В современном мире, зацикленном на достижениях и успехе, мы регулярно подвергаемся искушению измерять собственную ценность и ценность других людей тем, чего они добились в жизни. Великий пост – прекрасное время, чтобы в покаянии и созерцании страстей Христовых признать нашу истинную природу: мы зависимы от Бога, питаемы Им, и без Него не можем делать ничего. Поразмышлять об этом приглашает нас Вероника Бикбулатова.
Прежде я думала, что труд (любой, в том числе духовный) должен приводить к некоему значимому результату, иначе зачем вообще трудиться? Причем результат я обозначала для себя сама, человеческой логикой соизмеряя свои желания с количеством затраченных сил, умноженных на тщеславие. «Господи, я отдаю Тебе мой труд», – говорила я. – «Прими мои пять хлебов и две рыбки и, если хочешь, умножь их во славу Твою». Затем я упорно (или не совсем, или совсем не упорно) что-то делала, искренне пытаясь отпустить результат, как воздушные шары в небо к Богу, но при этом внутренне бесконечно зависела от того, поблагодарят и оценят ли меня люди, будет ли итог работы более-менее заметным, стабильным, совершенным, принесет ли он мне удовлетворение.
Затем я каждый раз разочаровывалась, независимо от того, шла ли речь о вымытом поле, который дети тотчас же измазали пластилином, или о выстраданной статье, которая набрала недостаточно, по моему представлению, просмотров и лайков, или о работе над своим недостатком, которая закончилась провалом в этот недостаток, а через него и в грех, по самую макушку. «Все тщетно, к чему стараться?», «лучше вообще ничего не делать», «Господь во мне разочарован», «я слишком недостойная и ничтожная», – затем начинала думать я, впадая в длительное переживание безрезультатности и пустоты, которое уводило меня от жизни в настоящем, от благодати и радости, от желания творить. Так я наступала на одни и те же грабли, до тех пор пока Господь милосердным и терпеливым научением сердца не вложил в меня понимание, отличное от того, на котором я много лет, как на зыбучем песке, пыталась строить дом своего служения Ему. Этим пониманием и хочу поделиться.
Результат бывает только у человеческой деятельности в ее исключительно мирском и утилитарном восприятии. Более того, понятие результата весьма относительно, так как ограничено рамками отдельного человеческого сознания в конкретный период времени и связано с необходимостью социального одобрения, которое само по себе преходяще, лишено единства и недолговечно.
Иисус не говорит нам о результате, но довольно часто – о плоде. Плод неизмерим человеческими мерками, иногда – невидим глазу, но ощущаем лишь сердцем. По словам апостола Павла, «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5, 22-23). «Нет закона», – то есть, нет ограничений и пределов, нет формального подхода и практического эквивалента и также нет привязанности к конечной цели, реакции людей и собственному удовольствию, пусть даже исключительно духовному. Разница между плодом и результатом примерно такая же, как между крестной смертью и воскресением Иисуса Христа – плодом Его земной жизни, открывшим нам путь к спасению, и тем результатом, который ждали от Его прихода люди того времени, в том числе ученики и апостолы: восстановлению независимого израильского царства.
Думая о том, что мой труд обязательно должен приводить к видимому и ощутимому результату, я тем самым невольно, даже если всей собранной в кулак силой воли и пытаюсь это преодолеть, ставлю себя творцом своей жизни, а Бога воспринимаю как Того, Кто должен помочь мне достичь желаемого. Смещение акцента с результата на плод, молитвенное размышление о различии этих двух понятий само по себе меняет очень многое внутри сердца и невидимо для глаза помогает отпустить, отдать, довериться, даже если кажется, что делаешь что-либо в никуда. Для Господа, безусловно, важнее всяких подвигов наше доверие и упование. Ведь какие бы титанические усилия мы ни прикладывали, в сравнении с Божьей славой они не будут иметь никакого веса. Но у нас есть шансы войти в Божью славу на правах Его возлюбленных избранных детей, учеников, и даже друзей (!), если мы сможем ослабить контроль над видимым результатом и свое мирское, слишком человеческое представление о конечной цели своей деятельности.
Когда я однажды размышляла о Божьем величии, стоя на коленях в храме, увидела, как по полу ползет маленький жучок – совсем крошечный, вроде муравья. И мне подумалось о том, что для Господа каждый из нас еще меньше, еще слабее, чем это крошечное существо в сравнении с человеком. Как же после этого обновилось мое восприятие Его любви и Его жертвы! И одновременно пришло четкое понимание: результат неважен, потому что, каким бы совершенным я его себе ни представляла, он будет подобен результату действий муравья. Но в отличие от муравья, у каждого из нас есть шанс разделить Жизнь Господа и соединиться с Ним в той степени, в какой мы сможем отказаться от своей воли и своих представлений, и просто делать, даже если этим делом будет что-то рутинное и простое и на первый человеческий взгляд безрезультатное.
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин 15, 16), – говорит Иисус. И мы видим, что нам необходимо, в первую очередь, идти – то есть совершать некие шаги, действия по передвижению себя, по приближению к Богу как принятие Святого Причастия, молитва, размышление над Словом и т.д. И в таком случае плод произрастет сам по себе – тот, который уготован каждому из нас, который вытекает из нашей природы, если мы верны себе и своему Творцу.
