Вопрос: Почему разведенным, вступившим в повторный брак, отказано в милосердии и запрещено причащаться, а молодым людям, вступающим в интимную связь до брака, не отказано в отпущении грехов и в Причастии? Ведь, по сути, и те, и другие нарушают заповедь.
Ответ:
Автор вопроса верно заметил очевидную вещь: и те, и другие нарушают заповедь. Разведенным же второбрачным предлагается пройти путь покаяния и вновь приобщаться Святых Тайн. Но что означает этот путь покаяния?
Милосердный подход к вопросу разведенных второбрачных описан уже в учении Нашего Господа Иисуса Христа, в Евангелии. «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие, — говорит Иисус, — покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1,15). Не может быть истинного обращения, если человек не раскаялся в прошлых грехах. Когда речь идет о милосердии Бога, часто мы забываем об этих существенных словах Иисуса, о Его призыве к покаянию. Покаяние, конечно, не означает раскаяться в прежних грехах, чтобы заранее получить прощение за новые грехи, а в нашем случае – разведенных второбрачных – мы имеем дело именно с такой ситуацией.
Напомним сказанное Иисусом в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5,27-28). Согласно учению Господа Иисуса Христа, тот, кто связан узами Таинства Брака и при живом супруге вступает в связь с другим человеком и живет с ним как с супругом, совершает прелюбодеяние. Причем не единичное и тайное прелюбодеяние, в котором затем искренне раскаивается и вновь приступает к Причастию, получив отпущение этого тяжкого греха, а публичное, открытое и продолжительное прелюбодеяние: он находится в состоянии прелюбодеяния. Он, может быть, и раскаивается в разрушенном предыдущем браке, но не раскаивается в своем прелюбодеянии.
Иисус Христос в Евангелии предостерегает не только от прелюбодеяния как поступка, но даже от «взгляда с вожделением», которым человек уже прелюбодействует в своём сердце. Речь идет о тяжком нарушении замысла Бога о человеческой сексуальности и о любви. Уже это – тяжкий грех, так что же говорить о регулярном, продолжительном прелюбодеянии, при отсутствии раскаяния? Итак, нет более мужественного пастырского выбора, чем повторять учение Иисуса: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».
Если же вместо приглашения покаяться мы прикрываем грех, то это не будет милосердием: милосердие не ограничивается тем, что прикрывает содеянное зло. Милосердие стремится обновить человека, побудить его начать новую жизнь. Оправдание – читаем в документе Триденского собора – это не только отпущение грехов, но и «освящение, обновление внутреннего человека через добровольное принятие благодати и даров, в силу которого человек из нечестивого становится праведником, из недруга – другом, чтобы по упованию стать наследником надежды жизни вечной». Как раз благодаря преображающей силе милосердия Бога грешники «восстают против греха, ненавидя его и осуждая».
Милосердие Бога, Его благодать, совершает внутреннее преображение человека, которое ведет к отвержению греха и к новой жизни. Святой Иоанн Павел II в энциклике о Божественном милосердии («Dives in misericordiа») напоминает, что «нигде в евангельской вести прощение и даже его источник — милосердие — не означает снисхождения ко злу, к соблазну, к причиненному вреду или обиде. Исправление зла, соблазна, возмещение причиненного вреда, удовлетворение обиды суть в каждом случае непременное условие прощения» (14).
Подход к разведенным второбрачным в традиции Католической Церкви основан именно на таком понимании милосердия. Не следует ошибочно полагать, что человек принуждается вернуться к своему супругу. Особый подход сформировался также по отношению к тем гражданским парам, у которых родились дети. Они могут продолжать совместную жизнь, отказавшись от супружеских интимных отношений. Такие пары могут причащаться, хотя и рекомендуется им приступать к Таинствам не в том приходе, где всем известно об их сожительстве: люди могут продолжать думать, что эта пара вступает во внебрачную и прелюбодейную связь друг с другом и при этом причащается. Такой пример может быть соблазном для других верующих. Чтобы продолжать приступать к Причастию в своем приходе, такие пары, живущие в воздержании, должны разъяснить свою ситуацию, что не всегда возможно по понятным причинам.
При всем разнообразии возможных подходов к каждому конкретному случаю одно остается неизменным: тот, кто живет в тяжком грехе, не может приступать к Причастию. Автор вопроса спрашивает, почему разведенные второбрачные не могут причащаться, а молодые люди, вступающие в интимную жизнь до брака, могут. Это абсолютно неверно: к Причастию могут приступать только те молодые люди, которые покаялись в Таинстве Исповеди в своем грехе блуда и намерены изменить жизнь, то есть отвергнуть этот грех и жить в воздержании до брака. Разумеется, никто не застрахован от повторных падений, но намерение прекратить греховную ситуацию – это обязательное условие для отпущения грехов. В гражданских же парах, пока такого намерения нет, пока партнеры не примут решения прекратить грех прелюбодеяния, они не могут получить действительное отпущение грехов.
Читать полностью: Vatican News