У католиков Латинского обряда существует благочестивая традиция – в период Великого поста совершать богослужение Крестного Пути. Его предпосылками послужило: обретение реликвий Креста, паломничества в Иерусалим и рассказы паломников о местах, связанных со Страстями Христовыми, а также Крестовые походы и попытки определить ход конкретных событий в жизни нашего Спасителя. Верующие стремились сохранить и пережить некоторые наиболее значимые события из жизни Христа, продлить драму Божественной любви к человеческому роду.
Совершая это богослужение, мы молитвенно переживанием страдания Иисуса. Но в то же время можно сказать, что это отражение и нашего собственного жизненного пути. Как часто бывает, что мы делаем что-то хорошее, служа Богу и ближним. При этом нас может окружать толпа людей, безразличная или даже издевающаяся над нами. А в другой раз может случиться, что мы сами оказываемся в такой толпе, равнодушно проходим мимо чьих-то проблем и трудностей, насмехаемся над кем-то, кто делал нам добро, холодно обрекаем кого-то на страдания.
В каком-то смысле, за свою жизнь мы проходим Крестный Путь за всех его участников: то за Христа, то за Его Пречистую Матерь, за Симона Киринеянина, святую Веронику либо за сострадающих женщин; а бывает, что и за безликих участников толпы, за воинов, за испугавшихся апостолов (они вообще убежали, они уклонились от этого Пути).
Попробуем пройти его «от лица» основных участников.
Ты искренне хочешь сделать что-то доброе для Бога, Церкви, окружающих. К сожалению, бывает, что тебя никто не слышит, кроме немногих. А когда приходят трудности, может быть, рядом вообще никого не останется, только самые близкие люди. Кто из тех, кого ты считаешь друзьями, будет с тобой до конца? Кто хотя бы не пройдет равнодушно мимо? Именно тогда начинаешь ценить подлинную дружбу и преданность. Именно тогда учишься быть по-настоящему благодарным.
А толпа все громче и ближе, те, кто еще недавно шли за тобой, или разбежались, или вопят: «Распни Его!» Но ты все равно делаешь, что должен, берешь свой крест и идешь вперед. Ты сомневаешься, может быть, отчаиваешься, спотыкаешься (или кто-то толкает тебя), падаешь один раз, второй, третий… Подниматься очень тяжело, значительно проще все бросить и ничего не делать. Стиснув зубы от боли, все-таки поднимаешься и продолжаешь свой путь. Ради Бога и ближних. Ради себя самого.
В самоотречении находишь силы утешать и поддерживать плачущих и страдающих. А потом, в конце пути, может быть, даже обижавших и не принимавших тебя. Так учишься не платить злом за зло, ведь, как мы помним, благотворят только благотворящим «мытари и язычники». Христианину же и на зло следует стремиться отвечать добром. Конечно, в полной мере никто не может походить на Христа, в той или иной степени на Него похожи святые или люди, старающиеся жить праведно.
Иисуса Христа во время Крестного Пути обнажают. Господь платит Своим унижением и крайним смирением за спасение каждого из нас. Мы же очень часто внешний успех и разные его атрибуты ставим превыше духовных ориентиров. А в определенный момент жизни к тебе приходит понимание, что многие вещи, из-за которых люди (и ты в том числе) переживают, чего алчут и жаждут (материальные блага, почести и земная слава), оказываются малозначительными. Может быть, только во времена трудностей, когда мы вынуждены сосредоточиться на самом главном, нам легче отделить важное от неважного, то, что составляет нашу суть и наше призвание, от внешнего и наносного. Тогда и вспоминаешь мудреца: «суета сует» и Евангельское «Собирайте себе сокровища на Небе».
К счастью, среди собравшегося народа были и те, кто поддерживал, утешал и сострадал Христу: Его Пречистая Матерь, вероятно, «ученик, которого Он любил», Симон Киринеянин, святая Вероника, плачущие женщины. А как мы поступаем, когда кто-то из наших родных или близких друзей делает что-то доброе и прекрасное для Бога и ближних? Поддерживаем ли этого человека, умеем ли подбодрить, поощряем ли к хорошим делам, служению или творчеству? Находим ли время, чтобы чем-то помочь ему? Или проходим равнодушно мимо? Или даже «даем ему по рукам», говоря иной раз: «Это все не ново, это все было раньше», «Из тебя ничего не выйдет», «Глупо и наивно», «Это никому не нужно»…
А когда близкий человек сталкивается с трудностями и проблемами, как мы поступаем: хватит ли у нас сил идти с ним на его личную Голгофу до конца, и «оружие пройдет» и нашу душу, так мы ему сострадаем, что готовы нести крест за него? Или хотя бы мимо не проходим, стараемся облегчить его страдания? Или, может быть, просто жалеем его?
