Мне голос был. Он звал утешно…
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух…
Анна Ахматова
На прошлой неделе мы публиковали статью «Урок от Папы», в которой приводили несколько конкретных критериев, предложенных Папой Франциском для распознавания голосов Бога и дьявола в нашей жизни. Наталья Проскурина рассказывает о собственном опыте применения этих критериев и о том, почему человеку 21 века просто необходима информационная гигиена.
Недавно я прочитала на одном христианском портале: «Мы живём в очень токсичной информационной среде». От справедливости этого утверждения захотелось поёжиться. Сразу ожил опыт 2014 года.
Тогда, я оказалась в очень токсичной информационной среде, потому что перекрыть поток «информации», лившейся то из радиоприёмника моего отчима, то с экрана его же телевизора, я не могла: он был глуховат, и вещание шло на повышенной громкости. Я не знаю, что происходило с ним, но у меня симптомы «ментального отравления» были очень сильными: множественные когнитивные диссонансы, потерянность, страх, гнев, беспомощность, которые вызывали во мне все эти «новости», переплавлялись в нечто подобное безнадёжности, до отчаяния. И, конечно, это не лучшим образом отражалось на том, чтó я говорила и как действовала, на отношениях дома, в приходе, везде… Это было жёсткое тестирование на прочность моей приверженности христианским ценностям и моей способности смотреть на мир глазами христианской веры. И было ясно, что тест я проваливаю… Выплыть тогда удалось благодаря помощи исповедника и подруги-психолога, которая познакомила меня с элементарными правилами «информационной гигиены».
Католическая традиция духовных упражнений научает и приучает прислушиваться к внутренним голосам и распознавать, от кого они исходят. Такая сосредоточенность на внутренних голосах понятна: ведь именно внутренние голоса побуждают нас к тем или иным действиям, определяют наши решения, а они, в свою очередь, формируют нашу личность и направляют нашу жизнь по тому или иному пути. Вот только «мы живём в очень токсичной информационной среде», и можно добавить – в «сверхплотной информационной среде». Такого мощного давления какофонии «внешних голосов», под каким живём мы сейчас, не знала ни одна предыдущая эпоха.
Люди моего поколения (мне 62), наверное, ещё помнят, каким дефицитом была информация. В какую бы форму она ни была упакована, её нужно было «добывать», «доставать», «выуживать»: будь то «дефицитные» многотомники русских классиков, которые «доставали» через знакомых по подписке, виниловые диски официально неодобряемых «Битлов», которые «добывали» у фарцовщиков, прогуливавшихся по улице Герцена, или «альтернативные новости», которые на волнах радио «Свобода» «выуживали» сквозь треск «глушилок».
А теперь всё перевернулось на 180 градусов: не мы достаём информацию, а она со страшной силой достаёт нас. Теперь внешние голоса перекрикивают внутренние так громко и настырно, что немудрено вообще забыть про внутренний голос. Ещё хуже то, что чаще всего реально оценить достоверность того, что нам говорят и показывают невозможно: мы НЕ специалисты, НЕ аналитики, и социальное положение подавляющего большинства из нас не даёт доступа на ту «информационную кухню», где всё это создаётся. Зато нам очень хорошо известно, хотя бы по качеству и скорости трансформаций «картинки» в фильмах и компьютерных играх, какой колоссальной мощностью обладают современные технологии создания «информационных послания».
Значит ли это, что мы совершенно беспомощны перед этими «внешними голосами»? Нет, не значит. Просто сейчас нам, как никогда раньше, нужны критерии для распознавания того, кто направляет разные «внешние голоса», кто вкладывает смыслы и послания в то, что они вещают – Бог или дьявол.
И вот они, эти критерии для распознавания внешних голосов — в «Уроке от Папы». Сказанное им подтвердило и расширило моё представление о тех критериях, которыми я уже несколько лет стараюсь пользоваться, когда ко мне обращаются «внешние голоса». Осмелюсь поделиться некоторыми практическими соображениями по этому поводу (цитаты Папы выделены курсивом).
1. Я остаюсь свободным?
«Божий голос никогда не принуждает… Голос врага, напротив, соблазняет, настаивает, давит, принуждает: он вызывает … бурные эмоции …»
«Внешний голос» обильно использует превосходные степени в оценках вещей, событий, чувств, мыслей, утверждений? Бьёт по эмоционально чувствительным точкам, используя слова, интонации и зрительные образы с очень интенсивной эмоциональной окраской?
Наши эмоции работают по принципу стимул-реакция. Т.е. стимул вызывает эмоцию, мы начинаем её переживать – причём не только психически, но и телесно, и только потом осознаём, что происходит, и тогда уже можем (или не можем, увы) принять меры, чтобы взять переживание под контроль воли и сознания. Некоторые точки нашей эмоциональной сферы очень чувствительны: довольно слабого стимула достаточно для очень сильной реакции, которую нельзя «отыграть назад» и трудно взять под контроль. Именно поэтому стоит поставить на свой компьютер надёжную защиту от всплывающих баннеров с порносайтов, сайтов со сценами физического насилия, хоррора и т.п.
Человек, испытывающий бурные эмоции, легче поддаётся определённого рода влиянию. Это знали и использовали все диктаторы ХХ века. Поэтому, если «голос» пытается спровоцировать сильные эмоции, особенно негативные: раздражение, ненависть, страх, презрение и т.д., будьте осторожны – ваша свобода под угрозой.
А если, провоцируя сильные чувства, «голос» требует ещё и немедленно выразить своё мнение, дать свою оценку, принять решение, сделать выбор, то это вызывает когнитивный диссонанс («мозги вразнос идут»): работа разума и воли настолько затруднена, а угроза потерять свободу мысли и действия настолько велика, что самое время «замкнуть руками слух». Ну, или хотя бы переключиться на другой канал.
