Подавляющее большинство древних храмов и монастырей Святой Земли не сохранилось до нашего времени. Тот, кто совершает паломничество или просто путешествует по библейским святым местам, немало удивляется, встречая на своем пути постройки, датируемые XX веком, автором которых является один архитектор с итальянской фамилией. Имя этого зодчего, чье творчество стало определяющим в современном архитектурном образе Святой Земли, – Антонио Барлуцци. Уроженец Италии, человек глубокой веры и сильного духа, Антонио Барлуцци (1884-1960) почти всю свою жизнь посвятил строительству сооружений, благовествующих о тайнах земной жизни Христа.
Барлуцци родился в Риме в 1884 году в семье, история которой была связана со службой Святому Престолу. Его родственники по отцу в XIX веке являлись секретарями Его Святейшества Папы Римского, хранителями дипломатической переписки папской канцелярии [1]. А дед по материнской линии Андреа Бузири Вичи (1818-1911) был потомственным архитектором, который служил на Фабрике Святого Петра и отвечал за все работы, производимые в главном храме Рима [2].
Антонио Барлуцци пошел по стопам своих предков архитекторов и, окончив школу, изучал архитектуру в Римском университете. Сначала он работал вместе со своим старшим братом Джулио Барлуцци (1878-1953), который тоже был архитектором. Они трудились как в Италии, так и на Ближнем Востоке. Совместно братья построили в Иерусалиме госпиталь по заказу Итальянского миссионерского общества (1913-1914 гг.).
Несмотря на довольно успешное начало творческого пути на архитектурном поприще, Барлуцци в поисках своего призвания не переставал метаться между светской деятельностью архитектора и священническим служением. В начале Первой мировой войны, вернувшись в Рим и решив посвятить свою жизнь служению Богу, Барлуцци поступил в Папскую Римскую семинарию при Латеранской базилике.
И все же, в конце концов, он сделал выбор в пользу архитектуры. Расставшись с мечтой стать священником, он, тем не менее, до конца своих дней вел образ жизни, близкий к монашескому, – не имел семьи, жил скромно, довольствовался малым, беспрерывно работал [3]. Он был очень неприхотлив в быту, чаще всего проживал в монашеских общинах францисканцев, разделяя с ними их распорядок дня, трапезу, часы молитв [4].
В 1918 году Антонио Барлуцци возвращается из Италии на Святую Землю, где Кустод францисканского ордена Фердинандо Диоталлеви (1918-1925) поручает ему работу сразу над двумя проектами – церковью на горе Фавор и церковью в Гефсиманском саду.
Именно францисканский орден играл определяющую роль в области изучения и сохранения христианских святынь и памятников Палестины [5]. История пребывания францисканцев на Святой Земле насчитывает восемь веков [6]. Францисканцы несли служение в Палестине с XIII века. В 1217 году была учреждена «Заморская провинция ордена» (Provincia d’Oltremare). В 1342 году Римский Папа Климент VI буллой Gratias Agimus доверил францисканцам почетную обязанность хранения христианских святынь, находящихся в местах, связанных с жизнью Иисуса Христа. В XX столетии францисканский орден занимается археологическими изысканиями, реконструкцией старых сооружений и возведением новых храмов на Святой Земле.
Одним из главных архитекторов этой широкомасштабной многолетней программы церковного строительства, организованной францисканцами, становится Антонио Барлуцци. Работая над проектами, Барлуцци продумывал все до мелочей – от основного архитектурного решения до декоративных элементов внутреннего убранства и благоустройства окружающей территории. Для осуществления своих замыслов архитектор приглашал из Италии лучших специалистов из известных мастерских Рима и Милана – художников, мозаичистов, скульпторов, витражистов, резчиков по камню [7]. Новые храмы настолько гармонично вписались в местный ландшафт, что стали неотъемлемой частью облика современного Израиля.
«Возможность посвятить всю свою жизнь храмам Святой Земли наполняет верой и вдохновением мой ум, мое сердце и мою душу» [8], – писал Антонио Барлуцци. «Я чувствую непреодолимое желание полностью отдать свои силы Святым местам в смиренном сознании, что не мне суждено явить здесь собственные мои таланты, но через меня совершается одно из чудес, которые может творить Господь. Для меня это не вопрос хлеба насущного, но вопрос духа, стремящегося осмыслить Божьи веления» [9], – так определял свое предназначение архитектор.
Антонио Барлуцци всегда чувствовал себя частью Кустодии францисканского ордена Святой Земли. Он и жизнь свою закончил в монастыре при отделении Кустодии Святой Земли в Риме. Племянник архитектора много лет спустя после смерти мастера рассказывал: «Мой дядя хотел стать монахом францисканцем, но он никак не решался это сделать. У него была возможность поделиться своими сомнениями с Папой Бенедиктом XV во время аудиенции, и Папа призвал его служить Церкви, строя места для молитвы. Этому совету дядя следовал всю свою жизнь. Деньги его не интересовали вовсе, и для жизни ему мало что было нужно. Но он был чрезвычайно одарен художественными талантами…» [10].
Барлуцци воспринимал свою работу как религиозное призвание и никогда не искал ни признания, ни славы. В одном из писем, адресованных главе францисканского ордена O.F.M. Леонардо Белло (1933–1944) он сам писал о том, что его работа это «не вопрос заработка, а вопрос души, которая стремится истолковать волю Господа» [11]. Францисканец, профессор археологии Библейского францисканского института в Иерусалиме Вирджилио Корбо (1918–1991) говорил: «Барлуцци считал свою архитектурную деятельность в Святой Земле как миссию, которую ему доверило Небо. И этой миссии он посвятил всю свою жизнь, вложил в нее всю свою душу, беспрестанно ища в таинствах спасения вдохновения, которое ему позволяло выражать эту тайну языком архитектуры» [12].
Один из важнейших принципов работы итальянского зодчего заключается в стремлении к достижению максимально возможного соответствия архитектурного образа тому религиозному чувству, которое рождается при соприкосновении с той или иной святыней христианства. Барлуцци сознательно отказывается от типовой архитектуры и никогда не следует тому или иному стилю. Для него важна не конструкция сама по себе, а ощущение сопричастности Христу. Он строит в камне определенный символ того или иного евангельского события, который от зримого образа непосредственно ведет ко всей полноте смыслов, с этим образом связанных. «В Палестине каждое из Святых мест имеет прямое отношение к конкретному таинству жизни Иисуса Христа, – говорил Антонио Барлуцци. – Совершенно естественно в этом случае отказаться от типовой архитектуры, постоянно повторяющей одно и то же, и попытаться строить архитектурный образ так, чтобы он выражал религиозные чувства, вызываемые именно данной мистерией. Тогда верующий, входя в святилище, легко сможет представить себе соответствующий евангельский рассказ и сосредоточиться мысленно на самой сути именно здесь, в единственный миг истории свершавшегося таинства. Не выбирать сначала […] ту или иную форму и потом всё подгонять под неё, а определить основную религиозную концепцию Святого места, для которого строится храм, и архитектуру подбирать под эту концепцию, каждый раз интуитивным и независимым образом» [13]. Именно поэтому все творения Барлуцци на Святой Земле так не похожи друг на друга, ни одно сооружение не повторяет предыдущее, каждое соответствует определенной исторической, евангельской и эмоциональной составляющей того или иного Святого места.