Вспомним ли, что и сами бывали на его месте? Или мы бросаем своего ближнего, убегаем, испугавшись трудностей? Или даже присоединяемся к безликой толпе, поддавшись стадному чувству?
Нужно мужество, чтобы стать для ближнего такими как Пречистая Дева Мария, Симон Киринеянин или святая Вероника, или хотя бы сострадающие женщины. А можно стать участником толпы. Или, как апостолы, растеряться и убежать. Их ведь не было там, был только любимый ученик Иисуса.
Каждый раз ты можешь поступать по-разному. Но велико милосердие и прощение Божие. Даже после твоего отступничества Христос примет и простит тебя, если ты с раскаянием придешь к Нему, как Он принял и не осудил Петра и остальных апостолов. Это тоже – подниматься после каждого падения под бременем Креста.
Толпа, окружавшая Господа, наверняка не вся состояла из злодеев и негодяев, но общий настрой захлестнул их. Так и мы нередко поддаемся этому общему настрою или равнодушием не мешаем злу. На твоих глазах над кем-то издеваются и унижают. Ты не знаешь этого человека. Говорят, добрые дела творил. А, впрочем, неизвестно. Сейчас все кричат: «Распни его!». Проще всего поддаться стадному чувству, ведь при этом так легко можно оправдать себя: «все так считают», «все так делают». А можно вспомнить, что ты тоже носишь образ Божий, вспомнить, как Он заповедал относиться к страждущим.
Может быть, только достигнув определенной «духовной зрелости», нам удается переоценить какие-то вещи, события, людей, по-новому взглянуть на все это, вероятно, отдать должное тем, кто смог что-то сделать для Бога и ближних. Подобно тому, как сотник Лонгин после трагедии нашел в себе мужество воскликнуть: «Воистину Этот Человек – Сын Божий», тем самым исповедуя Господа. Коснется ли тебя преображающая Божия благодать, чтобы быть честным хотя бы в подобные минуты?
На первый взгляд, при неглубоком рассмотрении, может показаться, что земная жизнь Иисуса Христа – тупиковая и провальная. Его обрекли на мучения и страдания, почти все оставили Его, затем Его ожидала позорная и мучительная казнь. При прохождении Крестного Пути иногда кажется, что отчаяние и здесь получило свою власть. Порой мы тоже оказываемся в похожей бездне отчаяния, и кажется, что все кончено, что жизнь мы прожили напрасно и зря. В этом мире часто страдают все, виновные и невиновные, мужчины и женщины, взрослые и дети, даже животные. Но только христианин может придать своим страданиям духовный смысл, преобразить их, взирая на Господа. Каждый верующий имеет шанс превратить свою собственную Голгофу, свои личные поражения, в глубокое духовное событие, соединяя свой собственный крест с болью и ранами Иисуса Христа.
Даже смерть – это не конец. Христос прошел этот Путь за нас и победил ее. Восстань! Восстань из мертвых! Тебя ожидает жизнь вечная. Но, чтобы воскреснуть, нужно умереть. Пройди же этот Путь, как христианин, с верой, надеждой и любовью.
Будучи людьми, слабыми и несовершенными, мы в своей жизни неоднократно проходим Крестный путь по-разному. Один раз – жертвенно и достойно, другой раз – просто с состраданием и неравнодушием к чужой боли, а третий раз – возможно, со злобой и ненавистью, как к тем, кто унижает нас, так и к страждущим.
Дай нам всем Бог, чтобы мы для начала хотя бы могли исполнить «золотое правило этики»: «Чего не желаешь себе, того не делай никому». А в дальнейшем смогли бы прощать и молиться за обижающих и ненавидящих нас, поддерживать наших ближних и выполнить свое собственное предназначение, подобно Господу Иисусу Христу, Который совершил все, что возложил на Него Бог-Отец и на Кресте простил и молился за Своих мучителей. Чтобы однажды, в день Светлой Пасхи, мы все могли бы с чистым сердцем воскликнуть: «Простим все Воскресением!». Воскресением Того, Кто страдал и умер за нас и подал нам пример всепрощающей Любви.