают. Она просто идет своей дорогой. Ибо чистые сердцем Бога узрят.

Эта история задает читателю вопрос о том, что действительно важно в его жизни? Что он почитает за сокровище? Золото, дворцы, власть? Или чистоту любящего и верного сердца?

Анна Гольдина

Изображение: illustrators.ru

На страницу цикла