Базилика Преображения на горе Фавор (1921 – 1924)
Церковь францисканского монастыря на горе Фавор находится на том месте, где, согласно древней христианской традиции, произошло Преображение Господне. Гора Фавор (высота ее 588 метров) эффектно возвышается конусообразным объемом посреди Изреельской долины. С ее вершины открывается изумительный панорамный вид на Галилею.
Православный монах игумен Даниил, совершивший паломничество в Святую Землю в 1106-1107 годах, восторженно описывал эту гору, говоря о том, как она «чудесно и удивительно, невыразимо словами прекрасно получилась: Богом поставлена красиво, и высока очень, и велика, и стоит среди поля того красивого, как стог круглый» [14].
Традиция почитания горы Фавор в качестве места Преображения Иисуса утвердилась с ранних пор, хотя в Евангелиях не указано точно, где именно Иисус предстал Своим ученикам в преображенном виде. В священных текстах говорится о «высокой горе», на которой произошло Преображение (Мф. 17:1, Мк. 9:2). На то, что Преображение Спасителя свершилось на горе Фавор, указывал в IV веке Кирилл Иерусалимский (315–386) в «Огласительных поучениях» [15].
В IV веке на вершине горы построили церковь (остатки раннехристианской базилики были обнаружены во время раскопок, проведенных францисканцами в 1873 году [16]). Считается, что храм на горе Фавор был заложен царицей Еленой во время ее паломничества на Святую Землю в 326 году. В Житии Константина и Елены написано, что «[Елена] поднялась на гору Фаворскую, где Мельхиседек благословил Авраама, и, отыскав место, на котором преобразился Христос и Бог наш, устроила храм Христа и святых Его апостолов Петра, Иакова и Иоанна» [17].
Беда Достопочтенный (672–735) в начале VIII века писал о том, что на горе располагался большой монастырь, окруженный стеной, с величественными зданиями, среди которых выделялись три церкви [18].
В начале XII века, в эпоху крестоносцев, в бенедиктинском монастыре была сооружена новая церковь. Именно эту церковь, по всей вероятности, видел игумен Даниил в XII веке. В своих записях он сообщает о том, что местом Преображения является участок на горе Фавор, принадлежащий латинскому монастырю [19]. «На самом верху той горы, – свидетельствует игумен Даниил, – есть место высокое, как маленькая островерхая горка: на том месте и преобразился Христос Бог наш. И там церковь хорошая построена, на том месте, во имя Преображения» [20].
В конце XII века монастырь был разорен и разрушен сарацинами. На протяжении многих веков, с XIII по XIX век, на вершине горы Фавор лежали одни руины. В 1873 году здесь был построен францисканский монастырь. Русские паломники, посещавшие Фавор в конце XIX века, сообщали о том, что францисканская обитель на горе в то время была очень скромной. Об этом пишет протоиерей Александр Анисимов, который побывал на Фаворе в 1881 году [21].
Новый храм Преображения на горе Фавор сооружен Антонио Барлуцци на остатках раннехристианской церкви и церкви эпохи крестоносцев (сохранились напольные мозаики раннехристианского баптистерия и камни средневековой апсиды в крипте новой церкви). Храмы Барлуцци почти всегда вырастают на древних фундаментах. Бережно храня археологическую память о прошлом, итальянский зодчий органично включает остатки сохранившихся древних построек в композиции современных сооружений. Связь прошлого с настоящим – один из важнейших творческих принципов Антонио Барлуцци.
Венчающая вершину горы Фавор, словно летящая в небесах, базилика Преображения является одним из самых величественных и прекрасных храмов Святой Земли.
Работая над проектом, итальянский архитектор вдохновлялся образами сирийских раннехристианских базилик V века, таких, например, как базилика в Калб Лозе, базилика в Турманине [22], церковь Святого Симеона Столпника в Халебе, главная особенность которых заключалась в величественной монументальности.
Стены базилики Преображения сложены из крупных отесанных каменных блоков. В оформлении фасадов использованы мотивы декоративного рельефного убранства раннехристианских сирийский церквей, в том числе типичный элемент сирийской архитектуры – бровки (рельефные арочки, которые обтекают архитектурные формы).
Композиция главного фасада нового храма Преображения, по образу сирийских храмов, состоит из двух угловых башен, соединенных широкой аркой, которая венчается фронтоном.
В трехчастной структуре фасада заложен символический смысл: две башни символизируют пророков Моисея и Илию, которые во время Преображения беседовали с Иисусом (Мф. 17: 3); широкая триумфальная арка с фронтоном, оформляющая вход в храм, есть образ Иисуса.
Внутри храма пространство разделено на три нефа широкими приземистыми арками, опирающимися на массивные пилоны (еще одна характерная особенность сирийских базилик V века).
Центральная апсида посвящена Спасителю, а два придела (капеллы в боковых башнях) – пророкам Моисею и Илии, что соответствует евангельскому тексту: «сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17: 4).
В интерьере храма Антонио Барлуцци использует необычный прием – соединяет крипту с пресбитерием в одно единое пространство. Оригинальное двухуровневое решение внутреннего пространства, разворачивающегося по вертикали, символически отражает главный смысл Преображения – события, приоткрывающего Божественную тайну о спасении человека, показывающего то новое состояние, которое обретает мир с Воскресением Христовым. Именно здесь, на горе Фавор, Спаситель впервые проявляет Свою Божественную сущность.
Верхний уровень, на который можно подняться по широким боковым лестницам, отражающим идею восхождения, посвящен Божественной природе Христа. В конхе апсиды представлено мозаичное изображение описанного в Евангелии явления перед тремя учениками Сына человеческого во славе Отца Небесного (Мф. 17:1-2).
Мозаика, выполненная итальянским художником Родольфо Виллани (1881-1941), имеет традиционную для сцены Преображения иконографию. На золотом фоне, символизирующем славу Божию, изображен парящий над землей Иисус в белых одеяниях. Его взор устремлен на небеса. Два беседующих со Спасителем пророка – Моисей и Илия – плывут на облаках. Внизу в изумлении застыли ученики Спасителя – Петр, Иаков и Иоанн.
Нижний уровень храма, напоминающий о человеческой природе Христа и о Его земной жизни, образован криптой, в которую ведут ступени.
Стены крипты украшены мозаиками Родольфо Виллани с изображением четырех групп ангелов, которые представляют интересную богословскую интерпретацию темы Преображения. В символической форме они выражают разные ипостаси жизни Христа – Боговоплощение, Искупление, Воскресение и Евхаристию. Глубокий синий фон с сияющими на нем золотыми звездами представляет образ вечного неба.
Декоративный витраж, выполненный в стиле модерн итальянским мастером витражей Чезаре Пиккьярини (1871-1943) по рисункам Витторио Грасси (1878-1958), изображает павлинов, которые символизируют бессмертие.
Антонио Барлуцци очень важное значение придавал символу как образу присутствия. Среди прочих раннехристианских символов, использованных в декоративном убранстве храма, следует упомянуть крест, вписанный в лавровый венок (символ победы над смертью силой креста); хризму (монограмму Христа); образ пальмы как символа Царствия Небесного. Пальмы появляются не только в мозаичных изображениях, но и весьма оригинальным образом – в капителях декоративных колонн, расположенных под самым перекрытием.
Главная идея храма на горе Фавор – всепроникающий Божественный свет, о котором говорится в Евангелии (Мф. 17:2, Мк. 9: 3, Лк. 9:29). Изначально перекрытие базилики Преображения состояло из полупрозрачных алебастровых плит. По замыслу архитектора, солнечный свет, проникающий внутрь сверху и заполняющий весь объем храма, должен был символизировать Божественный свет Преображения. Однако крышу впоследствии пришлось переделать по техническим причинам (дождевая вода стала просачиваться сквозь стыки плит). Теперь можно только вообразить, каким сияющим внутри был этот храм Фаворского света.
