— Расскажите, пожалуйста, о себе.
— Я стал кларетином, потому что, когда почувствовал призвание, у нас школе работал священник из ордена кларетинов, и он «поймал» меня. На самом деле это рука Божья. Когда я был в новициате, то почувствовал, что это мой дом. Я учился в семинарии недалеко от Мадрида пять лет, затем два года в Риме изучал философию. Потом вернулся в Испанию, преподавал философию в семинарии, работал десять лет с инвалидами. Вместе с другом мы основали философский журнал, который существует в Испании до сих пор. Четыре года я был директором колледжа в Университете в Мадриде. Мой отец был военным. Он погиб 18 лет назад в автомобильной аварии. Он очень любил Россию, занимался русским языком, говорил по-русски, поэтому я тоже всегда испытывал интерес к России. Так что когда появилась возможность работать в России, я заявил, что готов туда отправиться. Мой настоятель сказал: «Ты готов? Поезжай!» И я поехал. Моя мама жива, у меня есть три брата и две сестры. У всех у них уже есть свои семьи. Всего у меня сейчас 14 племянников. У меня большая семья, и это очень хорошо.
— Отец Хосе, Вы философ и кларетин. Как Вы стали экзорцистом?
— Я оказался экзорцистом просто потому, что архиепископ меня назначил, а я согласился. Для меня это было неожиданностью, эта область была мне совершенно незнакома, но епископ сказал — нужно оказать послушание.
— Как проходит день экзорциста?
— Я занимаюсь не только этим. Я преподаю в семинарии, читаю курсы для катехизаторов. Я ответственный за катехизацию в епархии — это занимает много времени. Кроме того, я викарный священник в Мурманске. Когда я нахожусь в Петербурге, мне звонят и договариваются о встрече. Обычно при встрече я стараюсь уточнить, какие проблемы беспокоят человека, после этого мы молимся. Если считаю, что есть признаки влияния злого духа, читаю молитву освобождения. Только тогда, когда вижу, что это очень серьезно, я могу совершить обряд экзорцизма. Но чаще это духовные, психологические проблемы. Обычно я два раза в месяц бываю по этому поводу в Москве, потому что там много нуждающихся. Я служу мессу, а потом принимаю людей до самого вечера.
— То есть их достаточно много?
— Да. Бывают очень тяжелые случаи. Ко мне приходят разные люди, с семейными или психологическими проблемами. Иногда есть люди, которые утверждают, что они подвержены влиянию злого духа, а я считаю, что это не так.
— Насколько распространено явление одержимости?
— Есть разные степени и уровни влияния лукавого. Сама по себе одержимость — это очень редкое явление. Я занимаюсь этим пять лет и только дважды столкнулся с явными признаками одержимости. Остальные случаи — это проблемы другого рода, но я со всеми говорю и молюсь. Существуют явления, действительно связанные с дьяволом. Обычное влияние лукавого — это искушения, которые мы все испытываем. Существует сверхъестественный уровень — угнетение, когда болит голова, желудок, поднимается давление, и врачи не могут уточнить причины. Бывает, что это влияние злого духа. В этом случае нужно узнать, не занимался ли человек оккультизмом, спиритизмом и т.д.
Второй уровень — это наваждение, когда присутствуют психические явления. Его бывает сложно отличить от чисто психической болезни, но все-таки можно. Например, присутствуют навязчивые мысли о самоубийстве или трудно войти в церковь, молиться и т.д. И третий уровень — одержимость, когда дьявол присутствует в теле человека. Тогда человек не контролирует свои действия. Но я повторяю, что это бывает очень редко. Хочу отметить, что одержимый человек может быть в состоянии благодати Божией. Дьявол не может войти в душу человека без его разрешения, человек всегда сохраняет свободу воли.
— В чем разница между психическим отклонением и одержимостью? И как определить, нужен врач или священник?
