Готовимся к Рождеству с размышлениями Анны Гольдиной над сказкой Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева».
В пятой сказке «Снежной Королевы» Герда попадает в настоящий вертеп разбойников. Это ее приключение становится словно падением на самое дно. После прекрасных сада и дворца она словно оказывается в помойной яме. Разбойники отвратительны. Знакомство с девочкой они начинают не только с грабежа, но и с убийства. Гибнут все слуги, которые отправляются в путешествие вместе с Гердой. Они становятся невинными жертвами, которых некому защитить. То, что эта сказка начинается с убийства, словно подчеркивает, что теперь отважная девочка опустилась в самую преисподнюю, где нет места добрым чувствам и жалости.
Герда едет по лесу в золотой карете. Тем самым она отступает от принципов доверия и нищеты, с которыми отправилась в путь. Ее карета сияет, как солнце. А, как известно, всё излишне броское привлекает к себе внимание. И вот, лихие люди нападают на карету. Плененная Герда снова возвращается к своему нормальному состоянию босоногой девочки. Андерсен напоминает своей героине, что ее место отнюдь не среди сильных и богатых мира сего. Ее дар может быть раскрыт только в простоте и смирении.
Соприкоснувшись с темной стороной жизни, Герда не теряет надежды. Да, она боится, что ее убьют, и она так и не найдет Кая. Вертеп разбойников становится третьим искушением на ее пути. Искушением ее веры. Оказавшись среди лихих людей, девочка вполне могла задать себе вопрос: зачем все это? Ведь решения покинуть сад старушки и уехать из дворца она принимала сама, безо всякого принуждения. Теперь же от нее ничего не зависит. Самое время отчаиваться. Маленькая разбойница выслушивает ее рассказ, но ничего предпринимать не собирается. Не для того она спасала Герду, чтобы ей помогать. Нужна была новая игрушка, которую можно присоединить к голубям и северному оленю. Нужна была ровесница-подружка для игр и забав. Маленькая разбойница сравнивается Андерсеном с самой Гердой. Подчеркивается, что при некотором сходстве она является противоположностью Герды. Шире в плечах, но самое главное гораздо смуглее. А ведь Герда движется все севернее и севернее. Во времена Андерсена в этих краях сложно было встретить смуглолицых людей. Подчеркивая цвет кожи, сказочник с одной стороны намекает на грязь, окружавшую детство разбойницы. А с другой стороны, использует прием, появляющийся и в других его сказках. Цвет кожи является отражением тьмы души. Вот ведьма-мачеха в сказке «Дикие лебеди» тоже пытается сделать Эльзу темнокожей, чтобы тем самым скрыть ее природную красоту и кротость. Это прием, пришедший из скандинавского фольклора, когда лицо отрицательного персонажа непременно темнело. Едва девочки оказываются в замке, как мы видим соответствие внешности внутреннему миру разбойницы. Она с гордостью показывает пленнице своей зверинец, хвастаясь, что издевается над животными. Что остается делать Герде? Только плакать. Казалось бы, ее путешествие закончится. Она будет находиться в разбойничьем замке пока ее не зарежут разбойники-людоеды.
И все-таки слезы Герды – это не слезы отчаяния или жалости. Это слезы сожаления, что она так и не смогла найти своего названного братца. Несчастные сидящие в клетках птицы не жалеют маленькую пленницу. Напротив, они дают ей надежду. Лесные голуби помнят, как прошлой зимой над их гнездом пролетала Снежная Королева. Тогда они были еще птенцами. Ледяное дыхание обдало их гнездо. Все замерзли, кроме двух птенчиков, ставших впоследствии пленниками разбойничьего замка. Эта история словно замыкает круг бессмысленных убийств в этой сказке. Убитые слуги, замёрзшие птенцы – для чего все эти жертвы, если у истории не будет счастливого финала?