Церковь Гефсиманской Молитвы (Церковь Всех Наций) на Елеонской горе, Иерусалим (1922 – 1924)
Церковь в память о молении Христа в Гефсиманском саду была построена у подножия западного склона Елеонской горы на средства католиков из двенадцати стран мира (Аргентина, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Мексика, Испания, США). Такой многонациональный вклад в строительство храма отразился в его втором названии – Церковь Всех Наций. На двенадцать стран указывают двенадцать куполов и изображения гербов двенадцати государств на сводах.
Эта церковь, которая стоит посреди вековых оливковых деревьев Гефсиманского сада, стала, наряду с базиликой Преображения, одной из самых знаменитых построек Антонио Барлуцци на Святой Земле.
Важно отметить, что храмы на горе Фавор и в Гефсимании проектировались в одно и то же время, строились параллельно. Но насколько они не похожи друг на друга! Это ярко демонстрирует тот факт, что Барлуцци при создании образа в первую очередь исходил из историко-богословской концепции.
Церковь в Гефсиманском саду находится на том месте, где, согласно преданию, Иисус молился в ночь перед арестом (Мф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:40-46). Задача архитектора была непростой. Нужно было создать храм Молитвы, воплотить в архитектурном образе внутренние страдания Христа, берущего на Себя непосильное бремя людских грехов, передать ту силу отчаяния, которое овладело душой Сына человеческого. Очевидно, что сокровенная природа молитвы едва ли могла быть отражена в какой-либо типичной архитектурной форме.
Храм возведен на руинах раннехристианской базилики IV века времен Феодосия I (379-395), от которой сохранились части напольной мозаики [23].
Известно, что первая церковь на месте Гефсиманской молитвы была возведена в IV столетии. Она была разрушена в 614 году во время осады Иерусалима персами. В XII веке на ее руинах была построена новая церковь, которая, в свою очередь, была уничтожена сарацинами в 1187 году. До начала XX века на этом месте оставались лишь руины.
Церковь, построенная Барлуцци, в плане повторяет очертания раннехристианской базилики, остатки которой были обнаружены во время раскопок, проведенных францисканцами в 1909–1920 годах [24].
Апсида, вопреки христианской традиции, ориентирована не строго на восток. Это связано с тем, что древний храм возводился непосредственно над тем самым камнем, на котором Христос возносил Свою молитву к Богу Отцу. Камень находился в апсиде базилики, а стены церкви были параллельны боковым граням камня [25]. Барлуцци при строительстве следовал планировке раннехристианской церкви. Главная святыня храма – камень, на котором молился Христос, находится в алтаре современной церкви. Он обнесен металлической оградой, сделанной в виде тернового венца, символизирующего душевные страдания Иисуса, и является композиционным центром базилики.
Храм Гефсиманской Молитвы, как и все церкви, построенные Барлуцци, – это храм-символ. И этот символ призван был отразить два образа Христа – Христа страдающего (Christus dolens) и Христа торжествующего (Christus triumphans).
Триумф Христа звучит в торжественном ренессансном фасаде, обращенном в сторону Иерусалима и выполненном в виде великолепного портика с тремя высокими арками, которые поддерживаются изящными колоннами коринфского ордера. Колонны увенчаны статуями четырех Евангелистов с открытыми Евангелиями в руках.
Фронтон портика украшен огромной мозаикой с изображением сцены Моления Христа. Джулио Барджеллини (1875-1936) изобразил Христа коленопреклоненным, в ярко-красных одеяниях, в страстном порыве обращающимся с молитвой к Богу Отцу. Кажется, что бремя грехов человечества непосильной тяжестью придавило Спасителя. Но Его человеческая воля, укрепленная молитвой, подчиняется воле Божественной. Справа и слева от Христа плачущие и страждущие люди, уповающие на милость и милосердие Божие, ибо, как сказал Спаситель, «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). Надпись на латыни внизу, под мозаикой, содержит строки из Послания Апостола Павла к Евреям: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7). В ослепительном великолепии главного фасада храма Молитвы отражена именно эта мысль о том, что искупительная жертва Сына принята Богом-Отцом.
Тяжесть скорбей Христа нашла свое отражение в интерьере церкви. Архитектор спроектировал низкое перекрытие в виде двенадцати сводов, чтобы придать ощущение придавленности сверху. Так же как в базилике Преображения, в храме Гефсиманской молитвы главным средством художественной выразительности становится свет. Но в отличие от церкви на горе Фавор, здесь свет приглушенный, превращающийся в таинственный полумрак. Уникальность замысла заключалась в создании такой атмосферы, которая бы передавала состояние внутренней борьбы, какую претерпевал Христос в Гефсиманском саду, готовясь к крестным страданиям во имя искупления человечества. Таинственный сумрак, царящий под низкими сводами, соответствует тому душевному состоянию, в котором находился Иисус.
Алебастровые панели в окнах окрашены в фиолетовый цвет, и свет, проникающий внутрь, смягчается, становится приглушенным. Фиолетовое мистическое свечение и полумрак, царящий в храме, соответствуют атмосфере ночной литургии. Низкие своды двенадцати куполов украшены мозаикой, имитирующей ночное небо темно-синего цвета с мерцающими на нем золотыми звездами. Изображенные в основаниях куполов оливковые деревья с устремленными к небесам ветвями указывают на место действия – Гефсиманский сад.
Мозаика центральной апсиды, созданная итальянским мастером Пьетро д’Акъярди (1879-1940), представляет Моление Христа о чаше. Эта мозаика, выложенная из мелких мозаичных кубиков, по своей художественной выразительности является одним из шедевров изобразительного искусства XX столетия.
Иисус представлен в центре композиции, в обрамлении двух оливковых деревьев. Трагически одинокий, в бессилии опустившийся на выступ скалы, преисполненный отчаяния, Он мучительно размышляет о Своей судьбе, страдает от собственных сомнений и предопределяет Себя к кресту и смерти. Вдалеке, под оливковым древом, спят ничего не ведающие ученики. Бог Отец с небес протягивает Иисусу руку с раскрытой дланью. Посланник Господа Ангел, парящий между небом и землей, свидетельствует о неоставленности Сына Божьего: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22:43).
В двух боковых апсидах – мозаики другого итальянского художника Марио Барбериса (1893-1960). Мозаичные композиции изображают события, которые последуют за Гефсиманской молитвой Христа – Поцелуй Иуды (Мф. 26: 48–49) и Взятие Христа под стражу (Ин. 18: 4–12).
Церковь Бичевания на виа Долороза, Иерусалим (1927 – 1929)
Первая церковь на месте бичевания Христа была построена крестоносцами в XII веке. В османский период, с 1516 года, здание средневековой церкви использовалось в качестве конюшни и подсобных помещений. В 1836 году остатки церковного сооружения и близлежащие постройки были переданы во владение францисканскому ордену, и францисканцы построили на средневековых развалинах капеллу (1839 г.). Эта капелла XIX века пострадала во время землетрясения 1927 года. Было принято решение ее разобрать и на этом месте построить новую церковь Бичевания. Создание проекта новой церкви было поручено уже прославившемуся к этому времени в Иерусалиме архитектору Антонио Барлуцци.