— Не всегда просто определить, но можно. Когда человек болен, он болен всегда. И когда ты говоришь с ним, то чувствуешь, что есть нарушения речи, которые свидетельствуют о психической болезни. Если у человека с психикой все нормально, но есть угнетение или наваждение, он говорит об этом абсолютно нормально. Но во время молитвы появляются признаки угнетения или наваждения. У меня в Петербурге есть два психиатра, к которым я обращаюсь за консультацией. И в Москве есть одна женщина-психиатр, католичка, она работает в Курии. Это верующие люди, что очень важно. Поэтому они могут сказать, страдает ли человек психическим заболеванием. Был один случай, когда были явные признаки одержимости. Всегда нужна консультация психиатра, но не всегда это так просто.
— Может ли зло приобретать конкретные формы? Можно ли увидеть беса?
— Я не знаю, я никогда не видел. Единственное — иногда я чувствовал, что из человека выходит холод. Но у меня нет особенных даров, а есть люди, у которых они есть, и они могут что-то видеть. У меня есть только ограниченный ум и назначение архиепископа. Но обычно бес — это только дух, и видеть его невозможно.
— Способствует ли появлению подобных проблем увлечение восточными практиками, экстрасенсорика?
— Однозначно да! Есть разные практики: «целительницы»», оккультизм, спиритизм и т. д., через которые человек открывает свою душу непонятным силам, которые не от Бога. При встрече с людьми, которые ко мне обращаются, часто оказывается, что человек был очень сильно связан с этими практиками. Обычно если люди занимаются этим, они начинают чувствовать неприятные явления, особенно когда человек старается отделаться от них и приблизиться к Богу. Тогда эти проявления становятся особенно сильными, потому что дьявол не хочет отпустить свою добычу. Раньше я был очень скептически настроен, думал, что это только суеверие, но сейчас я вижу, что есть силы, которые не от Бога и которые могут очень сильно навредить. Иногда человек может страдать от этих сил не по собственной вине, потому что другие люди стараются повлиять на него. Это и так называемая порча, и разные другие вещи, о которых часто говорят в России. Это вещи, которые на самом деле действуют и могут быть очень вредными. Конечно, человек должен защищаться от этого через Церковь и таинства.
— Случалось ли такое, что Вы не могли справиться с одержимостью?
— Экзорцист должен очень много молиться и стараться вести серьезную духовную жизнь; это благотворно повлияло на меня, потому что я стал больше молиться и чаще исповедоваться. И еще нужно очень большое терпение. Когда ты занимаешься, ты понимаешь, что не ты, но Христос действует. Иногда удается справиться очень быстро. Ты начинаешь молиться, и человек с удивлением вдруг говорит: «Все!» И чувствует себя хорошо. А иногда нужно заниматься годами, регулярно. Однажды ко мне приехали двое и жили несколько месяцев в Петербурге, я занимался с ними каждый день. Было действительно страшно, потому что проявления были очень сильными. И после двух месяцев вдруг стало хуже. Для меня это было ужасно. Но потом появились улучшения, и они уехали. Молитвы всегда действуют, но не всегда так быстро, как бы нам хотелось. Нужно быть терпеливым и верить. Я всегда говорю: «Я никогда не могу справиться, только Бог. Я лишь посредник».
— Есть мнение, что одержимость не может коснуться священников и монашествующих; так ли это?
— Это неправда. Любой человек может страдать этим. Говорят, что св. Иоанн Мария Вианней очень сильно страдал от нападений дьявола, поэтому одержимость — это явление, которое не является проклятием. Человек может быть святым, жить в благодати и при этом по разным причинам страдать одержимостью. Известны случаи монашествующих и семинаристов, которые страдали этим, но в моей практике я пока с этим не сталкивался.
— Обращались ли к Вам атеисты?
— Ко мне часто ходят православные. У них мало экзорцистов, хотя среди них есть очень хорошие. Они совершают экзорцизм с помощью публичной молитвы. Приходят и некрещеные, мусульмане, например. Убежденные атеисты — не помню. Если человек верующий, но не практикующий, я говорю, что он должен посещать церковь, исповедоваться, принимать причастие. Таинства гораздо сильнее, чем другие молитвы.
