Раздражающий фактор: эти странные люди в Церкви

Бывает так, что слова и поступки отдельных людей в Церкви мешают нам полностью сосредоточиться на молитве и встрече со Христом, начинают смущать и отвлекать нас. Как быть, если сосед по лавке невыносим? И что, если невыносимый сосед – это мы сами? Размышляет Лариса Беляева.

Есть расхожая фраза: «В Церковь не к людям, а к Богу идут». Но совсем не обращать внимания на окружающих, пусть даже и в Церкви, пусть даже и встретив Христа, не получится. К тому же, людей в Церковь собрал Господь, и мы не можем сказать, что приходим к Богу, если совсем не обращаем внимания на тех, кто нас окружает.

Наивно рассуждать, мол, католики все образованные/грамотные/свысока смотрят на православных/не признают высказывания священников ex cathedra как некую аксиому и тому подобное.

У нас можно встретить то же обрядоверие, агрессивную безграмотность, необоснованный апломб, в которых некоторые члены нашей Церкви очень любят обвинять братьев-православных. А можно встретить и прекраснейших, достойнейших людей, которые могли бы быть отличным примером для подражания.

К сожалению, своеобразные частные мнения имеют свойство привлекать к себе больше внимания. Да и люди, их выражающие, зачастую сами к этому стремятся. По этому поводу вспоминается грубая поговорка: «Пустая бочка пуще гремит».

Но при этом хочется привести и другое высказывание. Цитату из пьесы Е. Шварца «Дракон», диалог между Драконом и рыцарем Ланцелотом:

«Дракон. Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.
Ланцелот. И все-таки они люди».

Очень точное напоминание, что человек, каким бы он ни был, все равно изначально человек. То есть образ и подобие Божие. Как мы читаем у апостола Павла: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

Мы, люди, слабы и несовершенны, но с Божией помощью все нам возможно, в том числе и преобразиться, стать лучше.

Вспоминается еще одна цитата из Нового Завета, на этот раз из Евангелия от Матфея: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

А теперь задумаемся: кого можно назвать «братьями меньшими» или «малыми сими»? Вероятно, тех, кого мы считаем слабее себя, беспомощнее, несчастнее. Но если мы вспомним все наши истории прихода в Церковь, да и если брать шире, то, наверно, у каждого человека за спиной есть грустная, а иногда и страшная история. Иногда страшная в своей обыденности.

Например, человек в Церкви активно лезет всех учить, наставлять, одергивать, давать советы, зачастую не обладая достаточными для этого знаниями. Кажется, он считает себя особенным, исключительным, не таким, как все. На самом же деле, часто за этим стоит печальная история, как он не нашел себя, не смог реализовать себя в миру, а Церковь, по милосердию своему, дала ему такую возможность. Такой человек вызывает уже не неприязнь, а сострадание.

А кто-то приходит в католическую Церковь под влиянием личных обид на православие, а потом лет по 15 не может это забыть и пережить. Значит, человек много лет живет с этой обидой, с этой душевной раной. Это действительно больно и страшно.

Католик доказывает истинность своей веры, унижая и оскорбляя другие конфессии и деноминации, а также их отдельных представителей? Вероятнее всего, он сам не уверен в истинности своей религии или в том, что однажды принял правильное решение перейти в католичество. И, в первую очередь, старается убедить в этом себя. Уверенный в своем решении вступать в подобные обсуждения не будет.

Человек с апломбом сыплет богословскими цитатами и назойливо предлагает обсудить подобные темы? Скорее всего, искренне хотел послужить Церкви, что-то делать для нее, а по какой-то причине не сложилось. Тоже, согласимся, невесело.

Кто-то служит, как может, Церкви, но далеко не все умеет и знает, далеко не все хорошо получается? Снова в ход идут оправдания и громкие фразы о «служении». За этим могут стоять неуверенность или страх оказаться недостойными.

Другой, услышав о чьих-то переживаниях и сомнениях, обесценивает их и отгораживается рассуждениями о смирении и послушании? Вероятнее всего, с ним поступали так же.

Верующие активно обсуждают чужие поступки и чужие жизни? Как же скучно и неинтересно, выходит, они живут, если таким образом пытаются как-то «раскрасить» окружающую действительность и заполнить свою жизнь чем-то животрепещущим.

Правда, если разобраться, все подобные случаи и ситуации заслуживают сострадания, а не осуждения. Равно, как и наш личный опыт. Ведь и у каждого из нас, если быть честными, есть что-то подобное в жизни. И мы все бываем такими, и иногда поступаем так же. Грешные, «из которых я первый» — слова молитвы святого Иоанна Златоуста точно выражают эту мысль и должны служить нам постоянным напоминанием об этом.

Вспомним притчу о сеятеле. С одной стороны, разная почва, в которую падает семя (Слово Божие) – это мы сами, мы бываем разными, в разное время мы можем поступить по-разному. И в итоге важно то, что в конечном итоге выберешь, и кому будешь служить.

А с другой стороны, грубо говоря, возможно ведь и почву полить водой, удобрить, выдернуть тернии. Ведь семя – Слово Божие, то есть сам Господь Иисус Христос, Он может это все сделать с почвой, то есть с нами. Господь дает нам такую возможность, с Его помощью мы можем преобразиться, измениться (не забудем, что «покаяние» по-гречески «метанойя», то есть изменение сознания), стать лучше.

И все мы, какими мы бы ни были, можем чему-то научиться друг у друга, и чему-то научить друг друга. Как говорил святой Фома Аквинский: «Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». Тем более, если источник – это образы и подобия Божии. И речь идет о том знании, как стать совершеннее, больше любить Бога и ближних.

Господи, «там, где ненависть, дай мне приносить любовь,
Там, где обида — приносить прощение,
Там, где раздоры — приносить примирение,
Там, где сомнения — приносить веру».

Фото: cal-catholic.com