Церковь, построенная Барлуцци, представляет собой небольшую однонефную базилику. Она стоит на том самом месте в Иерусалиме, где, по преданию, римские солдаты избивали Христа перед Его путем на Голгофу (Мф. 27:27-30; Мк. 15:15-19; Ин. 19:1-3).
Сложена церковь из крупных отесанных каменных блоков. Строгий фасад, задуманный в стиле романской архитектуры, украшен одним порталом, обрамленным полукруглым рантом с геометрическим резным орнаментом, и навесным фронтоном с резными арочками. В центре фронтона выделяется изящная бронзовая фигура Ангела, выполненная итальянским скульптором Доменико Мастроянни (1876-1962).
Главная идея храма заключается в мистическом присутствии прошлого, в воспоминании происходившего много веков назад события. Архитектор словно переносит верующих, переступающих порог церкви, во времена Христа и делает их очевидцами предсмертных страданий Спасителя. Во внутреннем убранстве простой, скромной капеллы доминирует купол, возвышающийся над алтарем. Свод купола покрыт золотой мозаикой, что является византийской реминисценцией. Золото, как образ Божественного света, Барлуцци часто использует в интерьере храмов.
На золотом фоне представлено мозаичное изображение огромного тернового венца – символа Страстей Христовых. Просвечивающие сквозь переплетения тернового венца яркие звезды – знак победы Христа над смертью и грехом. Три витража, осуществленные по картонам Дуилио Камбеллотти (1876-1960) витражным мастером Чезаре Пиккьярини (1871-1943), представляют сюжеты, связанные со Страстями Христа: в центре – «Бичевание Христа», слева и справа – «Понтий Пилат, умывающий руки», «Освобождение разбойника Вараввы».
Соединение в пределах одного пространства исполненных в стиле модерн витражей, реминисценций византийского искусства и романской архитектуры создает тот удивительный эффект единения веков и единства религиозного переживания, пронесенного во времени.
Церковь Заповедей Блаженства на горе Блаженств, Табха (1937 – 1938)
Гора Блаженств – невысокая гора в Галилее, вблизи Тивериадского озера (Галилейское море, Геннисаретское озеро или озеро Киннерет), на которой, по христианскому преданию, Христос произнес Нагорную проповедь (Мф. 5-7). Название горы связано с самой известной частью Нагорной проповеди – Заповедями Блаженства (Мф. 5:3-12). Паломница Эгерия в IV веке (381–384 гг.) сообщала о том, что Иисус произнёс Нагорную проповедь на горе, расположенной недалеко от Капернаума [26].
В 1935 году в результате археологических раскопок, проведенных известным итальянским археологом, специалистом по библейской археологии, членом ордена францисканцев Беллармино Багатти (1905–1990), были обнаружены остатки небольшой однонефной церкви конца IV века у подножия горы, ближе к берегу озера, которую археолог идентифицировал как святилище, посвященное Заповедям Блаженства [27].
Антонио Барлуцци возвел новую церковь Нагорной проповеди на самом верху холма. Таким образом архитектор решал задачу передачи впечатления стояния на горе, ибо в Евангелии сказано, что Христос перед Своей проповедью взошел на гору («Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его» Мф. 5:1).
Эта церковь, построенная в неоренессансном стиле, представляет собой восьмиугольное в плане сооружение, увенчанное большим куполом. Октагональная планировка храма соответствует числу Заповедей Блаженств согласно западной литургической традиции [28]. Эти восемь заповедей написаны крупными буквами на латыни на алебастровых плитах внутри церкви. Двухцветное здание церкви сложено из контрастно оттеняющих друг друга черного базальта и светлого известняка. Крытая галерея с изящными арками, поддерживаемыми колоннами, обрамляет основной объем храма со всех сторон.
Интерьер церкви отличается исключительной простотой и лаконизмом. Алтарь расположен в центре храма, под сводом купола, декорированным так же, как и в храме Бичевания, золотой мозаикой.
Из узких горизонтальных окон, прорезанных в нижней части стен, открывается изумительный панорамный вид на окружающие галилейские холмы и Геннисаретское озеро. Идея Барлуцци заключалась в том, чтобы использовать в декорации храма вместо росписей и мозаик виды местности, которые созерцал Сам Иисус. Этот необычный художественный прием замены декоративного убранства реальным видом Святых мест является ключевым элементом архитектурной концепции Антонио Барлуцци.
Соединение внутреннего пространства с внешним, неразрывная связь архитектуры с окружающим ландшафтом является важным элементом богословской программы архитектора. Эта концепция перекликается с францисканской идеей радостного восприятия мира, одухотворения природы и ощущения гармоничной связи человека с ней [29]. Барлуцци вписывал сооружения в пейзаж таким образом, что архитектура становилась единым целым с природой. Архитектор лично сам заботился о садах, которые окружали постройки [30]. Называя себя архитектором–крестьянином, он не чурался того, чтобы, засучив рукава, работать в поле [31].
Во время строительства церкви на горе Блаженств Барлуцци занимался организацией парка, продумывал все детали, вплоть до посадки определенных растений и прокладки дорожек, ведущих к храму [32]. Созданный им архитектурный образ, гармонично вписанный в окружающий ландшафт, передает во всей своей скромной простоте и тихой радости мудрость заповедей Христа, разъясняющих способы достижения христианского совершенства.
Церковь Посещения Пресвятой Девой Марией Елисаветы, Эйн Керем, Иерусалим (1938 – 1958)
Район юго-западной части Иерусалима Эйн Керем христианская традиция связывает с одним из самых радостных евангельских событий – со встречей Девы Марии с Елисаветой. Согласно евангельскому рассказу, Дева Мария, после того как Архангел Гавриил сообщил ей благую весть, отправилась в нагорную страну, в город Иудин, повидаться со своей родственницей Елисаветой, которая в тот момент носила под сердцем будущего Иоанна Крестителя (Лк. 1:39-45). В деревушке Эйн Керем, расположенной среди холмов, близ Иерусалима, стоял домик священника Захарии и его жены Елисаветы. Именно сюда пришла Мария, узнав, что станет матерью Мессии.
Церковь Посещения (Visitatio Mariae) стоит на том месте, где находился дом Захарии и Елисаветы, где произошло новозаветное событие, описанное евангелистом Лукой, и где Дева Мария произнесла свою знаменитую молитву Магнификат («Magnificat anima mea Dominum…» – «Величит душа Моя Господа…» Лк. 1:46-55). Поэтому главная идея храма заключалась не только в том, чтобы сохранить память об исторической встрече, засвидетельствовавшей приход Мессии, но и воплотить в архитектурных формах радостный гимн Марии.
Святилище, посвященное этому событию, была основано в раннехристианский период. В начале XII века на развалинах древней капеллы была построена новая двухуровневая церковь. Русский паломник игумен Даниил, путешествовавший по Святой Земле в 1106-1107 гг., упоминал о «высокой церкви», построенной на месте дома Захарии [33]. В результате археологических раскопок, проведенных в 1938 году Беллармино Багатти (1905-1990), были обнаружены остатки как раннехристианской церкви, так и церкви XII столетия [34].
Антонио Барлуцци, для которого связь времен имела основополагающее значение, взял за основу здание эпохи крестоносцев и сохранил структуру двухуровневого сооружения. При этом он включил в композицию новой постройки остатки святилища прежних эпох (в апсиде верхней церкви сохранились камни апсиды храма XII века, а в нижней церкви – грот со святым источником).
