Кана Галилейская — небольшое поселение на пути из Назарета в Тверию, где Иисус, согласно Евангелию от Иоанна, совершил Свое первое чудо: претворение воды в вино на свадебном пире.
До сих пор ученые спорят по поводу того, к кому же приходил Господь на праздник. Одни говорят, что к одному из учеников Иоанна Крестителя. И что свадьба была значимым событием среди ессеев, к которым принадлежали первые ученики Иисуса, да и сам Иоанн. Другие утверждают, что свадьба была в доме родственников Марии. Именно поэтому она так переживала, чтобы хозяева не опозорились. Ведь если их будут считать скупердяями, то тень падет на весь клан. Третьи объединяют обе версии, считая, что Иисус пришел на свадьбу к Своему дальнему родственнику, а также к родственнику Иоанна, который был Его троюродным братом. Семья поддерживала ессеев, поэтому на свадьбе присутствовали многие ученики Крестителя. Как бы там ни было, все единогласны во мнении, что праздник был в городке Кана, потому что именно о нем повествует евангелист.
Но что же это за городок такой? На звание «той самой евангельской Каны» претендуют сразу четыре места. И до сих пор у археологов нет единого мнения о том, где же все-таки состоялся праздник. Начать стоит с того, что слово «кана», производное от канэ, можно перевести как «тростник». Именно в таком значении оно употребляется, например, пророком Иезекиилем, когда он говорит про Египет, который стал для Израиля «опорою тростниковою» (Иез 29,6). Хотя этот образ встречается в Библии и раньше. В 4 книге Царств Египет называется «тростником надломленным» (4Цар 18,21). Тростник для библейского бытописателя – символ слабости, ломкости, нестойкости. Именно в таком значении упоминается о тростнике в Евангелии от Матфея. Обращаясь к народу, Господь говорит об Иоанне Крестителе: «На что ходили вы смотреть в пустыне? На тростник, ветром раскачиваемый?» (Мф 11,8). В данному случае речь шла о том, что Предтеча, в отличии от других известных учителей того времени, не меняет своего учения в зависимости от политического ветра. Он тверд в своих убеждениях. В следующей главе апостол Матфей использует эту метафору, говоря уже о Самом Спасителе: «Не сломает Он тростника согнутого и не погасит светильника мерцающего» (Мф 12,20).
С тростником также сравниваются ветви меноры, которую нужно изготовить для Скинии Завета. «Потом ты должен сделать светильник, основание и стебель (канэ) его должны быть чеканными из чистого золота. Сделай цветы, бутоны и лепестки из чистого золота и соедини всё это в одно целое», — читаем в книге Исход (Исх 25,31). Употребление именно слова «канэ» в данном контексте не случайно. Ведь оно имеет еще и второе значение, перо (как письменная принадлежность). В свою очередь это слово родственно глаголу «кнэ», приобрети. Речь идет о приобретении Земли Обетованной, в которую возвращались колена Израилевы из Египетского плена. Свет меноры символизирует, с одной стороны, семь дней творения. С другой – свет Торы, который несут евреи миру. Не зря на рубеже первого века до н.э. и первого века н.э. менора была символом мессианских чаяний.
И, наконец, канэ – это еще и мера длины. В таком значении это слово используется, например, у пророка Иезекииля (Иез 40,3). Канэ составляло шесть локтей. В Средние века ученые раввины пытались перевести библейские единицы измерения в более привычные для европейцев. Они предположили, что локоть – это около 500 мм (кто-то считал, что чуть больше, кто-то, что чуть меньше). Таким образом, канэ (тростник) около 3000 мм.
С древних времен существовали и географические названия, имеющие корень «кан» или «кане». Еще в книге Иисуса Навина, когда речь идет о разделении территории Земли Обетованной между коленами Израиля, упоминается поток (ручей) Кана (или Кан). Протекает он в южной части долины Шарон (Саранская долина) и впадает в реку Яркон. Эта река была известна даже грекам. Ведь именно в ней омывал свой меч Персей, после того, как победил морское чудовище и освободил Андромеду, прикованную к скале в Яффо. Надо сказать, что и Кана вошла в мифы греков. В этот ручей прилетала купаться сама Гера, чтобы восстановить девственность после близости с Зевсом. Теперь уже трудно определить, почему этот небольшой поток получил свое название. Большинство исследователей считают, что причиной тому стали тростники, в обилии растущие по берегам. Яркон считалась одной из четыре рек Святой Земли, но воду из нее, как и из ее притоков, нельзя было использовать для храмовых богослужений, поскольку она всегда была заболочена. Во времена Иисуса по этой реке еще было судоходство, а вот приток Кана, берущий свое начало недалеко от горы Гаризим, всегда служил для орошения соседних земель, на его берегах паслись стада. Когда израильтяне пришли на эти земли, то Кана стала границей между потомками сыновей Иосифа Прекрасного, Эфраимом и Менаше (Нав 17,18). Эти места всегда были довольно плотно заселены. Здесь же проходила дорога от Средиземного моря в Заироданье. До сих пор неподалеку от Каны можно встретить остатки сторожевых постов эпохи Первого Храма и более поздних эпох.
