Наверное, почти у каждого есть книга, после прочтения которой мы начинали задумываться «о вере и жизни». И зачастую ей оказывается вполне себе светская литература. Примером такой книги, которая может составить вам отличную компанию в праздники, делится Лариса Беляева.
Когда мне было 18 или 19 лет, мне попала в руки серия романов о Плоском Мире известного английского писателя сэра Терри Пратчетта. В частности, книга «Мелкие боги», написанная в 1992 году.
На первый взгляд, обычная фантастика, пусть и мудрая, с философскими идеями и с юмором. Но если рассмотреть глубже, видно, что это христианская во всех отношениях книга, где, пусть и в своеобразной (далеко не каноничной) форме, но очень точно и ненавязчиво объясняются многие основы нашей веры.
Действие происходит в придуманном фантастом Плоском Мире. Это полноценный мир, которому присуще все, что присуще человеческому сообществу. Конкретно в «Мелких богах» речь идет о религии.
Одна из стран Плоского Мира, Омния – классический пример теократии. Государственная власть сосредоточена в руках церкви, которая усердно преследует еретиков. Для создания иронического эффекта, церковь Омнии учит, что мир – круглый, в то время как на самом деле он плоский и стоит на черепахе, которая, в свою очередь, стоит на четырех слонах. Этакая отсылка «наоборот» к средневековым представлениям и стереотипам об устройстве мира.
В кого же верят в Омнии? Из названия страны видно, что в бога Ома, который при этом вовсе не является Творцом мира.
Выстроена сложная и разветвленная административная система церкви. Но поклонение такой системе, исключая живое общение с богом, всегда чревато утратой подлинной связи с ним, а в итоге – и утратой веры. Однако находится герой, единственный тогда способный услышать бога. Это послушник Брута. Он встречается и общается с богом, он пытается все понять, переосмыслить и, все осознав, оставаться в любых ситуациях человеком и таким же искренне верующим. И в итоге это приводит к переосмыслению отношений с богом и к возрождению живой веры в той стране.
В книге поднимается много важных вопросов и проблем веры и религии, церкви и ее системы.
1. В определенный момент главный герой задает богу вопрос: «Ты давал нам множество заповедей. А что ты сделал для нас?», как напоминание об основном вопросе на катехизации: «Почему ты христианин? И если веруешь во Христа, то что Он сделал для нас, для тебя лично?»
В вопросе также присутствует гнев на бога («Но на самом деле ты никогда не заботился о них (о людях)!», «Тебе было просто наплевать», «Ты мог помочь людям, но ты… только делал так, чтобы тебя боялись»). Это естественно и неизбежно, как часть живых, личных отношений с ним.
2. В книге неоднократно подчеркивается важность каждого верующего, каждого человека. «Даже одного верующего – и то достаточно», «Один верующий или много – не имеет значения», «- А один – это меньше, чем пятьдесят один? – То же самое», «Чтобы у тебя были тысячи верующих, нужно биться за каждого человека». Фактический пересказ сути Евангельских притч о потерянной овце или о потерянной драхме.
3. Автор много времени посвящает необходимости живого общения с Богом. Согласно сюжету, как мы уже знаем, создана сложная и разветвленная административная система церкви. «В Цитадели было место человеку любой профессии». Но настоящая связь с богом утеряна. Остается поклонение людям, человеческим отношениям, вещам и набору правил.
«Люди начинают с веры в бога, а заканчивают верой в структуру», — говорит сам бог Ом.
«Вокруг бога формируется оболочка из молящихся, церемоний, зданий, жрецов и властей, и, в конце концов, вера умирает», — пишет в своем трактате другой герой книги, философ Абраксас.
Так и случилось в Омнии. «Пламени веры не было. Был страх, благоговейный ужас, было страстное желание, была надежда. Но пламени веры не было».
«Что такое эти обязательные молитвы. Привычка. Возможно, удобная пауза для размышлений. А еще – метод измерения времени. Молился ли Б`ей Реж (один из героев книги) когда-нибудь по-настоящему? Открывал ли душу и сердце чему-то вне себя или над собой? Наверное, да. Может быть, когда он был молодым. Он даже не помнил, когда это было».
Утрата веры приводит к поклонению обрядам. А потом может выродиться и в поклонение суевериям. В отсутствие любви и милосердия. Получается «замкнутый на себе разум».