Внешне храм Посещения напоминает средневековые базилики Рима. Доминантой является высокая островерхая колокольня. Своей вертикалью она соединяет два объема в единое целое и своей устремленностью в небеса знаменует наступление новой эры.
Нижняя церковь представляет собой небольшую капеллу, частично вырубленную в толще скалы. Вход в нее оформлен в виде портика с арками. Монотонную стену над портиком, выложенную из светлых известняковых блоков, украшает яркая, красочная мозаика, выполненная итальянским мастером Бьяджо Бьяджетти (1877–1948). На ней изображена Мария на ослике, в сопровождении Ангелов, на своем пути из Назарета в Эйн Керем. Надпись на латыни, расположенная на золотом фоне под изображением, содержит цитату из Евангелия от Луки: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин» (Лк. 1:39).
По замыслу Барлуцци, нижняя церковь несет в себе образ деревенского дома праведных Захарии и Елисаветы. Этим объясняется использование напольной мозаики, имитирующей соломенную циновку. Главная святыня нижней церкви – грот с источником, из которого, по преданию, Захария и Елисавета брали воду. В нижней церкви находится и особая реликвия – камень с углублением, в котором, как считается, Елисавета прятала младенца Иоанна от воинов царя Ирода.
К верхней церкви ведет лестница, устроенная снаружи храма, среди оливковых деревьев и кипарисов (в храме XII века лестница, ведущая в верхнюю церковь, находилась в толще стены). Просторная, светлая, нарядно украшенная верхняя однонефная базилика посвящена Деве Марии. Потоки света льются через большие окна и создают внутри храма необычайно радостную и праздничную атмосферу. Ажурный оконный переплет в виде образа пальмы не случаен. Пальмовое дерево – есть символ Непорочного Зачатия [35].
В апсиде – яркая по колориту многофигурная композиция с изображением Триумфа Святой Марии. Центральная часть фрески с изображением стоящей посреди пустыни Девы Марии (Мадонна среди кактусов), поющих ей славу ангелов и преклоняющихся перед ней монахов–францисканцев выполнена итальянским художником Фернандо Манетти (1899-1964) [36]. Боковые панно с изображением групп прославляющих Марию святых и праведников написаны другим итальянским мастером Чезаре Вагарини (1905-1990).
Авторству Чезаре Вагарини принадлежат и росписи южной стены. Пять последовательно расположенных сюжетов, посвященных прославлению Девы Марии, иллюстрируют важнейшие моменты Мариологии: Эфесский собор 431 года, провозгласивший Марию Богородицей; Мария покровительница верующих (среди персонажей в образе человека с бородой, обратившего свой взор к зрителям, художник изобразил архитектора Антонио Барлуцци); Свадьба в Кане Галилейской; Святая Мария Заступница в битве при Лепанто в 1571 году; Диспут о Непорочном Зачатии с изображением шотландского теолога и францисканца XIII века Дунса Скота (1266-1308), который одним из первых стал отстаивать положение о том, что Богородица была зачата без греха, то есть с самого рождения была непорочной.
Церковь Святого Лазаря в Вифании (1952 – 1953)
Вифания – селение на юго-восточном склоне Елеонской горы, упомянутое в Новом Завете как место жительства Лазаря (Ин. 11:1). Ныне этот город называется Аль Азария, что в переводе с арабского означает «место Лазаря». В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, что Иисус совершил в Вифании чудо – воскресил Лазаря (Ин. 11:14-44). Вифания, таким образом, является уникальным местом на земле, где произошло чрезвычайное событие – человек воскрес из мертвых. Это событие воскрешения смертного имело огромное значение для верующих, и поэтому с самых ранних пор гробница Лазаря была местом паломничества христиан.
Об этом свидетельствует рассказ паломницы IV века Эгерии, которая описывала в своем «Путешествии» (Itinerarium Egeriae) проводившуюся у гроба Лазаря торжественную литургию, возвещавшую Пасху: «Когда же придут ко гробу Лазаря, собирается там такое множество, что не только это место, но и окрестные поля наполняются народом. Поются песнопения, также и антифоны, приспособленные дню и месту, читаются также и чтения, приличествующие дню. И затем, когда бывает отпуст, возвещается Пасха […] А это совершается в этот день потому, что, как писано в Евангелии, это произошло в Вифании прежде шести дней Пасхи» [37].
Церковь на этом месте была основана в IV веке. Христианская традиция приписывает ее основание царице Елене. «[Елена] спустилась в Вифанию ко гробу блаженного и святого Лазаря, которая (Вифания) отстоит от святого града на две мили; преклонив колено на землю и поклонившись Всесильному Господу и облобызав с горячими слезами гробницу праведного Лазаря и повелев вверху гроба построить церковь во имя Святого Лазаря, она отправилась на реку Иордан…» [38]. Около 390 года Иероним Стридонский (347-419) сообщал о том, что в Вифании, на склоне горы Масличной, где Спаситель воскресил Лазаря, стояла церковь [39].
Антонио Барлуцци возводит святилище рядом с гробницей, на месте церкви IV века, остатки которой были найдены при раскопках, проведенных францисканцами в 1949 году под руководством о. Сильвестра Саллера (1895–1976) [40]. Остатки напольной мозаики раннехристианской базилики сохранены под решеткой при входе в современный храм.
Задача архитектора состояла в том, чтобы выразить в архитектурных формах память человечества о впервые свершившемся чуде воскрешения из мертвых. Монументальное сооружение, с глухими стенами, без окон, напоминает гробницу.
В плане церковь имеет форму греческого креста, наподобие мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V век). Рядом возвышается строгая по своему образу колокольня, больше похожая на обелиск.
Барлуцци всегда стремился добиваться нужного эффекта минимальными средствами. Он говорил, что «нужно стараться простыми линиями и объемами воплощать в архитектуре величие библейских истин», «исходить больше из веления сердца, нежели из науки, выискивать суть, отсекая все несущественное» [41]. Архитектурные формы церкви Святого Лазаря отличаются исключительной простотой и аскетизмом. Стены сложены из каменных плит светло-серого известняка. Единственное украшение однотонных фасадов – мозаики, созданные Чезаре Вагарини (1905-1990). На западном фасаде – изображение Лазаря, Марии и Марфы, на восточном фасаде – ангелы, трубящие в трубы и провозглашающие победу над смертью.
В интерьере тема смерти и воскресения обыгрывается архитектором противопоставлением света и тьмы. Единственный источник света – круглое отверстие в куполе, напоминающее знаменитый окулюс римского Пантеона.
Неожиданный сноп яркого света проникает в храм через это отверстие и, ниспадая из-под купола, рассеивает мрак, царящий внизу. Так свет небес побеждает тьму, жизнь уничтожает смерть. Купол, едва заметный с внешней стороны, в интерьере играет доминирующую роль, является центром всей композиции. Освещенный светом, он становится образом Царствия Небесного, куда устремляются души праведных, представленные на его сводах в виде мозаичных образов птиц. Расположенная по периметру барабана купола надпись на золотом фоне гласит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25-26).
В сводчатых нишах четырех рукавов храма мозаики Чезаре Вагарини представляют сцены, связанные с событиями, произошедшими в Вифании: «Воскрешение Лазаря», «Христос в доме Марфы и Марии», «Христос, возглашающий „Я есть Воскресение и Жизнь“», «Пир у Симона фарисея».
На панели мраморного алтаря – восхитительный рельеф итальянского скульптора Аурелио Миструцци (1880-1960) с изображением ангелов, приподнимающих завесу и показывающих пустую гробницу. Божьи посланники возвещают воскрешение Лазаря и тем самым предвосхищают воскресение Иисуса и грядущее воскресение всех мертвых.