Может ли контролировать дерево произрастание плодов на себе? Может ли как-то влиять на них? Нет, конечно, оно просто растет, вбирает в себя питательные вещества, которые достает корнями из-под земли, подставляет свои ветви солнцу, то есть делает то, к чему призвано – маленькие и простые шаги, действия, связанные не непосредственно с производством плодов, но с наполнением себя необходимыми для жизни силами. Плодоносность дерева при этом не зависит исключительно от этих усилий. Бывают годы засухи или «отдыха», так же как и годы среднего или очень хорошего урожая. Дерево же при этом делает одни и те же действия. Возможно, в трудные периоды ему приходится прикладывать больше усилий для поддержания в себе жизни, но опять-таки, это усилия, направленные не на непосредственно принесение плода, но на собственное выживание.
Тем не менее, Иисус вложил в уста хозяина виноградника слова: «Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?» (Лк 13,7). И мы знаем, что ответил виноградарь: «Господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк 13,8-9). Получается, дерево не принимало питание, которое ему давал садовник, поливая его водой, и именно поэтому не приносило плод. Что я не принимаю из того, чем хочет напитать меня Господь? Ленюсь лишний раз открыть Библию, встать раньше на полчаса для молитвы, сходить на Мессу «дополнительно» в будний день, почитать хорошую духовную книгу вместо бесцельных блужданий по Инстаграму? Или не хочу открыться Ему навстречу, принять решение простить кого-либо, подставить ту или иную рану в своем сердце для целительного действия Божьей благодати, молюсь механически, по привычке? Или же не принимаю в себе самой какие-либо черты, особенности, недостатки или чувства и потому прячу их в дальнюю кладовку своего сердца и наглухо закрываю дверь, отрицая их существование в себе?
Навоз – вещь неприятная, даже унизительная. И к этой мере – горькой чаше страданий, унижения – Господь прибегает тогда, когда мы слепы к солнечному свету и равнодушны к прохладной подземной влаге, либо когда хочет еще более наполнить нас, чтобы сделать более совершенным инструментом. Навоз помогает питательным веществам достичь цели, напитать клетки растения, укрепить слабое и еще более усилить крепость сильного. Но что, если я не увижу в своих страданиях и унижениях заботливую руку Садовника, в своем кресте – Его Креста? Даст ли Он мне еще шанс напитаться Собою, чтобы нет, не я принесла плод, но Он через меня?
Плод, приносимый деревом, отличается от него по своей природе. Плод не состоит из листьев, веток, коры, у него иная материя, иная структура. Плод создается не для самого дерева, а для того, чтобы быть отданным (принесенным в жертву, преломленным!), он изначально существует как бы для других, и дерево никаким образом не в силах его контролировать или непосредственно на него влиять (например, изменить его цвет, вкус или внешний вид). И мой плод так же не мой, он мне априори не принадлежит. Если вдруг я случайно увижу плоды на своих ветвях, то могу только удивиться им, порадоваться им как чему-то иному, отличному от меня, поблагодарить Бога за Его плодоносность, щедрость и долготерпение и продолжать дальше питаться тем, что Садовник дает мне, принимая с благодарностью и радости, и испытания.
Удивительным образом получается так, что, когда принимаешь решение полностью посвятить свою жизнь Богу, результат (счастливая защищенная жизнь, получение каких-либо благ, в том числе духовных) становится неважен. Само общение с Господом, поклонение Ему, предстояние перед Ним начинает восприниматься как цель, как единственный непоколебимый смысл жизни. Многие святые говорили об этом обретении счастья не опосредованно через веру в Бога, но в самом живом переживании веры, независимо от того, какие обстоятельства жизни этому сопутствовали. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе», – писал святой Августин в «Исповеди». Фома Аквинский посвятил немало страниц в своих текстах доказательствам того факта, что «ни одно тварное благо не может составить человеческого счастья» и что только и исключительно «Бог есть блаженство человеков». Жизнь же в тесном общении с Создателем, согласно святому Фоме, сама по себе есть величайшая ценность, независимо от того, прожита она в богатстве или бедности, здоровье или болезни, славе или неизвестности. Нельзя не вспомнить и знаменитое определение смысла жизни из «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы: «Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу».
Поэтому я просто карандаш в Его руках, ступившийся из-за своего своеволия настолько, что Ему трудно мною писать. Если я позволяю себя точить, несмотря на боль и неудобства, которые мне это причиняет, если отдамся целиком Его рукам, то Он создаст с помощью меня красивый рисунок или текст, или просто короткую надпись. И это созданное не будет моим и совсем не будет похоже на меня. Оно будет как качественно иным, так и неподвластным мне – «ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк 4,28). Я могу не увидеть эту надпись, не понять ее, и другие люди тоже… Но раз Совершенный Художник решил создать ее посредством меня, то она будет важна для Него и органично, и прекрасно вплетена в ткань мироздания.
Поэтому моя задача одна – отдаваться и принимать все, что Он дает, все, чем питает, чем стачивает, чем животворит. С доверием принимать и с решимостью отдаваться. Созидать себя изнутри с помощью Божьей благодати постоянным предстоянием перед Творцом, а не работать на видимый результат. Помоги мне научиться этому, Господи! Не дай мне остаться бесплодной смоковницей! Даруй мне великую благодать сораспятия с Тобой, чтобы мои ветви прильнули к Твоему кресту и соединились с ним, питай меня Твоим Словом и Твоим Телом и сосредоточь меня на принятии Тебя настолько, чтобы я не думала о том, к какому итогу земной жизни это меня приведет. Главное – быть наполненной Тобою и плодоносной в Твоих глазах. И даже если люди назовут меня бесплодной, никчемной, не достигшей ничего, как называли Тебя во время Твоих крестных страданий, дай мне продолжать идти Твоим путем, к славе Твоего воскресения, полностью передав в Твои руки все, что делаю и, главное, что Ты уготовил сделать посредством меня.