Удивительно, но ни одно поселение, находящееся на берегу Каны, не носило имя Кана. В книге Иисуса Навина упоминается город Кана, который находился значительно севернее этих мест. Одно время он рассматривался как претендент на звание «той самой Каны, в которой Иисус превратил воду в вино». Речь идет о поселении, которое выпало в удел потомкам Ашера (Асира) (Нав 19,28). Располагалось оно в предгорьях хребта Ливан, примерно в двенадцати километрах от Тира. Эта Кана была довольно таки древним поселением. Упоминание о ней можно встретить в египетских источниках, датируемых правлением Рамзеса II, т.е. 1290-1224 года до Р.Х.). Интересно, что в более позднюю эпоху Евсевий Кесарийский и св. Иеороним не делают различия между этой Каной и Каной, находившейся в Галилее. Для них это – одно селение, «Кана, до Сидона великого, жребия Асирова; здесь Господь и Бог наш Иисус Христос претворил воду в вино; оттуда же был и Нафанаил; этот город был убежищем в Галилее». Довольно рано стали возникать сомнения в том, что Евсевий правильно назвал место. Были предположения о том, что существовало две Каны, большая и малая. Одна – неподалеку от Сидона, другая – в Галилее, близ Назарета. Но в евангелии говориться именно о Кане Галилейской, а не о какой-то иной Кане, например, Кане Финикийской, поэтому упоминаемый Евсевием Кесарийским город не подходит. Мало того, его отделяет от Вифсаиды, из окрестностей которой, согласно Евангелию от Иоанна, отправились на свадебный пир Иисус и его первые ученики, расстояние порядка 150 километров. Технологии того времени не позволяли преодолеть его в течение трех дней.
Еще одним претендентом на роль «евангельской Каны» стал источник Айн-Кана. Он находится в Галилее, на расстоянии каких-то двух километров к северо-востоку от Назарета. На него обратил внимание Клод Ренье Кондер, английский военный инженер. С 1872 года он находился в Палестине, выполняя топографическую съемку местности по заданию Британского Палестинского общества. Ему показалось правдоподобным, что Кана могла находиться у источника, рядом с активно используемой дорогой из Назарета в Тверию. Кроме того, здесь протекает непересыхающий ручей Цфори (Ципори), берущий свое начало в горах близ деревушки Рейне, делающий этот район плодородным и богатым растительностью. Впрочем, довольно быстро эта версия была отвергнута. Дело в том, что это место не совпадает с описанием, которое дал ему в начале I века Иосиф Флавий. В его записях также встречается упоминание поселения под названием Кана, находившееся в Галилее. Здесь во время восстания отряд под командованием Иосифа вступил в битву с римлянами. Иосиф пишет, что Кана располагалась в долине Асохис, ныне – Бейт-Нетуфа, т.е. примерно на четырнадцать километров севернее. В месте, указанном Кондером, также не было обнаружено никаких следов поселения, которое можно было бы датировать I веком.
Самым известным и самым посещаемым местом, которое считается Каной Христа, является, без сомнения, поселение Кфар-Кана, находящееся в шести километрах. Именно здесь находится церковь Бракосочетания, опекаемая францисканской Кустодией Святой Земли. Меньшие Братья приобрели этот участок в 1879 году, а в начале XX века провели здесь археологические работы. На месте современного храма были обнаружены остатки постройки византийского периода, а также мозаики с надписями на арамейском языке. Раскопками и строительством руководил настоятель Эгидиус Гейслер. С его легкой руки церковь Бракосочетания стала похожа на кафедральный собор его родного Зальцбурга.
Считается, что следы постройки IV века это – воспоминание о том храме, который был построен в этих местах после паломничества княгини Ольги. Францисканцы подчеркивают, что здесь с древнейших времен было место христианского поклонения. Существует предположение, что более позднее византийское здание было построено на фундаменте старой синагоги. Хотя есть и более прозаичная версия, что на месте церкви Бракосочетания некогда стоял дом Симона Зилота. Никаких подробных сведений об этом апостоле в Евангелиях нет, поэтому приходится опираться на благочестивую легенду. Единственным апостолом, который был родом из Каны, евангелист Иоанн считает Нафанаила (Варфоломея) (Ин 21:2). Тем не менее, уже начиная с VIII века, Кфар-Кана прочно ассоциируется с первым чудом Спасителя.