Церковь Пастушков, Бейт Сахур, Вифлеем (1953 – 1954)
Бейт Сахур – город, расположенный в трех километрах от Вифлеема. Согласно христианской традиции, именно здесь, на поле близ Вифлеема Ангел возвестил пастухам о рождении Иисуса (Лк. 2: 8–18). Пастухам было дано право первыми услышать благую весть о рождении Спасителя. Место, где Ангел явился вифлеемским пастухам, получило название Поле Пастухов или Поле Пастырей. В народе его ласково называют Полем Пастушков.
В память об этом событии в IV веке здесь был сооружен храм. Основание церкви на Поле Пастухов история приписывает царице Елене: «затем [Елена] посетила Святую Паству: нашедши место, на котором святые ангелы благовествовали пастырям рождение Господа нашего Иисуса Христа и рекли: Слава в вышних Богу и на земле мир, она воздвигла удивительнейший храм в честь Богородицы Марии и Иосифа обручника» [42].
Остатки раннехристианского сооружения IV-V веков были обнаружены во время археологических раскопок, проведенных в 1951-1952 годах францисканцами во главе со специалистом по библейской археологии о. Вирджилио Корбо (1918–1991) [43].
Барлуцци возводит церковь, посвященную явлению Ангела пастухам, не на руинах древней базилики, а в непосредственной близости от нее, на самом возвышенном месте. Замысел состоял в том, чтобы придать особое значение евангельскому событию благовестия и воссоздать образ той рождественской ночи, которую встретили пастухи в Вифлееме.
Своим общим видом новый храм напоминает бедуинский шатер – типичное жилище пастухов–кочевников времен Иисуса. В плане церковь имеет форму сложного многогранника в виде звезды, являющейся образом звезды Рождества.
Стороны небольшого храма оснащены мощными контрфорсами, что создает впечатление храма-крепости. Над основным объемом десятигранника возвышается купол. Над входом в здание простирает крылья бронзовый ангел – творение итальянского мастера Дуилио Камбеллотти (1876-1960).
В интерьере храма главный акцент делается на идее Божественного света, нисходящего на человека. В Евангелии сказано, что, когда явился пастухам Ангел, «слава Господня осияла их» («Et claritas Dei circumfulsit illos» Лк. 2:9). Именно эта фраза из Евангелия от Луки стала источником вдохновения для Антонио Барлуцци при создании храма на Поле Пастухов (евангельские слова на латыни начертаны на бронзовых дверях).
Чтобы передать этот таинственный, неземной свет, исходящий с небес, архитектор превращает купол в своеобразное ячеистое окно. Свод поделен на десять сегментов, каждый из которых прорезан мириадами небольших круглых отверстий. Свет, проникая через эти отверстия, тысячами лучей наполняет все внутреннее пространство храма мягким струящимся светом.
Центрический план храма и обходная галерея вокруг подкупольного пространства являются реминисценцией византийской архитектуры. Однако простые прямоугольные в плане колонны в виде пилонов, формирующие ряд высоких арок, – это уже черты современности.
Главный мотив росписей, расположенных в нишах, – мистерия Божественного света. Задуманные Антонио Барлуцци и выполненные итальянским художником Умберто Нони (1892-1971), эти фрески представляют историю вифлеемских пастухов в трех эпизодах рождественской ночи: явление Ангела пастухам, поклонение Младенцу в Вифлеемской пещере и возвращение радостных пастырей к своему стаду. Во всех трех сценах явлены лучи света, которые серебряными потоками ниспадают с небес.
Церковь в Виффагии (1954 – 1955)
На склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании, расположено селение Виффагия. Отсюда, согласно Евангелию, началось торжественное шествие Христа в Иерусалим (Мф. 21:1–7; Мк. 11:1–7; Лк. 19:29–35).
Русский паломник игумен Даниил в начале XII веке рассказывал о столпе, находившемся на том месте, где Иисус воссел на осла [44]. При этом Даниил ничего не говорил о церкви. Но уже в конце XII века другой паломник – немецкий монах Теодорих, посетивший Палестину в 1172 году, описывал в своей книге «О Святых местах» («Libellus de Locis Sanctis») прекрасную церковь во имя Спасителя, располагавшуюся на полпути между Вифанией и Иерусалимом [45]. Упоминал он и о том, что в этой церкви находился камень, с которого Христос воссел на осла [46]. К XIX веку от этой средневековой церкви не осталось и следа.
В 1877 году крестьяне случайно наткнулись на камень, на котором сохранились остатки живописи. На месте удивительной находки францисканцы провели археологические раскопки и обнаружили фундамент однонефной средневековой церкви [47]. Стало понятно, что камень с фрагментами живописи XII века являлся главной святыней церкви эпохи крестоносцев. В 1883 году на фундаменте средневекового храма францисканцы построили капеллу, а найденный камень, получивший название Виффагийская стела, с которого, как считается, Христос воссел на осла, занял в ней почетное место у алтаря [48].
В 1954 году Антонио Барлуцци преобразовал скромную церковь в крепостное по виду сооружение, пристроив к западному фасаду башню. Крепостная башня, сложенная из серого камня, с высоким арочным порталом, трехчастным окном, белоснежным барельефом с изображением Иерусалимского креста (эмблемы Кустодии Святой Земли) и зубцами на самом верху, создает образ торжественного входа в храм, символизирующего триумфальный вход Господа в Иерусалим.
Яркая по колориту фреска в апсиде церкви, созданная Чезаре Вагарини (1905-1990), представляет сцену шествия Христа в Иерусалим. Спаситель изображен восседающим на ослике, в сопровождении учеников и последователей с пальмовыми ветвями в руках.
Церковь Слез Господних (Dominus Flevit), Иерусалим (1953 – 1955)
Церковь Слез Господних на западном склоне Елеонской горы – одна из последних крупных работ архитектора на Святой Земле, одно из самых трогательных его творений.
Напоминает она о событии, которое предшествовало входу Иисуса в Иерусалим. Церковь сооружена на том месте, где остановился Христос на своем пути с Елеонской горы к Золотым воротам и, глядя на расстилающийся перед Ним Иерусалим, не удержался от слез:
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41–44).
Капелла Dominus Flevit, что в переводе с латинского означает «Господь плакал», стоит на руинах раннехристианской церкви IV-VI века (в интерьере сохранился фрагмент древней напольной мозаики) [49].
Главная задача, которую ставил перед собой Барлуцци, состояла в том, чтобы языком архитектурных форм передать плач Иисуса. Небольшой объем церкви, сложенной из светлого камня, архитектор перекрывает высоким темным куполом, который имеет каплевидную форму и представляет образ слезы. По сторонам от купола возвышаются четыре продолговатых сосуда, напоминающих древние сосуды плакальщиц для сбора слез, так называемые «ловцы слез».
Этот храм на Елеонской горе отличается не только необычной формой, но и особой ориентацией. Храм, согласно концептуальному замыслу, должен был быть обращен в сторону Иерусалима, дабы представить тот самый вид, который созерцал Христос (Энрике Симоне. Он плакал над ним. 1892. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид).
Поэтому, отступая от традиции, Барлуцци алтарную часть ориентирует не на восток, а на запад. При этом алтарный образ заменяется окном, из которого открывается восхитительная панорама с видом на Иерусалим. Окно в алтаре – ключевой момент всего проекта. Этот прием соединения внутреннего пространства с внешним, который встречается и в церкви Заповедей Блажества, – оригинальная черта архитектурного почерка Барлуцци, который стремился таким образом сделать верующего сопричастным тому чувству, который испытывал Христос.
