В очередной публикации из цикла Ольги Хруль «Церковь с человеческим лицом» Марина Малиновская рассказывает о своей матери Ирэне Малиновской, которая привела её в храм и по сей день является прихожанкой собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, и вспоминает о том, как возрождалась Католическая Церковь в России в 90-е гг.
Детство. Моя мама, Малиновская (Урбанович) Ирина Казимировна, родилась в Белоруссии во время оккупации немцами 7 августа 1942 года. Мама была младшим ребенком в семье из 12 детей. В оккупированной Белоруссии, так же как и везде, не хватало еды. И моя бабушка, чтобы прокормить семью, собирала лебеду и крапиву. Из лебеды пекла лепешки, а из крапивы варила суп. После войны в живых из детей в маминой семье осталось только пять. Мама была единственным ребенком в семье, получившим неплохое образование по тем временам. После окончания школы она обучалась портновскому делу. И как многие в то время, работала в колхозе.
Папин отец, мой дед Малиновский Иосиф Иванович, жил на Украине. После знакомства с Анной, будущей его женой, переехал жить в Москву. Папа, Владимир Иосифович Малиновский, родился 22 июля 1939 года в Москве. В возрасте 4 лет мой папа остался без матери. В послевоенное время мой дед работал маляром и не мог уделять много времени сыну. Поэтому мой отец оказался в детском доме. Когда моему папе исполнилось 12 лет, дед женился второй раз на Ружицкой Владиславе Антоновне. Папа учится в ФЗО на строителя (каменщика). Мой папа мало рассказывал о своей юности. Знаю только, что большой отдушиной для их семьи был костёл. Мой дед пел в хоре при костёле, играл на органе и дружил с семьей Березов.
В 1967 году маму пригласила в гости в Москву ее родственница из семьи Парадник-Ренденок (в замужестве Береза) Леокадия Ивановна. Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был недействующим. Мама и ее родственница пришли в единственный действующий костел Св. Людовика на станции метро Лубянка. В этот костел со своей мачехой также пришел мой папа. Так на ступеньках этого храма и познакомились мои родители. Как говорил папа: «Это был знак». В 1967 году умер дед Малиновский Иосиф Иванович. А через два года мои родители решили пожениться. Свадьба и венчание состоялись в Белоруссии 30 апреля 1969 года. Родители решили жить в Москве. Мама пошла работать на фабрику, где работала ее родственница. В 1970 году появилась на свет я. По семейным обстоятельствам и в связи с моим ослабленным здоровьем родители перевезли меня в Белоруссию к моим бабушке и дедушке, которые были очень набожными людьми, и это качество они прививали своим детям и внукам. В ноябре 1971 года умерла Владислава Антоновна. А в мае 1972 года появилась на свет моя сестра. В Белоруссии я жила до школы.
Хорошо помню, когда мои родители привели меня первый раз в храм Св. Людовика. Мы долго шли от станции метро Лубянка (площадь Дзержинского). Справа и слева были какие-то серые здания. И вдруг с правой стороны между зданиями я вижу сквер с разноцветными цветами. Это был сквер у храма Св. Людовика. В те нелегкие для Католической Церкви времена было очень трудно подготовиться к первому причастию и исповеди. Поэтому эти таинства я приняла в Белоруссии в 1978 году. Моя сестра — двумя годами позже в Москве. Катехизис нам дал отец Станислав Мажейка, настоятель храма Св. Людовика. Он же принял исповедь и уделил причастие.
Юность. Отец Станислав Мажейка был настоятелем и духовным отцом для всех прихожан этой эпохи, приходивших в храм Св. Людовика. Он исповедовал на нескольких языках. Так, моя мама исповедовалась по-польски, а моя сестра – по-русски. Думаю, что было 5-6 языков, которыми владел настоятель.
Все религиозные праздники проходили под началом о. Станислава. Мы ходили с процессиями, правда, только внутри храма, так как снаружи было запрещено. Женщины носили хоругви (форонгвии), а дети — ленточки и подушечки. Детьми руководила всеми любимая пани Зося Урбанович (супруга знаменитого закрестиана Генриха Урбановича). В процессии из детей я помню семьи Неманякиных, Вальфковичей, М. Горбатову, А. Антонову, Яну родом из Вильнюса. Из взрослых в моей памяти остались Л. Антонова (т. Лёня, Л. Зелентова), Валя и Люба с их мамой, не припомню уже фамилию, А. Вальфкович. Каждый раз по окончании Мессы в дни процессий дети заходили в закристию со словами приветствия и поздравлениями о. Станиславу, у которого был помощником дьякон Пётр. Для нас, детей, это была огромная радость — войти в закристию. Отец Станислав нас принимал в свои объятия со словами: «Я тут встретил одного доброго человека, и он передал вам…» И доставал мешок с шоколадными конфетами. Для нас была такая радость, и конфеты казались необычайно вкусными. Как будто сам Господь их нам послал. Каждый приход на Мессу и участие в процессии – это было как подвиг. И огромная радость, мы чувствовали, что Господь среди нас. Не чувствовали ни зависти, ни злобы. В это время на органе играла пани Виктория (в народе Вика). Председателем костельного комитета был Береза Вячеслав Иванович. Его жена Леокадия Ивановна пела в хоре. Также в хоре пели сестры Беанки.