— Как уберечься от злых духов?
— Нужно быть очень сильно связанным со Христом, ходить в церковь, молиться, исповедоваться, принимать причастие. Если жить так, то мы защищены. Только если мы чувствуем, что есть сверхъестественные явления, тогда нужно прибегать к помощи экзорциста. Обычно достаточно вести нормальную христианскую жизнь. И не нужно думать о дьяволе, следует думать о Христе. Помните, если дьявол ходит по миру и искушает нас, то и ангелы ходят по миру, и мы должны стараться смотреть на мир положительно.
— Требуется ли для такого служения специальное образование, особая харизма?
— К сожалению, в семинарии нам ничего не говорили на эту тему. Когда я учился в семинарии, я скептически относился к таким вещам. Я считал, что дьявол — это только персонификация зла и что нельзя говорить о его реальности. Сейчас я так не думаю. Церковь говорит, что дьявол существует, что это падший ангел и у него есть свое воинство. И я это принимаю полностью. Думаю, что об этом следует знать. Если человек приходит к священнику с такими проблемами, тот может сказать, что это психическое заболевание. Это неправильно. Я думаю, что нужна элементарная подготовка. Когда я получил назначение, я стал искать книги, ездить на конгрессы, чтобы учиться. Я начал с нуля. Может быть, у других есть харизма, но я просто получил назначение. Я философ, поэтому у меня ко всему рациональное отношение. И вначале мне было трудно.
— Есть ли экзорцисты в других епархиях?
— К сожалению, в наших российских епархиях нет никого, кто бы занимался этим. Я часто говорю с епископами, что нужны еще экзорцисты, потому что ко мне приезжают люди из Хабаровска, из Омска, с юга. Я знаю, что в Белоруссии есть 3-4 человека, на Украине тоже есть, но я там никого не знаю. Был один экзорцист в Хельсинки, француз. К сожалению, он умер год назад. Это был очень хороший человек, мудрый, я ездил к нему несколько раз и многому у него научился.
— Как Мария помогает в борьбе с сатаной?
— Я считаю, что эта помощь очень важна и необходима. В молитвах экзорцизма всегда есть обращение к Марии. И во время молитв экзорцизма или молитв от наваждения можно спонтанно молиться. Я читаю молитву «Радуйся, Мария» несколько раз. Бывает, что сильно устаешь, когда молишься два-три часа. Тогда в качестве отдыха мы просто читаем Розарий. Это очень важно и помогает. В Библии сказано, что Мария наступает на голову змея. Я всегда вначале читаю несколько молитв, обращенных к Марии, потому что это очень важно.
— Что бы Вы хотели сказать нашим читателям? Может быть, дать какой-нибудь совет…
— Спасибо за интерес. Не думайте много о дьяволе, думайте о Христе, и все будет хорошо! Он победил зло, и если мы связаны с Ним, тогда у нас все в порядке.
— Молитвы читаются на латыни?
— В требнике весь обряд экзорцизма приведен на русском. Вначале я читаю Литанию всем святым, потом «Отче наш», Евангелие на русском языке, а сами молитвы экзорцизма читаю на латыни. Не обязательно, чтобы эти слова понимал человек, они обращены к Богу и к дьяволу. Все экзорцисты говорят, что дьявол очень не любит латынь, поэтому лучше изгонять его на латинском языке.
* * *
Кодекс канонического права об экзорцистах:
Кан. 1172 — § 1. Никто не может на законных основаниях совершать экзорцизмы над одержимым, не получив у местного ординария особого и прямого разрешения на это.
§ 2. Местный ординарий может дать такое разрешение только пресвитеру, наделённому благочестием, познаниями, благоразумием и непорочностью жизни.
Источник: журнал «Дом Непорочного Сердца»