Архитектор XX столетия Антонио Барлуцци, соединивший в своем творчестве религиозный символизм, традицию и модернизм, своими уникальными творениями во многом определил современный облик Святой Земли. Бытует даже такое мнение, что в Израиле есть три стиля архитектуры: греко-римский, византийский и стиль Барлуцци [50]. Барлуцци строил церкви в тех местах, где пролегал земной путь Иисуса Христа, воспевая главные святыни христианского мира. Идя по стопам Иисуса и «благовествуя неисследимое богатство Христово» (Еф. 3:8), он переводил на язык архитектуры эмоциональный отклик на события евангельской истории. Паломники, оказывающиеся под сводами возведенных им церквей, погружаются в атмосферу событий, происходивших на этой земле две тысячи лет назад.
Можно выделить четыре характерные особенности художественного стиля итальянского зодчего, которые делают его творения уникальными в своем роде:
– раскрытие главной идеи посредством архитектурных форм и особой организации пространства;
– органичное включение здания в окружающий ландшафт, как реализация францисканского принципа единения с природой;
– сохранение в структуре нового здания архитектурно-археологических остатков прошлых эпох, как свидетельство непрерывности традиций;
– использование света в качестве одного из главных средств художественной выразительности.
Глубокое религиозное чувство, истинная преданность Христу и особый францисканский дух явились той системой координат, которой определялась вся жизнь и все творчество Антонио Барлуцци. Результатом его сорокалетнего титанического труда на Святой Земле стали уникальные архитектурные памятники, воплотившие в камне таинства земной жизни Спасителя и те религиозные переживания, которые эти таинства вызывают в сердце верующего. Его произведения – яркое явление в истории христианской архитектуры. Известный британский журналист Генри Мортон (1892-1979), путешествовавший по Святой Земле в середине XX века, в предисловии к своей книге «Святая Земля. Путешествие по библейским местам» не обошел вниманием удивительные творения Антонио Барлуцци. Он назвал архитектора гением и подчеркнул, что каждый, кто посещает Святую Землю должен непременно увидеть церкви, построенные им. «Я был поражен новыми церквями, появившимися теперь у всех святынь, благодаря деятельности францисканцев, – писал он. – Эта впечатляющая архитектурная программа находилась на начальной стадии реализации, когда я писал книгу: сейчас она уже почти завершена. Эти церкви являются творением одного человека, преданного своей цели, итальянского архитектора по имени Антонио Барлуцци […] Они замечательны своей оригинальностью и разнообразием облика, который едва ли можно связать с определенным архитектурным стилем или традицией, так как их источник – исключительно набожность их создателя. Все святилища Барлуцци являются попыткой выражения эмоционального отклика на евангельскую историю» [51]. Генри Мортон встретился с Антонио Барлуцци лично, в Риме, в 1960 году, за несколько недель до смерти архитектора, и, как он написал потом, был поражен видом этого «величественного старика, высокого, сухощавого и седовласого, которого болезни и страдания превратили в умирающего святого с картин Эль Греко» [52].
Анастасия Татарникова
Примечания:
[1] De Dominicis C. Amministrazione Pontificia. 1716 – 1870. Repertorio biografico. Vol. I. – Roma: Accademia Moroniana, 2017; Лисовой Н. Н., Лосева О. В. Антонио Барлуцци // Православная энциклопедия. Т. IV. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 339–341.
[2] De Dominicis C. Amministrazione Pontificia. 1716 – 1870. Repertorio biografico. Vol. I. – Roma: Accademia Moroniana, 2017; Лисовой Н. Н., Лосева О. В. Антонио Барлуцци // Православная энциклопедия. Т. IV. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 339–341.
[3] Madden D. M. Monuments to Glory. The Story of Antonio Barluzzi. Architect of the Holy Land. – New York: Hawthorn Books, 1964.– 186 p.
[4] Nicholson P. C. The Churches of Antonio Barluzzi. – London: McCabe Educational Trust, 2000. – 130 p.
[5] Баранов И. В. Кустодия Святой Земли // Католическая энциклопедия. Т. II. – М.: Издательство францисканцев, 2005. С. 1446–1447.
[6] Об истории ордена францисканцев на Святой Земле см.: 800 anni di presenza Francescana in Medio Oriente. – Milano: Edizioni Terra Santa, 2019. – 204 p.
[7] Artisti italiani in Terra Santa. Pittori, scultori e artigiani al lavoro nei santuari di Antonio Barluzzi. 1914–1955 / A cura di B. Matura, con A. M. Damigella, G. M. Secco Suardo. – Città del Vaticano: Edizioni Musei Vaticani, 2017. – 584 p.
[8] Вольфсон С. Орден францисканцев на Святой Земле. Архитектурные творения выдающегося мастера Антонио Барлуцци (дата обращения 6.05.2020).
[9] Вольфсон С. Орден францисканцев на Святой Земле. Архитектурные творения выдающегося мастера Антонио Барлуцци (дата обращения 6.05.2020).
[10] Цит. по статье: Le chiese del Barluzzi in Terra santa in un libro presentato oggi a Roma. – TerraSanta.net. 6 febbraio 2014 (дата обращения: 12.05.2020).
[11] Цит. по: Nicholson P. C. The Churches of Antonio Barluzzi. – London: McCabe Educational Trust, 2000. – 130 p.
[12] Цит. по статье: Antonio Barluzzi: l’architetto che celebra i misteri della vita di Cristo. – Assisi ofm. Frati minori dell’Umbria. 16 ottobre 2018 (дата обращения 12.05.2020).
[13] Цит. по: Лисовой Н. Н. Откровение Святой Земли. Путеводитель. – М.: Даръ, 2012. – 476 с. Цит.: С. 77.
[14] Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли. 1106 – 1107 гг. / Под ред. М. А. Веневитинова // Православный Палестинский сборник. Вып. 8, 9. – СПб.: Издание Православного Палестинского общества, 1885. С. 110–111.
[15] Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. XII. 16 // Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. – М.: Благовест, 2010. С. 167.
[16] Il Tabor ed i Francescani // La Terra Santa. 15 gennaio, 1924. P. 125–132.
[17] Из неизданного жития Константина и Елены. Список церквей, построение которых приписывается Елене // Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест. Приложение III / Перев. В. Г. Васильевского // Православный палестинский сборник. Т. IV. – СПб.: Издание Православного Палестинского Общества, 1886. C. 253–262.
[18] Беда Достопочтенный. О Святых местах. Гл. XVI / Перев. А. Ю. Тоскина // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2012. Вып. 4(30). С. 88–104.
[19] Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли. 1106 – 1107 гг. / Под ред. М. А. Веневитинова // Православный Палестинский сборник. Вып. 8, 9. – СПб.: Издание Православного Палестинского общества, 1885. С. 110–113.
[20] Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли. 1106 – 1107 гг. / Под ред. М. А. Веневитинова // Православный Палестинский сборник. Вып. 8, 9. – СПб.: Издание Православного Палестинского общества, 1885. С. 110–111.
[21] Анисимов А. Путевые записки русского пастыря о священном Востоке. – СПб, 1899. С. 320–321.
[22] Облик базилики V века в Турманине был широко известен благодаря реконструкции французского археолога конца XIX века виконта де Вогюэ (1848–1910). См.: De Vogue M. Syrie centrale: architecture civile et religieuse du I au VII siècle. 2 Vol. – Paris: Noblet et Baudry, 1865. Vue 283, p. 135.