Во времена перестройки (Горбачева), когда изменилось отношение к религии, прихожане смогли начать борьбу за возвращение храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В декабре 1990 г. Мессу на ступеньках храма служил о. Тадеуш Пикус. Практически одновременно появились отцы-салезианцы (о. Иосиф и о. Казимир). Хорошо помню, что первые Мессы были на ступеньках Храма. На них присутствовали: семья Березов, Антонова Л., органистка Вика, сестры Беанки, Тимченко Г. с семьей, Станюкевич Я., Сахорова Я., Честякова Г., семья Вальфкович, Шлыкова В., Гурская В. и др. Практически сразу после приезда отцов салезианцев появились и сестры-салезианки.
Мы молились о возврате и восстановлении храма. Помню первые реколекции для молодежи, которые проходили несколько дней в здании неподалеку от храма. Их проводили сестры-салезианки. При Польском посольстве появился клуб «Польская Полония». Встречи проходили в посольстве, с просмотрами фильмов.
Во время борьбы за возвращение храма от рук ОМОНа пострадали: семья Березов, моя мама и др. Мама была несколько дней в больнице. Береза Вячеслав Иванович на какое-то время был задержан.
В 1990 г. сестры-салезианки устроили паломничество в Вильнюс к иконе Божьей Матери Остробрамской. В поездке приняли участие Бакулина Я., Фёдорова Р. и ее подруга Нина, Кнорре А., Корягина С., Антонова Л., Шлыкова В. и др.
В 1991-1994 гг. начались первые паломничества в Белоруссию и за границу. Паломничество в Белоруссию устраивал о. Ян Заневский. В организационной части ему помогали пан Ксаверий и Малиновский В. (мой отец). Они отвечали за кухню и ночлеги. В этих паломничествах участвовало много молодежи.
Мой отец, Малиновский Владимир Иосифович, также помогал в реставрации и охране Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
В то же время отцы салезианцы начинали создавать ораторий для духовного воспитания молодежи, а так же вместе с сёстрами занимались катехизацией детей и взрослых. Благодаря стараниям о. Иосифа Заневского и о. Казимира Шиделко многие молодые люди, посещавшие ораторий, смогли участвовать в паломничествах и поездках, носивших религиозный характер. Например, в поездке на фестиваль религиозной песни во Вроцлав, которая продолжилась поездкой в Краков и Высокие Татры. Поездка на встречу молодежи «Тэзе» в Париже и во Вроцлаве, поездки в Душники, Зруй и Прагу. Паломничество на встречу с Папой Иоанном Павлом II (в Италию, в Лорето). В последней поездке участвовали: Бухо А., Хруль В., Юрченко Н., несколько человек из Нальчика, Думбровская И., Браницкая Ю., Кольцова А. и др.
Отцам и сестрам салезианцам помогали в это время Недов Н., Кнорре А., Лоран С., Гвоздович С., Мадуглас Я., Эдорж А., Смирнова Н., Макаренко М., Михайлова О., Цветкова Е., Галичева Д., Анисимов С., Ковалёв Е., Рамзайцев Л., Саватеев Ю., Анкудинова Е., Болеев О. и др. Молодежь помогала в подготовке Месс, появился молодежный хор.
Отец Бернардо Антонини молился об открытии колледжа католической теологии с самого приезда в Россию. В 1991 г. эта мечта осуществилась, открылся колледж католической теологии святого Фомы Аквинского в Москве. В него я поступила и закончила в 1994 г. В колледже преподавали о. Бернардо Антонини, с. Мария Стецко, Сахаров А. и др. В первом выпуске были Кубекина М. и ее мама, Хруль В., Меркулов В., Кувецкая В., Неманякина Я., Стушкина Н., Малек И., Корягина С., Бакулина Я. и др. Правда, до диплома дошли не все. Как говорил о. Бернардо: «Божие провидение, что на территории России возможным стало открыть такое учебное заведение». Помню совершенно неописуемые реколекции, проводимые в колледже. Время обучения в нём было неповторимым.
Практически одновременно с колледжем в Москве открылась семинария, которая затем переехала в Санкт-Петербург вместе с первыми 10-ю семинаристами. Для верующих это была большая радость. Наконец-то будут новые священники!
Так я помню борьбу за храм, создание оратория, семинарии, колледжа, первые паломничества. Уважаемые священнослужители, монахини, работающие на территории России, и прихожане, желаю вам здоровья, терпения, сохранения культуры и духовности. Приношу свои извинения, если кого-то забыла упомянуть, и за возможные ошибки в фамилиях. С Богом!
P.S. Пани Ирэна Малиновская отошла ко Господу 28 декабря 2020 года. Последние дни она провела на ИВЛ в 67 больнице.
Марина Малиновская
Подготовила Ольга Хруль