В Красноярске, в Приходе Преображения Господня, 18 января почтили память новомучеников – священников и прихожан, пострадавших за веру в годы советской власти.
Дата была выбрана не случайно. Как отметила организатор мероприятия, прихожанка Юлия Богданович, 18 января 1938 года в Красноярской тюрьме был расстрелян последний настоятель Храма Преображения Господня в Красноярске до национализации (в 1936 году) о. Иероним Церпенто. По словам Юлии, идея вечера – вместе со всеми вспомнить имена пострадавших за веру, а также донести до нынешних прихожан исторические данные о преследовании христиан. Архивные материалы, в том числе фото и видеоматериалы были собраны прихожанами Красноярска и Ачинска, а также красноярскими сестрами Милосердия св. Карла Борромео.
Вечер памяти был организован прихожанами и монашествующими в форме литературно-поэтического представления. Под звуки музыки звучали стихи, высказывания мыслителей и философов о страданиях «свидетелей веры». Были представлены цифры и факты о гонениях на католиков, православных, евангельских христиан. Прозвучали отрывки из свидетельств людей о преследовании священников и простых верующих, о закрытии храмов.
Так, в 1918 году был расстрелян один из настоятелей Красноярского Храма Преображения Господня о. Евгений Святополк-Мирский. Именно благодаря его усилиям был построен католический храм в этом городе в 1910 году. Отец Евгений также посетил почти все приходы Красноярского края. После завершения строительства его перевели в Могилев, где и арестовали. Вот что пишет очевидец судебного заседания над о. Евгением:
«К моменту ареста о. Евгений служил настоятелем кафедрального костела и деканом Могилевским на протяжении шести лет. За непродолжительный срок службы в Могилеве он снискал всеобщее уважение. Поэтому люди, собравшиеся на судебном заседании, думали о том, как вызволить его из-под ареста. «Вдруг поднялся невероятный крик, все с проклятиями кинулись на вооруженных красногвардейцев. Во время этих криков раздался выстрел. Красногвардейцы стреляли в публику, люди падали на пол. Солдаты стреляли то ли вверх, то ли по лежавшим. Страшно кричали раненые, с потолка падала отбитая выстрелами штукатурка. И только один отец Святополк-Мирский стоял спокойно у дверей зала и двумя руками благословлял обезумевшую от ужаса толпу. Его увезли обратно в заключение. В ту же ночь 28 февраля ревтрибунал приговорил Святополк-Мирского к смертной казни. Перед расстрелом большевики требовали, чтобы он отрекся от веры, его пытали, но о. Евгений ответил: «Тело можете убить, но душу не убьете».
Последним настоятелем храма в Красноярске был о. Иероним Церпенто. Начиная с 1930 года он служил в Ачинске, где и был впервые арестован. После освобождения о. Иероним стал настоятелем красноярского прихода, но пробыл в этом качестве недолго. Второго июля 1935 его арестовали вместе с группой прихожан по обвинению в шпионаже. Отец Евгений Обвинялся в том, что якобы «являлся членом сибирского центра «польской организации» и, будучи связан с Польским Генштабом и Ватиканом, в течение ряда лет проводил контрреволюционную повстанческую деятельность среди польских колоний Сибири». Четвертого января 1938 о. Иероним был приговорен к высшей мере наказания, а 18 января 1938 – расстрелян.
Согласно архивным данным НКВД СССР, только в результате «польской операции» в годы советской власти УНКВД Красноярского края было осуждено 2269 верующих. Расстреляны 1859 человек, 410 человек отправлено к отбыванию наказания в исправительно-трудовые лагеря.
По официальной статистике, в нашей стране с 1917 по 1980 годы к смерти были приговорены около 200 тысяч клириков, еще около 500 тысяч подверглись другим формам репрессий. Подвергались гонениям почти все священники и монахи, принявшие сан до революции и после нее. Лишь в 1937-38 годах было арестовано 165100 священников, и 105 тысяч из них были расстреляны. Жертвами репрессий стали более 300 православных епископов. Более 250 из них были казнены или умерли в тюрьмах.
Часто погибали миряне, от которых не оставалось в памяти даже имени; некоторые из них были членами приходских советов или «двадцаток» (по советским законам, чтобы получить в пользование церковное здание группа верующих должна была состоять из 20 человек): они пытались сохранить церковь действующей. Другие противились конфискации предметов культа, закрытию храмов или выступали против компании по изъятию колоколов. Из воспоминаний Ольги Казимировны, прихожанки из Ачинска о закрытии храма в одной из деревень:
«Скорее всего, это был конец 20-х годов. Сначала из нашей деревни Подтаежный исчезли священники. Чтобы покрестить детей, стали ездить в Ачинский католический храм. Дальнейшую судьбу этих служителей Церкви не знает никто, также никто не помнит их имен. Исчезли иконы, книги, церковная утварь. Власти стали преследовать верующих, ходили по домам, снимали иконы… Нашу католическую церковь в Подтаежном распилили на две части. Одну из них перевезли в деревню Бычки, там из нее сделали школу. Вторая половина осталась в Подтаежном, её тоже преобразовали в школу, там стал преподавать мой отец».
Итак, гонение на христиан в России обернулось массовым мученичеством, затронувшим по всей стране сотни тысяч верующих. О некоторых из них и вспоминали на вечере памяти 18 января 2020 года. Подводя итог мероприятию, настоятель римско-католического прихода Преображения Господня в Красноярске о. Дариуш Бялек отметил, это не спектакль, это нравственный выбор для каждого из нас.
Текст и фото: Светлана Хорошилова, Красноярск