Современные раскопки подтверждают, что на месте Кфар-Каны находилось древнее поселение. Кроме того, она расположена в очень удобном месте. Здесь много источников и благоприятный климат. Кфар-Кана также была пересечением нескольких проселочных дорог, которыми пользовались крестьяне и скотоводы, а также имперской дороги. Старые дороги вели в различные города Галилеи: Магдалу, Капернаум, Вифсаиду. Римская же дорога связывала Акко, который тогда назывался Птолемеи, Сепфорис и Тверию. Существуют предположения, впрочем, не подтвержденные ни одним евангельским текстом, что Иисус путешествовал из Назарета в Капернаум через Кану. Предположение основывается на отрывке из Евангелия от Иоанна, в котором повествуется о втором чуде, совершенном Иисусом в этом городе, исцелении сына царедворца (Ин 4,46-54). Кфар-Кану упоминает, скорее всего, и Иосиф Флавий, когда говорит о том, что покинул Кану с двухстами воинами и совершил ночной переход под стены Тверии. Расстоянии от Каны до Тверии не более двадцати километров, опытные воины вполне могли преодолеть его за одну ночь.
В XVII веке францисканец Фраческо Кварезми, хранитель Гроба Господня, писал о том, что в Галилее было две Каны. Одна – примерно в шести километрах от Назарета, располагалась на живописном холме. Вторая – примерно в пятнадцати километрах от Назарета, тоже на холме. Почему Кварезми решил, что именно Кфар-Кана, т.е. первая деревушка, является евангельской Каной? Ответ прост: в Кфар-Кане была церковь, а во второй деревушке нет. Наличие церкви убеждало в том, что здесь с древних времен сохранялась традиция воспоминания о первом чуде Спасителя. С этого момента Кфар-Кана на долгие годы стала паломническим центром и другие варианты даже не рассматривались. Прошло чуть более десяти лет после того, как Франческо Кварезми указал на эту деревушку, в 1641 году францисканцы приобрели дом недалеко от мечети. Но только через двести лет им удалось приобрести то место, где сейчас находится церковь Бракосочетания.
Раскопки второй половины XX века поставили под сомнение выводы францисканского исследователя. Начиная с конца шестидесятых годов, многие археологи считают подлинной Каной ту самую деревушку, которую отверг благочестивый хранитель Гроба Господня. Речь идет о давно исчезнувшем поселении Хирбет-Кана, называемая еще Кенет-эль-Джалиль. Оно тоже располагается на холме, вокруг которого в давние времена была довольно низменная местность, поросшая тростником. Он и дал название этой деревушке. Поскольку она давно заброшена, то, в отличии от Кфар-Каны, стала прекрасным полем для археологических изысканий. Одной из первых сделанных здесь находок стали каменные водоносы. Также здесь нашли обломки каменной синагоги или церкви. Предполагается, что это поселение значительно древнее Кфар-Каны и находилось на старой дороге, ведущей из Магды к западному берегу Галилейского моря. Здесь же проходил путь из Назарета через Сепфорис к древней крепости Йодфат. Хирбет-Кана и сама во многом напоминала древнюю крепость. От подходов неприятеля ее мог бы защитить крутой склон.
Обращаясь к воспоминаниям Иосифа Флавия, исследователи отмечают, что для форпоста Хирбет-Кана подходит куда больше, чем Кфар-Кана, потому что это, пожалуй, самый неприступный объект на всей долине Бейт Нетуфа. К более поздним подтверждающим документам относят записи паломника IV века Феодосия, двигавшегося от Кесарии Приморской. Он говорит о том, что расстояние от Сепфориса (город изменил свое имя на Диокесария во времена императора Адриана) до Каны составляет примерно восемь километров. И такое же расстояние от Каны до Назарета. Именно на таком расстоянии и расположена Хирбет-Кана. На эту деревеньку указывают и флорентийские карты XII и XIII века.
Тем не менее, выбор, сделанный Франческо Кварезми в пользу Кфар-Каны как паломнического центра, кажется понятным. Ведь до этой деревеньки куда проще добраться, чем до находящейся на крутом холме Хирбет-Каны. Впрочем, на данный момент ученые так и не пришли к окончательному мнению, где же была «та самая Кана».
Анна Гольдина