[23] Лисовой Н. Н. Откровение Святой Земли. Путеводитель. – М.: Даръ, 2012. – 476 с. С. 201–202.
[24] La Chiesa del Getsemani // La Terra Santa. 15 gennaio, 1921. P. 8–10.
[25] Mare W. Harold. The Archeology of the Jerusalem Area. – Eugene, Oregon: Wipf & Stock Publishers, 2002. – 323 p. P. 251–252; Лисовой Н. Н. Откровение Святой Земли. Путеводитель. – М.: Даръ, 2012. – 476 с. С. 201.
[26] Пропуски в тексте документа IV века «Путешествие Эгерии» (Itinerarium Egeriae) были частично дополнены монахом аббатства Монтекассино Петром Диаконом в сочинении «О Святых местах» (De locis sanctis).
«[Недалеко от Капернаума], на берегу моря, есть поле,поросшее густою травою и многими пальмовыми деревьями, дающее много сена; возле пальм находится семь источников, каждый дающий большое количество воды; на этом поле Господь насытил народ пятью хлебами и двумя рыбами. Камень, на который положил Господь хлеб, теперь переделан в жертвенник; от этого камня не напрасно берут частицы приходящие, ради здравия, и они помогают всем. Мимо стен этой церкви проходит общественная дорога, на которой апостол Матфей держал мыто. Далее, на близ лежащей горе, есть пещера, взойдя на которую Спаситель изрек блаженства». Цит. по: Паломничество по Святым местам конца IV века. Прил. 1. Петра Диакона книга о Святых местах / Изд., перев. И. В. Помяловского. – Православный Палестинский сборник. Вып. 20. Т. VII, вып. 2, 1889. – 312 с. С. 195–196.
[27] Bagatti B. La cappella sul Monte delle Beatitudini. Scavo della Custodia di Terra Santa. – Città del Vaticano: Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana, 1937. – 49 p.
[28] Лосева О. В. Блаженств гора // Православная энциклопедия. Т. V. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – 752 с. С. 352–353. О восьми Заповедях Блаженства см. : Блаженства Заповеди // // Католическая энциклопедия. Т. I. – М.: Издательство францисканцев, 2002. С. 613–614.
[29] Об особенностях францисканской философии см.: Merino J. A. Storia della filosofia Francescana / Tr. it. di L. D. Fiocchi. – Milano: Biblioteca Francescana, 1993. – 472 p.; Самарина М. С. Францисканская литература периода «начал» в контексте культуры Средневековья. XIII век. Диссертация. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014.
[30] Lovisco M. Un pezzo di Italia in Terra Santa grazie all’arte di Barluzzi. – Touring Club Italiano, 3 Marzo 2014 (дата обращения 20.05.2020).
[31] Lovisco M. Un pezzo di Italia in Terra Santa grazie all’arte di Barluzzi. – Touring Club Italiano, 3 Marzo 2014 (дата обращения 20.05.2020).
[32] Lovisco M. Un pezzo di Italia in Terra Santa grazie all’arte di Barluzzi. – Touring Club Italiano, 3 Marzo 2014 (дата обращения 20.05.2020).
[33] Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли. 1106 – 1107 гг. / Под ред. М. А. Веневитинова // Православный Палестинский сборник. Вып. 8, 9. – СПб.: Издание Православного Палестинского общества, 1885. С. 83–84.
[34] Bagatti B. Il Santuario della Visitazione ad Ain Karim (Montana Judaeae). Esplorazione archeologica e ripristino. – Jerusalem: Studium Biblicum Franciscanum. Collectio maior. № 5. 1948. – 135 p.
[35] Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Перев. с англ. А. Майкапара. – М.: Крон–Пресс, 1996. – 656 с. С. 189–192.
[36] О росписях Церкви Посещения в Эйн Кареме см.: Kenaan-Kedar N. The Madonna of the Prickly Pear Cactus: Tradition and Innovation in the 19-th and 20-th century Christian Art in the Holy Land. – Jerusalem: Vad Ben Zvi Press, 2010. – 168 p.
[37] Паломничество по Святым местам конца IV века / Изд., перев. И. В. Помяловского. – Православный Палестинский сборник. Вып. 20. Т. VII. Вып. 2, 1889. – 312 с. С. 104–172. С. 152.
[38] Из неизданного жития Константина и Елены. Список церквей, построение которых приписывается Елене // Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест. Приложение III / Перев. В. Г. Васильевского // Православный палестинский сборник. Т. IV. – СПб.: Издание Православного Палестинского Общества, 1886. C. 253–262. С. 259.
[39] «Вифания – селение, на втором милиарии от Элии, на склоне горы Масличной, где Спаситель воскресил Лазаря, гроб которого ныне указывает церковь, выстроенная там же». Цит. по: Блаженный Иероним. О положении и названиях еврейских местностей / Перев. И. Помяловского // Православный Палестинский сборник. – СПб.: Издание Православного Палестинского Общества Вып. 37. Т. 13. 1894. № 250.
[40] Saller S. Il ritrovamento dell’antica chiesa di San Lazzaro a Betania. – Gerusalemme: Tip. dei PP. Francescani, 1950. – 232 p.
[41] Nicholson P. C. The Churches of Antonio Barluzzi. – London: McCabe Educational Trust, 2000. – 130 p.
[42] Из неизданного жития Константина и Елены. Список церквей, построение которых приписывается Елене // Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест. Приложение III / Перев. В. Г. Васильевского // Православный палестинский сборник. Т. IV. – СПб.: Издание Православного Палестинского Общества, 1886. C. 253–262. С. 261.
[43] Corbo V. Gli scavi di KKh. Siyar el Ghanam (Campo dei pastori) e i monasteri dei dintorni. – Jerusalem: Studium Biblicum Franciscanum, 1955.
[44] Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли. 1106 – 1107 гг. / Под ред. М. А. Веневитинова // Православный Палестинский сборник. Вып. 8, 9. – СПб.: Издание Православного Палестинского общества, 1885. С. 34.
[45] Theoderich’s Description of the Holy Places. Circa 1172 A. D. / Trans. by Aubrey Stewart. – London: Adam Street, Adelphi, 1891. – 86 p. P. 34.
[46] Theoderich’s Description of the Holy Places. Circa 1172 A. D. / Trans. by Aubrey Stewart. – London: Adam Street, Adelphi, 1891. – 86 p. P. 34.
[47] Лисовой Н. Н. Виффагия // Православная энциклопедия. Т. VIII. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. С. 606.
[48] Лисовой Н. Н. Откровение Святой Земли. Путеводитель. – М.: Даръ, 2012. – 476 с. С. 228.
[49] Археологические раскопки, в результате которых были обнаружены остатки раннехристианской церкви и монастыря, были проведены францисканцем Беллармино Багатти (1905–1990) в 1953–1955 гг. См.: Bagatti B., Milik J. T. Gli scavi del «Dominus Flevit». – Jerusalem: Franciscan Printing Press, 1958–1964.
[50] Nicholson P. C. The Churches of Antonio Barluzzi. – London: McCabe Educational Trust, 2000. – 130 p.
[51] Мортон Генри В. Святая Земля. Путешествие по библейским местам. – М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2009. – 960 с. С. 15–17.
[52] Мортон Генри В. Святая Земля. Путешествие по библейским местам. – М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2009. – 960 с. С. 16.