2. Мне льстят?
«…нам льстят…»
Гордыня – излюбленный грех сатаны, а лесть – надёжное средство оживить гордыню в человеке. «Внешние голоса», которые направляет враг, очень активно это средство используют. Правда, льстят часто не мне лично, — большинство из нас, в общем-то, отдаёт себе отчёт в том, что ничего выдающегося не совершили и ничем исключительным не обладают (хотя признание этого – переживание болезненное и потому непопулярное). Но можно до небес превознести ту или иную группу, с которой человек себя идентифицирует. Причём, совершенно неважно, идентификация ли это со страной или фанклубом, вероисповеданием или возрастной категорией, социальной стратой или улицей, на которой родился. Если «внешний голос» пытается убедить вас, что та группа, к которой вы себя относите, в силу каких бы то ни было причин – от «мы самые умные» до «мы самые несчастные» — обладает моральным, ценностным превосходством над теми, кто к ней не принадлежит, то что это, как не искушение гордыней? Спросúте себя: «Кто в этом заинтересован?»
Та же схема может работать и в своего рода зеркальном отражении. Сначала ту группу, с которой я себя идентифицирую описывают как обиженную, униженную, обойдённую, несоразмерно жестоко и несправедливо страдающую. У слушателя (зрителя, читателя) это вызывает соответствующие и очень неприятные чувства: ведь это всё о «своих», а значит и обо мне. А потом мне показывают тех, кто не такой: не унижен, не обделён и не страдает так, как я. Какие чувства вызовут эти «другие» у меня «обиженного»? Очень вероятно, что это будет зависть, а за ней – и ненависть.
Будьте внимательны к своим чувствам: если послание «голоса» вызывает в вас чувство превосходства от принадлежности к «своим» и в пару к нему – презрение к «чужим», то это искушение гордыней. Если послание вызывает чувство обиды и обделённости, вполне вероятно, что обидой и завистью здесь замаскирована всё та же гордыня.
3. Какая открывается перспектива?
«… голос врага ведёт в тупик, где мы упираемся в стену»
Оцените по этому критерию то огромное количество «голосов», которые в очередной раз активизировались во время пандемии и карантина, вещая то о «всемирном заговоре мировой элиты», то об «ужасах чипизации и тотальной вакцинации». Темы меняются, но одно остаётся постоянным: чувство безнадёжности, безвыходности, беспомощности, полного тупика, которое вызывают и «раскармливают» в слушателях все эти «голоса».
Конечно, в мире действуют очень разнообразные и очень могущественные силы: болезнетворные вирусы – это реальность, цифровые и генные технологии несут в себе серьёзные потенциальные и уже действующие угрозы, да и заговоры в этом мире – вещь весьма распространённая. Вот только нужно ли от этого всего впадать в отчаяние? И кому нужно наше отчаяние? Так зачем же ему подыгрывать?
Перечитайте до конца книгу Иова: Бог посылает проблески света даже в самой непроницаемой тьме, наведённой сатаной, а потом открывает не просто выход из тоннеля, а огромный горизонт.
4. Это о моём эго?
«Вопрос от Бога приходит такой: “Что для меня хорошо?”…»
На случай, когда мы имеем дело с внешними, а не с внутренними голосами, вопрос «Что для меня хорошо?» можно немного переформулировать и расширить: «А это для меня хорошо? И что хорошего я могу с этим сделать?» Множество внешних «голосов» предлагает информацию, которая питает праздное любопытство и активирует эмоции, которые некуда применить. Даже если популярный телеведущий NN действительно состоит в интимных отношениях с племянницей министра NNN, хорошо ли для меня об этом знать? Осознайте те чувства, которые вызывает у вас эта «новость», и честно рассудите: хорошо ли для вас испытывать такие чувства по такому поводу? «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Прит 4: 23), так зачем же питать его такими историями?
Кроме того, чувства несут в себе заряд энергии, который побуждает человека к каким-то действиям и должен быть израсходован на совершение этого действия. И отсюда вытекает следующий вопрос: что хорошего я могу сделать, располагая этой информацией? Пусть даже к моим чувствам к этой злополучной паре не примешалось осуждение, раздражение или зависть, и я не отправила эту «новость» по рассылке, вовлекая в сплетню других людей, всё равно остаётся вопрос: на что хорошее я могу использовать энергию тех чувств, которые вызвала эта «информация»? Да, я могу испытать сожаление, и оно побудит меня помолиться за них. Но разве для того, чтобы молиться мне нужно копаться в грязном белье именно этих героев скандальной хроники? Разве я не знаю и без того, по собственному опыту, насколько все мы уязвимы для греха?
5. Какое послевкусие это оставляет?
«… зло никогда не приносит нам мира, оно вызывает неистовство вначале и оставляет горечь в конце»
По отношению к «внешним голосам» это так же справедливо, как и к внутренним. И обратите внимание, что это снова – о чувствах!
Поэтому будьте внимательны к своим чувствам, когда стараетесь разобраться, какие из «внешних голосов» можно продолжать слушать, а для каких нужно «спокойно замкнуть слух». Старайтесь осознать, какие чувства вызывает у вас то, с чем и как обращается к вам «внешний голос», к каким внутренним и внешним оценкам, решениям, действиям это вас подталкивает. Это поможет принять правильное решение.
Разум дисциплинирует чувства и использует их подсказки для принятия решений. Чувства оживляют разум и дают ему пищу для принятия решений. Когда мы помогаем им работать вместе более слаженно, они помогают нам ориентироваться в мире и выбирать Божьи пути в нём.
Наталья Проскурина
Фото: www.analyticsinsight.net