Стоит обратить внимание, что в плену у разбойницы сидят именно голуби и серверный олень. Ни белки, ни лисицы, ни какие-нибудь иные обитатели северных лесов. Томятся сотни голубей, символизирующих чистоту, любовь и надежду. Для чего их тут держат? Чтобы впоследствии съесть? Северный олень – это тоже символ чистоты, а еще символ солнца, Солнца правды, которое никогда не заходит. Чистота, любовь, надежда, правда – все это совсем не нужно разбойникам. То, что эти звери томятся за решеткой, только подчеркивает, что Герда попала в ад, и это конечная станция. Даже невозможно себе представить, что нужно, чтобы она выбралась из этого жуткого места. Чтобы у читателя не было сомнений в ужасности ситуации, маленькая разбойница прикрикивает на Герду, мешающую ей спать своими разговорами с животными.
Никого не удивляет, что животные вдруг начинают говорить. Когда в предыдущей истории заговорили вороны, в этом не было ничего удивительного. Все-таки это умные птицы, которых часто держали при дворах и учили говорить целые фразы. Но как могли заговорить голуби и олень? Кстати, в этой истории тоже несколько раз появляются вОроны и ворОны. Только теперь они выступают ни как разумные друзья, а как птицы-падальщики, сопровождающие разбойников. Как в этой гнетущей обстановке животные могли обрести дар речи? Или река, по которой Герда приплыла в сад старушки, умевшей колдовать, перенесла ее в какой-то другой мир?
Многие исследователи «Снежной Королевы» говорят о том, что, пересекая реку, Герда словно бы оказалась в загробном мире. Но не в подземном, куда попали розы и куда попадают тела умерших. А в свое рода чистилище. Она бродит по нему в поисках Кая, но ей, подобно Данте, нужно спуститься на самый последний круг, чтобы найти своего друга, складывающего из льда слово «вечность». Действительно, кажется, что Герда спускается все ниже и ниже. Из сада самовлюбленных цветов она попадает в мир тщеславия и гордыни, а потом оказывается в вертепе разбойников. Куда ж падать еще ниже? Но нет, девочка продолжит свой путь в самые глубины отчаяния, туда, где нет места ничему живому.
Удивительно, но, проходя свои «круги ада», Герда везде находит помощников. Она никого не пытается разжалобить. Ни у кого ничего не вымаливает, не уговаривает и не просит. Она только рассказывает. И ее вера открывает сердца. Ее вера притягивает к ней тех, кто может и хочет помочь. Стоит отметить, что Андерсен тщательно подбирает символы. Каждый раз на помощь Герде приходят персонажи, символизирующие чистоту. Вороны в этой череде кажутся исключением, но и они появляются не случайно. Эта пара являет собой разум, просветленный любовью. Именно таким разумом обладает и сама Герда. И это станет ясно в последней сказке «Снежной Королевы».
Ну а пока на помощь Герде приходит маленькая разбойница. Она не только отпускает свою новую игрушку, не только дает ей своего любимого оленя, но и заботится о том, чтобы девочка не замерзла, чтобы у нее было пропитание в пути. За темной оболочкой оказывается сердце, жаждущее любви. Не зря же Герда отмечает, что у маленькой разбойницы очень грустные глаза. С обращения маленькой разбойницы, напоминающей нам о евангельском благоразумном разбойнике, начинается путь Герды к чертогам Снежной Королевы. Но теперь путь ее будет прямым. Она доказала, что не боится искушений, что вера ее тверда и упряма. В сердце ее живет неугасимый луч надежды, способный растопить любой лед. К тому же Герда повзрослела. От старушки она просто убежала. С разбойницей же она пытается договориться. Возможно, именно доверие и растопило ее сердце.
Герда и северный олень направляются в Лапландию, на север. И вот что удивительно, Герда спускается в преисподнюю, а вот олень возвращается на родину. Он становится свободным. Получается, что Герда невольно его спасла. И вот однажды над их головами вспыхивает северное сияние. Знак того, что начался новый этап в их жизни. Для Герды это — этап борьбы, потребующей усилий. А для оленя это будет просто счастливая жизнь на родине. Больше ему никогда не придется вздрагивать от прикосновения лезвия хорошо заточенного ножа разбойницы. Он вернулся в свою стихию.
Олень уносит Герду в далекие неизведанные для нее края. Ни разу она не говорит о том, что боится, сомневается или просто нервничает. Все ее существо наполнено спокойствием и доверием, но только в последней истории сказки мы узнаем, в чем их источник. Нам остается только ждать, предвкушая счастливый конец.
Анна Гольдина
Изображение: Галина Егоренкова (illustrators.ru)