«Я говорю о людях, бросавших камни. Они были полностью уверены. Уверены, что в яме сидят не они. Это было написано на их лицах. И они так были этому рады, что бросали камни изо всех сил».
4. Из вышесказанного вытекает следующее. Заповеди не могут быть сведены к четким указаниям и ограничениям, нарушение которых само по себе ведет к наказанию. Люди должны осознавать. Свобода воли человека – основа христианства.
«А во что я всегда верил? — после смерти спрашивает себя один из героев книги, утративший веру в бога. — Я верил, что, если человек, в общем и целом, живет правильно, не в соответствии с тем, что твердят жрецы, а в соответствии с тем, что ему кажется пристойным и честным, в конце концов, все обернется к лучшему». Напоминание о словах апостола Павла о тех, кто будет судим по своей совести, если Бога не познал. И отчасти – памятник неведомому богу.
Когда уже наступает возрождение веры, главный герой Брута произносит очень важную вещь: «Я считаю… нужно всегда поступать так, как правильно, а не так, как велят боги». То есть соблюдать те же заповеди, но по доброй воле, а не по принуждению и не из страха наказания. И понимая, почему их нужно соблюдать.
5. Знакомясь с омнианским вероучением в понимании людей, мы видим и другие очень важные вопросы, присущие и христианству. Чем опасна «ложная аскеза» и осуждение человека, как грешника по природе. Идея доведена до крайности, чтоб показать ее ошибочность. «Жизнь сама по себе греховна. А раз ты живешь, значит, каждый день совершаешь грех», «Наказание должно предшествовать греху».
6. А еще человек зачастую сам себя осуждает и обрекает на непрощение Божие. Или ему в этом помогают окружающие. Но не Бог. «Сотни тысяч людей проживают свои жизни согласно Отречениям и Наставлениям! – Я же им этого не запрещаю», «Я этого никогда не делал (не осуждал, не обрекал, не наказывал). Это вы сами».
7. Многие события книги и поступки героев напоминают нам о непреложных христианских истинах. По сути отсылки к апостолу Павлу: «Друг друга тяготы носите» и Евангельскому: «Как и мы прощаем должникам нашим». Как Брута относится к Ворбису, который «заставляет творить зло других людей». Наверное, единственному отрицательному герою книги, да и то вызывающему какую-то жалость после своей смерти, когда он испугался пустыни и одиночества. Брута не оставляет его в беде, даже после своей и его смерти. Прекрасно понимая, какому человеку он помогает. «Убийце и создателю убийц. Мучителю, лишенному сострадания». Потому что он сам смог остаться самим собой, несмотря на то, что Ворбис менял окружающих людей, делая их похожими на себя. Как Брута пытается выступить миротворцем в грозящей Омнии войне. И как окружающие начинают поступать подобным образом.
8. «Они – люди», искренне удивляется главный герой при первой встрече с язычниками. Его бог отвечает ему: «Пятерка тебе за сравнительную антропологию». Сарказм. Но тоже важное напоминание, что представители иных конфессий, да и язычники или неверующие – такие же наши братья, и мы сами ничем не лучше их. И без благодати Божией ничего бы не могли.
9. Развивая эту мысль, вспомним еще один момент. «Ты не можешь использовать свою слабость», — говорит Бруте бог Ом и слышит в ответ: «Ничего другого у меня нет», как напоминание о первой Заповеди Блаженства: «Блаженны нищие духом», то есть ничего не могущие без помощи Господа и осознающие это.
10. И, наконец, очень важная вещь: отношение автора к героям является примером того, как Творец относится к своим созданиям. Автор искренне сочувствовал своим героям, искренне переживал за них, всех их жалел, любил и считал достойными милосердия. «Жнец должен слушать свою жатву», — напишет он позже в другой книге из той же серии о Плоском Мире под названием «Мрачный Жнец».
Сложно говорить об отношении автора к вере и религии. Но, кажется, можно согласиться с тем, что со времен Честертона никто так глубоко не освещал подобные вопросы в английской литературе.
Для меня лично эта книга оказалась своего рода введением в христианство. И первым более или менее упорядоченным знакомством с вопросами веры.
Автор умер в 2015 году. Да покоится в мире.